Страницаромановка

Село Новая Романовка Мглинский район Брянская область

Брянская область, Мглинский район, село Новая Романовка, церковь Покрова, 1811 год

СТАРАЯ РОМАНОВКА. Поселена на месте бывшей буды Иваном Романовским. Расположена деревня на речке Воронусе.

Новая Романовна на этой же речке поселена на грунтах под Мглином также Иваном Романовским в 1694 году.

Село Новая и Старая Романовки расположены в южной части Мглинского района.  Села расположены на берегах реки Воронусы.

21 сентября у памятника погибшим односельчанам в Новой Романовке прошел митинг

Усадьба Дуниных-Борковских находится в центре большого древнего села Новая Романовка 

Достоверные сведения о Старой и Новой Романовке начинаются со второй половины XVII века. Деревня Старая Романовка при речке Воронусе возникла на месте бывшей буды, на землях, еще никому не принадлежащих. Основал ее знатный казак мглинской сотни Иван Романович Романовский. В 1694 г. на другой стороне Воронусы по разрешению полковника Стародубского полка Миклашевского Романовский начал «садить» новое поселение. С этого времени за старым поселением закрепляется название Старая Романовка, а за новым – Новая Романовка. Разрешение Миклашевского, данное сотнику Романовскому,  было утверждено в 1695 году гетманом Мазепой. Так возникли обе Романовки. Возникли они как свободные поселения, но потом оказались в полной крепостной зависимости от помещиков и неоднократно передавались по наследству. В дальнейшем они перешли к Турковским, а затем к Борковским, у которых находились вплоть до Октябрьской революции.
Из всех владельцев Романовок наибольшую память о себе оставил Степан Артемьевич Лашкевич. Его предки – выходцы из Белоруссии жили в Стародубе, служили в Стародубском полку, за безупречную службу получали денежное вознаграждение и пожалованные земли. Потомок этих Лашкевичей – Степан Артемьевич служил на Мглинщине, имел звание корнета, женился на Александре Андреевне Дуниной-Борковской. И в течение 1801-1807 годов все имения Борковских – обе Романовки, Ветлевка, Ормин, Лукавица стали владением С.А.Лашкевича. Владелец такого обширного имения поселился в Новой Романовке.
 
 

Новая Романовка

В десяти километрах от Мглина на речке Воро-

нусе расположена усадьба Новая Романовка.

Описание усадьбы, подробное и вдохновенное,

сделано В.Н. Городковым, и мы воспроизводим далее

его текст с некоторыми сокращениями и дополнениями.

Первоначальный облик усадьбы неизвестен.

Современный вид её начал складываться в начале

XIX в. постройкой самого замечательного сооруже-

ния – церкви Покрова Богородицы (1811). С этим

памятником связано имя выдающегося русского

художника Владимира Лукича Боровиковского, кисти

которого принадлежали иконы, украшавшие ориги-

нальный иконостас Покровской церкви.

Известный русский художник-пейзажист Л. Ла-

горио изобразил в 1886 году усадьбу уже в сложив-

шемся её виде. В основных чертах она сохранилась

до наших дней.

В 1853 г. по проекту петербургского архитектора

Д.Е. Ефимова построен каменный дом, который стоит

и поныне. Парк разбит был, по-видимому, гораздо

раньше. Своей геометрической регулярной плани-

ровкой он, возможно, обязан ранее существовав-

шему здесь ещё в начале XVIII в. «плодовитому саду».

УСАДЕБНЫЙ ПАРК

Парк занимает территорию в 26 гектаров. Двумя

сторонами парк обращен к пойме речки Воронусы.

Раньше юго-восточная сторона парка подходила к бе-

регу большого искусственного озера, образованного

плотиной на реке. Теперь плотина не существует, вода

ушла. Остался болотистый луг с лужей посредине...

Прямые линии аллей разделяют территорию парка

на ряд участков правильной формы. Центральная более

чем полуверстная аллея, идущая с востока на запад,

является осью композиции парка. На неё «нанизаны»

все части усадебного ансамбля. Аллея начинается на

береговом склоне озера, проходит вдоль дома усадьбы,

пересекает партерную часть парка с цветником и игро-

выми площадками, углубляясь в парк, делит внутреннее

озеро на две части, подходит к церкви Покрова и далее

замыкается поперечной аллеей фруктового сада.

