СтраницаРоменская

Роменская культура. Брянщина.

Плохое знание военного дела сослужило венедам-колочинцам дур­ную службу. Мы уже говорили про Трубчевский клад. Он, как и множество других антских кла­дов, оказался спрятанным в земле в конце VII века не случайно. Это связано с приходом чужа­ков на земли венедов. Чужаками оказались не кочевые племена, а такие же славяне. В бассейн Десны и верхнего Днепра, а затем и на Оку и Дон приходят с Вислы, Волыни, с Днепровского правобережья и из Поволжья группы других славян. Венеды-колочинцы и их культура раство­ряются в новом населении, следы которого археологи называют роменской археологической культурой (названа так по г. Ромны в Украине].

В отличие от колочинцев, роменцы предпочитали жить на укрепленных городищах на вы­соких берегах рек, хотя и неукрепленные сельские поселения у них в округе таких городищ тоже имелись. Домами были, как и у колочинцев, полуземлянки, однако устроенные иначе: стены из брёвен имели обычно срубную конструкцию, а в дальнем от входа углу жилища стояла глино­битная печь, которая топилась «по-черному», то есть без дымохода.

Реконструкция роменского жилища (по А.В. Григорьеву)                   .

Фрагмент горшка роменской культуры. Виден гусеничный орнамент на поверхности

Роменские кладбища представляют собой группы курганов, внутри которых хоронили со­суды с прахом сожженного покойника. Каждый курган мог быть маленьким семейным кладби­щем с несколькими захоронениями - своего рода «фамильным склепом».

Роменцы-северяне - оседлые земледельцы, возделывавшие рожь, пшеницу, просо (мы зна­ем об этом по находкам обугленного зерна в ямах-погребах на поселениях) были дружны со степными племенами алан. Об этом свидетельствуют не только традиции употребления северя­нами в пищу конины (что для большинства славян не характерно], не только частое совместное проживание в одних поселках, о чем говорят, например, стоявшие бок о бок с прямоугольны­ми роменскими полуземлянками круглые жилища, похожие на аланские степные юрты. Свиде­тельство этого союза - это еще и «древности волнынцевского типа». Их отличие от типичных роменских заключается в присутствии на поселениях специфической для роменцев керамики, изготовленной на гончарном круге. Она встречается почти совместно с большими амфорами и типичными аланскими и хазарскими украшениями. Четкие хронологические рамки (вторая по­ловина VIII - первая половина IX веков) позволяют связать эти вещи именно с периодом вхож­дения северян в состав территорий, контролируемых Хазарским Каганатом.

Роменцы лепили глиняную посуду вручную, без применения гончарного круга, добавляя в глиняное тесто раздробленную керамику - шамот. Керамика представлена высокими лепными горшками-кувшинами, низкими мисками и глиняными сковородами. Часто роменцы украшали горшки и сковородки не только защипами по венчику, но и оттисками так называемого «гусенич­ного штампа» - веревочки, намотанной на палочку. В отличие от колочинцев, роменцы имели очень развитое кузнечное ремесло.

Итак, славяне-носители роменской культуры, покорив местные славянские племена и став новой родовой знатью, начали формировать известные нам по русским летописям славянские пле­менные союзы. Юго-восток региона заселяют представители племенного союза северян. Радимичи заняли запад (бассейны Ипути и Беседи), а вятичи - северо-восток (по Болве и Ресете). Роменская культура практически в равной степени, с некоторыми локальными особенностями характерна и для радимичей, и для вятичей, но в первую очередь - для племенного союза северян. «Седоша по Десне, и по Семи и по Суле, и нарекошеся север», - пишет о них русский летописец Нестор.