Страница РОПСК

СТАРЫЙ И НОВЫЙ РОПСК БРЯНЩИНА

СТАРЫЙ И НОВЫЙ РОПСК. Мы расстаемся с автостра­дой и далее продвигаемся по менее благоустроенной до­роге. Проезжаем станцию и поселок Климово, где, как мы упоминали, был расположен мужской Покровский монастырь — одиа из самых крупных старообрядческих монастырей России. От него сохранился ряд зданий, в том числе главный собор в духе провинциального клас­сицизма XVIII века. Здания монастыря перестроены и приспособлены под нужды школы-интерната. История этого монастыря довольно любопытна: деревянная По­кровская церковь (не существует), а также вся церковная утварь были перевезены на это место при изгнании рус­ских старообрядцев из Польши в 1764 году. В 1772 году во вновь основанном монастыре была построена камен­ная церковь Николая, которая, видимо, и дошла до нас в перестроенном виде.

А отсюда рукой подать до Старого Ропска.

Сразу видно, что это поселение старинное, когда в си­лу оборонных, а также и эстетических соображений вы­бирали для поселения не ровные места, а, наоборот, изре­занные взгорками и ложбинами. Село расположено по берегам небольшой речки Ирпы. В летописи XII века в составе Черниговского княжества упоминается город Ропеск или Юропеск, на основании чего историки пола­гают, что это именно и было поселение, позже получив­шее название — Старый Ропск.

В самом центре этого древнего поселения сохранилась построенная из дерева Пречистенская церковь довольно архаичного вида, что дает основание датировать ее кон­цом XVII или первой третью XVIII века. Архитектура ее является наглядным воплощением приемов творчества трех народов: русского, украинского и белорусского. Здание рублено из бревен толщиной до сорока сантимет­ров и снаружи обччповано более поздней дощатой обшивкой,  в силу чего первоначальный облик здания утерян и тем самым его художественное качество снижено.

По крестообразному плану и расположению куполов на каждой ветви креста — это типично украинский храм. Но по пропорциям он ближе к русским и белорусским памятникам. В украинских храмах этого типа все главы завершались несколькими барабанами, уменьшавшимися по высоте и ширине; здесь нет этого.

Памятник отличается богатством объемов: выступаю­щие ветви креста с севера, востока и юга — граненые, пятистенные, а с запада — четырехстенная. В зависимо­сти от планов срубов устроены кровли, в основном — шатровые. Между выступающими концами основных срубов прирублены небольшие, пониженные объемы, бла­годаря чему создан гармоничный, красивый план, на ко­тором логично вырастают объемы.

Церковь была сооружена, когда эти земли входили в состав казацкого Стародубского полка.    Административное и в то же время военное деление на полки и сотни способствовало организации военных сил народа для борьбы с многочисленными врагами. Суровому времени соответствовали и формы храма, они также просты и су­ровы, на них никаких резных украшений нет.

Очень прискорбно, что этот редкий памятник находит­ся теперь в запущенном состоянии.

Искусство бесконечно разнообразно. Давно уже заме­чено, что попытки подогнать этапы его развития под какую-то схему, пусть даже самую идеальную и всеобъ­емлющую, обычно кончаются неудачей. Всегда найдутся примеры, которые не укладываются в нее.

Так в данном случае. Только что мы говорили о про­стоте и даже суровости форм архитектуры, ибо жизнь в ту пору была далеко не идиллической. Помимо врагов внешних народ изнывал под игом «ясновельможных» и восставал против них, да и сами гетманские старшины нередко дрались между собой, отчего также страдал народ.

Все это верно, но архитектура при этом была разная! Далеко не всегда она была аскетической и суровой, а скорее, даже наоборот — ее пропорции были стройны, красивые формы поражают богатством своих линий, — в целом создавался архитектурный образ мажорный, приподнятый, ликующий. Такому «непостоянству» не следует удивляться; нет какой-то всеобъясняющей пер­вопричины развития искусства, эти причины многообраз­ны, сложны, нередко противоречивы.

Чтобы убедиться в этом, следует проехать по той же дороге километра три дальше и в селе Новом Ропске, существующем с 1620 года, ознакомиться с Никольской, тоже деревянной церковью. Построена она в 1732 году «коштом его ясновельможности гетмана пана Даниила Апостола», как это явствует из сохранившейся надписи главного входа. Эта надпись выполнена старославян­ским шрифтом, она красиво обрамляет шестиугольный дверной проем и сама по себе является большой ред­костью, каким-то чудом дошедшей до нас.

Объемно-плановое построение церкви в основном то же, что и у предыдущего памятника: крестообразный план, пять куполов, центральный повыше и более мас­сивен, чем остальные. Однако художественный облик па­мятника совсем иной, он создается более стройными про­порциями, формы удлиненные, они тянутся ввысь.

Церковь рублена из бревен толщиной в сорок санти­метров и, как и в предыдущем случае, снаружи облицована более поздней деревянной обшивкой. Внутри срубы обшивки не имеют. По украинскому обычаю, внутренних перекрытий нет, а срубы сверху донизу побелены. Таким образом, перед нами редкий случай сохранившегося ин­терьера памятника такого рода.

Есть еще и другие особенности в архитектуре Ново-Ропской церкви, на которые нельзя не обратить внимание. Это — опоясывающая здание галерея, так называемое опасание. Этот прием хорошо известен по памятникам правобережной Украины, и в свое время он был распро­странен и на левобережье. Но сейчас в этих местах со­хранилось очень мало памятников деревянной культо­вой архитектуры, и ни один из них не имеет опасения. В этом смысле Ново-Ропский памятник является уни­кальным. На Стародубщине климат значительно суровее, чем в южных и западных землях, и поэтому опасание имеет вид закрытой обходной галереи. В западных об­ластях опасание делалось обычно открытым.