В средней части парка две ломаные аллеи об-

разовывали в былые годы крупный шестиугольный

участок. Контуры его прослеживаются и сегодня. Это

центр парка. Раньше в середине шестиугольника

стояла «альтанка» – беседка из акации. Она связыва-

лась короткой кленовой дорожкой с главной аллеей.

Беседку окружали фруктовые деревья. В ближнем

углу шестиугольника размещается Верхний пруд. Он

меньше и отделен от Нижнего пруда земляной пло-

тиной, по которой проходит главная аллея. Уровни

воды в них на разной высоте.

Одной стороной шестиугольный участок при-

мыкает к центральной аллее. Здесь располагались

основные достопримечательности парка. Южнее её

вдоль сельской дороги – от главного дома усадьбы

до храма Покрова – находится пейзажный, ланд-

шафтный участок парка. Это дань времени, следы

увлечения устройством «английских садов» XVIII века.

В пределах пейзажного участка были проложены

криволинейные, скрывающиеся среди деревьев

дорожки и тропинки. Они блуждали по берегам пру-

дов, то ныряя под разлапистые ветви деревьев, то

приближаясь к воде, то вновь исчезая в прибрежной

траве и кустах.__

Новая Романовка. Вид усадьбы. Худ. Л.Ф. Лагорио (1886 г.)

Главный усадебный дом (сер. XIX в.)

Новая Романовка. Церковь Покрова Богородицы

ХРАМ ПОКРОВА

Описание храма и его внутреннего убранства

было опубликовано в сборнике Ф.Ф. Горностаева

«Дворцы и церкви Юга» (1914 г.), его мы и приводим,

с сокращениями.

«Неожиданным светлым пятном среди лесной

глуши рисуется усадьба «Романовка», имение го-

спожи Дуниной-Барковской, Мглинского уезда Чер-

ниговской губернии, этот последний слабый отзвук

исчезнувшей помещичьей культуры.

… Дом построен небезызвестным петербургским

архитектором Д.Е. Ефимовым во второй половине

19-го века и принадлежит эпохе эклектизма. Его не-

уютные, какие-то пустые комнаты мало согласованы

с наружной архитектурной обработкой. В фасадах

– в стиле Возрождения нет четкости пропорций и

отсутствует изысканность рисунка.

Храм Покрова сооружен в 1811 году местным

помещиком Лашкевичем и принадлежит времени

увлечения «эллинским искусством». Простой, но

выразительный по плану храм по идее напоминает

известную Башню ветров в Афинах. Крестообразный

по плану, он с трех сторон имеет четырехколонные

портики дорического, греческого типа. Отзвук «рим-

ской классики» здесь сохранен в излюбленной форме

сферического купола, венчающего храм, в круглых

и полукруглых окнах, а также и в высоких «римских»

пропорциях фронтонов.

Удивительно встретить в глуши это изящное и

выдержанное произведение Александровского

классицизма, этот оригинальнейший образчик за-

рождающегося русского ампира. Владелец усадьбы,

строитель этого прекраснейшего храма, несомненно,

обладал высокоразвитым художественным вкусом.

Явное этому доказательство даже не самый храм,

не его внешность, а то, что находится внутри. Храм об-

ладает на диво скомпонованным иконостасом кисти

высокоодаренного художника В.Л. Боровиковского.

Редко приходится видеть такую гармонию, кото-

рую встречаем здесь, в удивительной согласованно-

сти внешности и внутренности храма. Очень просто

и нежно обработанный внутри карнизами и поясами

и весь окрашенный в белый цвет храм залит весь

обильным светом, широко льющимся со всех сторон

из четырех рядов разной величины и формы окон.

Внимание сразу приковывает иконостас. Весь неж-

ный, мягкий по тону и воздушный, он чарует своим

изяществом и согласованностью форм.

Тонкая, идейная живопись ярко и выпукло высту-

пает, обрамленная нежной резьбой, на фоне удиви-

тельно скомпонованного иконостаса.

