СтраницаРошаль Григорий Львович

Рошаль Григорий Львович - режиссёр Брянщина

Дважды Лауреат Государственных премий, народный артист СССР, кинорежиссер Рошаль Григорий Львович родился 21 октября 1899 года в городе Новозыбкове и 40 лет своей кипучей, творческой жизни отдал советской кинематографии. Памятным и очень значительным во всей его дальнейшей жизни было место в парке бывшего Вольно-пожарного общества, где находился кинотеатр «Иллюзион» французской компании «Братьев Патэ». Здесь, в один из морозных зимних ве-черов 1908 года, ему удалось посмотреть кинокартину «Али-баба и сорок разбойников». Г. Л. Рошаль вспоминает: «Меня просто поразили необыкновенно светлые краски, (да, даГ Фильм был цветной. Его кропотливо раскрашивали вручную), весь этот волшебный, мелькающий, совершенно новый для меня мир. А старик — учитель, который привел меня в «Иллюзион», шептал: «Чудо, чудо! Каждому человеку дается один раз возможность сказать: «Сезам, отворись!» Вот и для меня открылся мой Сезам. Гора чудес... Разве я мог думать, что доживу до этого, увижу такое?» На его глазах блестели слезы. И мы зачастили в кинематограф. Это посещение «Иллюзиона» стало решающим в моей жизни».
В годы революции Г. Л. Рошаль руководил театральной студией в Кисловодске. Спектакли этой студии увидел А. В. Луначарский и перевез студию в Москву. Здесь началась деятельная театрально - педагогическая и творчески-режиссер-ская работа Г. Л. Рошаля. Он был председателем Художественного совета Главного управления социального воспитания детей в Наркомпроссе и руководил мастерской педагогического театра. В Москве Рошаль кончает высшие режиссерские мастерские, руководимые В. Э. Мейерхольдом.
Первой работой Рошаля как режиссера был фильм «Господа Скотинины» (1926 г.). Это был в совершенно новой, современной трактовке «Недоросль» Фонвизина. Первым руководителем и редактором сценария Рошаля был А. В. Луначарский. Фильм удался и долгие годы был в списке рекомендованных картин для школ. Следующий фильм «Его превосходительство» на историко-революционную тему определил окончательную судьбу Г. Рошаля как режиссера. С еще большей полнотой дарование Рошаля раскрылось в работе над фильмом «Саламандра», поставленным по сценарию А. В. Луначарского. Этот фильм был одним из первых опытов совместной постановки советских и зарубежных кинематографистов. Далее Рошаль ставит фильмы «Две женщины», «Человек из местечка», «Май в Горловке». В 1934 году Г. Рошаль совместно с В. Строевой по мотивам произведений Ф. М. Достоевского («Неточка Незванова» и «Белые ночи») создает фильм «Петербургская ночь». В работе над этим фильмом проявились лучшие стороны дарования Рошаля.
В 1938 году Г. Рошаль создает один из лучших советских антифашистских фильмов «Семья Оппенгейм», который с-грал большую роль в разоблачении идеологии германского фашизма, готовившегося к нападению на нашу страну. В предвоенные годы Рошаль создает новые фильмы «Зори Парижа», «В поисках радости», «Дело Артамоновых».
Послевоенный период творчества Г. Л. Рошаля отмечел фильмами биографического характера: «Песня Абая», «Академик Иван Павлов», «Мусоргский», «Римский-Корсаков», «Вольница». По трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам» созданы фильмы «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро». Откликаясь на мировые события наших дней Г. Рошаль создал фильм «Суд сумасшедших», в котором решалась тема интеллигенции и ее протеста против поднимающего опять голову фашистского изуверства. В 1964 году Г. Рошаль начал съемку первого фильма о Карле Марксе «Год, как жизнь».
На протяжении всей его творческой деятельности верными помощниками Рошаля всегда были актеры. Многие талантливые артисты кино плодотворно работали с ним, некоторые из них с его помощью делали первые шаги в искусстве, другие были им «открыты» для кино, третьи обогащали самого ре-жиссера.
Г. Л. Рошаль награжден орденами Трудового Красного Знамени и Отечественной войны 1 степени. Григорий Львович не забывает свой родной город. В 1966
году он побывал в Новозыбкове. Новозыбковцы тепло встретили своего земляка.

Кинорежиссер Г.Л. Рошаль.
«Я еще маленький, совсем маленький. Живу с дедушкой и бабушкой в провинциальном городке... Зима. Маленький городок Новозыбков. Погруженный в густую тьму декабрьской ночи, он утопает в снежных сугробах. В городе еще нет электричества. А на воздвигнутой над воротами сада «Вольно-пожарного общества» деревянной дуге сияют синие, зеленые, красные электрические лампочки кинематографической вывески. На вершине дуги выпилен петух. Он весь испещрен светлячками разноцветных лампионов. И по дуге пробегает надпись: «Братья Патэ Иллюзион», — вспоминал много лет спустя режиссер Григорий Львович Рошаль о своем первом знакомстве с кино. Потом кинематограф перевели в небольшое двухэтажное здание, примыкающее к базарной площади. Это связано с другим воспоминанием будущего режиссера: «... Город Новозыбков. Воскресный день. В небольшом кинематографе, как на базаре, народу набилось сверх всякой меры. Пар идет от полушубков. Из таинственной будки позади зрителей лучи доходили до экрана потускневшими, и зачастую необычно странным выглядело изображение, пробившееся как бы сквозь цепочку облаков».
Волшебство экрана и первая увиденная им кинокартина «Али-Баба и сорок разбойников» произвели на мальчишку впечатление, оставшееся на всю жизнь. И получилось так, что он стал кинорежиссером. И не просто режиссером, а выдающимся. Григорий Львович Рошаль создал ряд замечательных фильмов: «Саламандра», «Петербургская ночь» (с В.П. Строевой), «Семья Оппенгейм», «Мусоргский», «Песня Абая», «Академик Иван Павлов», «Дело Артамоновых», «Зори Парижа», «Суд сумасшедших», «Год как жизнь», кинотрилогию «Хождение по мукам»... Всего на его счету более двадцати фильмов. Многие из них хорошо знакомы старшему поколению брянцев. Они успешно демонстрировались в городских кинотеатрах, на селе. Г.Л. Рошаль не раз приезжал в родные края, встречался с земляками. Известен он и как педагог. Из-под его пера вышли книги «Диалог с кинорежиссером», «Кинолента жизни».
За заслуги в развитии кино Г.Л. Рошаль удостоен звания народного артиста Советского Союза. Ему дважды присуждалась Государственная премия СССР. Умер Григорий Львович в январе 1982 года. Имя выдающегося режиссера носит одна из улиц города Новозыбкова. В Москве на доме № 28 на Большой Полянке, где многие годы он жил, установлена мемориальная доска.

Я. Соколов