Объемы Старо-Ропской церкви кверху суживаются. Это делалось для большей устойчивости здания, но одно­временно этим подчеркивалась устремленность массы здания вверх, чем создавалось впечатление легкости, подвижности. И, наконец, очертания дверных проемов. Они, как отмечалось, не четырехугольные, как обычно, а шестиугольные, четыре верхних угла сделаны тупыми. Это одна из отличительных черт старинного украинского зодчества, такие проемы делались в каменных и дере­вянных монументальных зданиях, а иногда даже в сель­ских хатах, каморах и тому подобных сооружениях.

Ново-Ропский памятник примечателен также тем, что в нем частично сохранилась настенная живопись как снаружи, так и изнутри, что в деревянном зодчестве встречается также очень редко. К сожалению, этой жи­вописи сохранилось мало, и к тому же она, видимо, не­давно для пущего «благолепия» безграмотно «поновле­на» (церковь действующая). Это «самодеятельное» понов-ление старинной живописи практикуется издавна, что является настоящим бедствием для памятников.

Сохранившаяся почти в нетронутом виде живопись на внутренней двери главного входа является довольно ти­пичным образцом подобного рода живописи середины XVIII века. На этой расписной двери укреплен старин­ный замок очень интересного устройства; все части его сложного механизма изнутри здания открыты, как бы демонстрируя мастерство его изготовителя.

В западном притворе церкви устроены небольшие хо­ры в виде перехода от северной стены к южной, что в деревянных церквах встречается также редко.

Итак, характерная выразительная архитектура, настен­ные росписи, интересные детали интерьера, ко всему этому — точная датировка памятника с указанием име­ни заказчика, засвидетельствованная в сохранившейся надписи... Перед нами редчайший для этих мест при­мер, который надо оберегать как зеницу ока!!

Местечко Новый Ропск при слиянии речек Ирпы и Прудца, поселено, как говорит местное предание, на месте бывшего города Смядина (Сообщено Ф.А. Николайчиком. Предание это едва ли имеет какое-либо основание. Смотри Материалы для историко-географического словаря России, Барсова, 1865 год, страница 187). Поселение Нового Ропска должно быть отнесено к концу первой половины ХVII века, когда Ропская волость принадлежала Салтану. В 1679 году Новый Ропск называется уже местечком, следовательно, в это время он был уже центром Ропской волости, которую составляли села: Старый Ропск, Карповичи, Сачковичи, Тимоновичи, Бровничи, Хоромное, Могилевцы. Приводим акт, в котором Ропск назван местечком: "Я, Семен Грышкович, мелник, жывучий в маетности пана Михайла Ивановича Рубца, имеючи кодыцию от его ж самого, млынов часть третюю в мистечку Ропску, на реце Прудцы, чиню ведомо ... не схотелем держати вышей менованого млынку налжитой части своей третей, пустилем на вечное держане при тих двох частей, свою третю, за золотих 70 доброй монеты, вышей менованному пану своему, пану Михайлу Ивановичу Рубцу ... Писан в Ропску, року 1679, мес. - дня". Подлинник у А.С. Лашкевича. Интересно, что в том же году, в другом акте, Новый Ропск называется и слободой; но Самойловичу нужно было, чтобы Ропск был слободой, а не местечком ... После изгнания поляков, Ропской волостью завладел Михайло Рубец, за которым она была утверждена Брюховецким. Но в 1679 году Ропская волость у Рубца была отнята Самойловичем и присоединена к гетманским имениям, в числе коих состояла до смерти Апостола. Затем Ропская волость находилась в казенном ведомстве до 1741 года, когда она была пожалована Неплюеву; но в августе 1742 года Ропская волость от Неплюева была отобрана и пожалована Алексею Разумовскому. От последнего Ропская волость по наследству перешла к Кириллу Разумовскому. Из описи Ропской волости при отдаче ее в 1745 году Разумовскому, видно, что в Новом Ропске существовал "замок", обнесенный земляным валом; в этом замке находился "панский двор, огороженный заметом в столбы; ворота двойные резные, с калиткою; на них - летняя светлица с 11-ю окнами, покрытая гонтом". При описании Нового Ропска в 1781 году, в нем показаны четыре цеха: кравецкий, шевский, шаповальский и ткацкий. В том же описании замечено, что некоторые из жителей Нового Ропска "упражняются в медвежей охоте и принимая от экономии и от посторонних помещиков, медведей, обучают их под музыку и водят их для забавы в малороссийские степные города, в Слободскую Украинскую губернию, в донские станицы и в Великороссию, даже до Москвы; и с того без нужное свое пропитание имеют и платят владельцу чинш; и таковых охотников в одном сем местечке до 20-ти дворов". Уже по описи 1734 года в Новом Ропске показано восемь "медведников", с которых собиралось по рублю. По первой переписи Малороссии 1723 года – казаков 10 дворов; крестьян Ропской волости "грунтовых - 92 двора, безгрунтовых гендлиовых - 25 дворов, бобылей огородников - 80 хат и бобылей безогородных - 36 хат и крестьян подсоседков 8 хат". В 1781 году по распоряжению графа Румянцова, перед открытием наместничеств, было сделано статистическое описание Малороссии, по которой числилось казаков 20 дворов и 21 хата; крестьян Разумовского 363 дворов, 412 хат и бездворных 9 хат.