Изысканное сочетание белого с золотом, мастер-

ская лепка резьбы и выдержанность художествен-

ного ансамбля делают иконостас редким произведе-

нием искусства, который мог бы послужить лучшим

украшением любого столичного музея. Совершенно

особую и исключительную ценность придает ему уди-

вительный, цельный ансамбль из 26 подлинных икон

– одной руки, не тронутых позднейшими поправками

и не утративших от времени своего чудного колорита.

Сильный и проникновенный в области религи-

озного творчества, Владимир Лукич Боровиковский

в каждую икону Романовского иконостаса вложил

ему присущее понимание религиозного сюжета и

удивительную экспрессивность одухотворенных лиц.

У каждого религиозного живописца есть свое

представление божества, божественности, святости.

У Боровиковского оно может быть пояснено словами:

«необыкновенная высшая красота в мире любви и

кротости».

Все изображаемые им лица идеально прекрасны

и жизненны, но жизнью высшей, одухотворенной.

Прелестная группировка и великолепный колорит

довершают обаятельную прелесть его композиций.

Но не в одной технике и колорите и даже не в

экспрессии заключается чарующая, захватывающая

своей одухотворенностью прелесть изображений.

Имеющиеся свидетельства и собственные записки

художника говорят о высоком религиозном настро-

ении художника: приступая к какой-либо важной,

религиозного характера работе, Боровиковский

отправлялся в церковь, где слушал молебен, затем

читал Евангелие или житие изображаемого свя-

того; одним словом, поступал так, как поступали

старинные иконописцы. Горячий мистик, близко

принимавший к сердцу все высокое, он «приходил

в сокрушение и слезы лились». Изображаемые им

религиозные сюжеты, несмотря на то, что по стилю

и характеру своему более приближались к картинам

западной католической трактовки, носят глубокий

православный характер. Это не просто изображения

событий, это не просто картины, а иконы, и в них

Боровиковский, как бывший иконописец, остался ве-

рен себе. Это и есть высшее достоинство художника,

сумевшего в конкретных, условных формах передать

чувство своей веры.

Произведения Боровиковского поэтичны, чарую-

щи, понятны, и нет на Руси уголка, где бы не нашлось

копий с его известных произведений.

Романовский иконостас представляет довольно

распространенный прием триумфальной арки в так

называемом стиле ампир, увенчанной фигурой Христа

во славе, с сиянием вокруг. По самой арке в кругах раз-

мещены апостолы по двое в каждом медальоне. Арку

поддерживают устои, все три стороны которых заняты

иконами: с лица и с внешних сторон – местными и с

внутренних сторон – иконами Архангелов на северных

и южных дверях, над последними помещены изобра-

жения Нерукотворенного Спаса и усекновенной главы

Предтечи. В глубине арки помещен высокий портал

Царских врат, увенчанный группой «Распятие». Свое-

образный силуэт этой прелестной группы рисуется в

средине триумфальной арки и служит центральным

пунктом всей композиции иконостаса. Ниже «Распя-

тия» в аттике портала находится изображение «Тайной

вечери», почти дословное повторение известной

«Тайной вечери» Леонардо да Винчи, находящейся

в трапезной монастыря «Santa Maria delle grazie» в

Милане. Ниже «Тайной вечери» в неподвижной фра-

муге Царских врат помещено небольшое по величине

изображение «Благовещения», окруженное сиянием,

– очень тонкое и сложное по письму. На полотнах

Царских врат, в медальонах размещены в обычном

порядке фигуры Евангелистов. Направо и налево от

Царских врат, замыкая пролет триумфальной арки,

находятся местные иконы Спасителя и Богоматери, а

над ними в полуциркулях – сонмы Пророков.

Весь иконостас производит впечатление необык-

новенного изящества, стройности и согласованности

живописи и архитектуры. Обильное, но не резкое__

   

Новая Романовка. Церковь Покрова. Общий вид иконостаса. Фото 1913 г.

ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ

Новая Романовка поселена как слобода в 1694

году сотником Иваном Романовским по позволению

Миклашевского: «презентуючи нам Ив. Романовский

розних людей купчие писма, данние себе на грунта

под Мглином, над речкою Воронусою, на другой сто-

роне от хутора своего (Старой Романовки), просил,

абы могл на тих грунтах скилки человек осадити...».

Разрешение полковника было подтверждено в сле-

дующем году Мазепой.

По смерти Ивана Романовского его мглинские

имения универсалом гетмана Скоропадского от

18 декабря 1708 года утверждались за его сыном

Петром Романовским, бунчуковым товарищем; позд-

нее имения Романовских унаследовал их племянник

Максим Михайлович Турковский, сотник мглинский

(1734–1735). Его отец, тоже сотник мглинский, был

женат на дочери Ивана Романовского. Все имения

Романовских (обе Романовки, Ветлевка, Ормин) пере-

шли к Турковским. Турковским также принадлежала

и слобода Лукавица.

Михаил Турковский начал службу «при боку»

Мазепы, т.е. был, вероятно, одним из числа его «дво-

рян». В это время он попал к шведам в плен и по

выходе из «шведской неволи» сделан был почепским

«дозорцей». Здесь Турковский женился на дочери

Ивана Романовского и по смерти тестя поставлен был

мглинским сотником. Сотником Турковский пробыл

до 1710 г., когда был сделан «господарем Гадяцкого

замка». Затем в 1729 г. он был назначен генеральным

писарем.

Занимая такой важный уряд в продолжение всего

гетманства Апостола, Турковский ничем не выделил-

ся. Помощником его в это время был Андрей Безбо-

родко, который своими блестящими дарованиями

ещё более затенял своего начальника. У Турковского

было, по-видимому, два сына: один из них – Максим,

женатый на дочери бунчукового товарища Григория

Кулябки Анне и бывший мглинским сотником. Максим

Турковский унаследовал имения беспотомных своих

дядей Петра и Владимира Романовских.

Дочь мглинского сотника Максима Михайловича

Турковского Марфа была замужем за бунчуковым то-

варищем Василием Андреевичем Дунин-Борковским

и принесла ему в приданое все имения Турковских.

С тех пор усадьба в Новой Романовке – это усадьба

Дуниных-Борковских.

Род этот весьма и весьма примечателен как своим

происхождением, так и легендами, которые связаны

с основателем украинской ветви рода – Василием

Касперовичем. Род этот, по замечанию Г.А. Милорадо-

вича, «самая древняя фамилия XII века». Существует

несколько версий происхождения рода: от самых

фантастических до более или менее достоверных.

Например, этот род возводят к сыну дочери датско-

го короля Эрика Тёмного, княжны Марии, которая

была к тому же внучкой киевского князя Святополка

и правнучкой византийского императора Алексея

Комнина…

Самой распространённой считается версия такая:

род Дунин-Борковских происходит от Петра Дунина,

сына Вильгельма Швено (вариант слова «лебедь»

по-датски), датского дворянина при дворе Эрика

Тёмного, женатого на принцессе. Пётр Дунин приехал

в Галицкую Русь служить перемышльскому князю

Володарю в 1124 г., позже служил польскому королю

Болеславу Кривоустому.

Имя Дунин происходит от польского слова «дун-

ский», «дунчик» – датчанин.

В 1482 г. родился продолжатель линии Дуниных,

который стал владеть имением Борковицы в Польше.

Отсюда и двойная фамилия: Дунин-Борковский. Его

потомки – дворяне и графы Дунины-Борковские.

(Кстати, в современной Польше имеется союз по-

томков рода Дуниных, который проводит ежегодные

съезды. Председатель союза в настоящее время (с

2002 г.) – Ян Дунин-Борковский).

Есть и другой вариант появления двойной фа-

милии: в 1638 г. король Владислав IV пожаловал

полковнику Анжею-Касперу Дунину село Борковка

в Борзненской сотне Черниговского полка.

С тех пор Дунины прибавили к своей фамилии

Борковские, позже основав ряд Борок, Борковок и

других поселений под подобными названиями по

всей Украине.

Наиболее серьёзная версия изложена всё-таки

графом Г.А. Милорадовичем, который, будучи чер-

ниговским губернским предводителем дворянства

и составляя «Родословную книгу Черниговского

дворянства», работал непосредственно с доку-

ментами и имел возможность, критически подходя

ко всякого рода легендам, выбирать наиболее

обоснованные версии. Он также допускает, что ос-

нователем рода был датчанин Вильгельм, женатый

на дочери короля Эрика Тёмного. Это, вероятно,

единственное допущение, не подтверждённое

никакими документами.

Дальнейшая родословная расписана подроб__

А.В. Шпунтов