Страница Результаты

 Результаты обнадёживают. Брянская область. 

Председатель Брянской областной Думы Владимир Ильич Гайдуков

—     Возможно, вопрос про­звучит немного наивно. И все-таки. Как формирует­ся повестка вопросов, рас­сматриваемых в областной Думе?

—     План законотворческой деятельности Думы формиру­ется из предложений комите­тов и Совета областной Думы. Комитеты готовят вопросы и вносят на Совет Думы, кото­рый и формирует проект по­вестки очередного заседания законодательного органа. Эта повестка может быть дополне­на непосредственно на заседа­нии Думы.

При этом основная часть законопроектов и прочих ма­териалов, требующих рас­смотрения законодательным органом, поступает в Думу от Губернатора Брянской об­ласти, из структур областной администрации. Плюс — фе­деральная власть (в частности, Государственная Дума Феде­рального Собрания РФ), чьи проекты федеральных зако­нов, а также законодательные инициативы субъектов Россий­ской Федерации наши депута­ты рассматривают с принятием соответствующих заключений ежемесячно. Кстати, Брянская областная Дума и сама высту­пает с законодательными ини­циативами на федеральном уровне. Напомню, в качестве примера, что новая памятная дата России — День парти­зан и подпольщиков, который наша страна недавно отмети­ла, учреждена по инициативе депутатов Брянской областной Думы.

Впрочем, в Думе рассматри­вают не только проекты зако­нов и прочие официальные материалы. Так, на июньской сессии было решено напра­вить обращение Думы в адрес Министра обороны Россий­ской Федерации. А ситуация такова. В поселке Сеща Ду­бровского района длительное время не вводится в строй но­вая школа, начальные классы ютятся вовсе в солдатской ка­зарме. В нашем обращении к Министру содержится прось­ба срочно передать неза­вершенный объект на баланс Брянской области, чтобы к сентябрю ввести школу в экс­плуатацию.

—    Пановы, на ваш взгляд, самые главные и важные направления законотворче­ства депутатов областной Думы?

—     В первую очередь, это развитие реальных секторов экономики, решение широ­кого спектра вопросов со­циального характера, под­держка здравоохранения, образования, семьи, материн­ства и детства, инвалидов и ветеранов, «чернобыльских» районов. Серьезное внимание уделяется вопросам жизне­деятельности муниципальных образований.

Важнейшее звено в этой цепи — работа над законопро­ектами об областном бюджете и межбюджетных отношениях. В минувшем году, работая над бюджетом-2012, мы впервые применили перспективное новшество: до проведения пу­бличных слушаний в Брянской областной Думе организовали в муниципальных районах об­ласти так называемые предну- левые чтения проекта бюдже­та. Это помогло лучше изучить ситуацию на местах, сформи­ровать более сбалансирован­ный бюджет с учетом мнения населения.

—    Большинство в област­ной Думе составляют пред­ставители «Единой России». Как вы находите общий язык с представителями оппози­ции? Каково значение дис­куссий в Думе при выработке решений брянского законо­дательного органа?

—    Дискуссии очень важны! Без них есть риск «заплесне­веть» или «забронзоветь», что неминуемо скажется на каче­стве принимаемых решений. Дебаты в Думе происходят достаточно жаркие. Путь здесь один: поиск разумного ком­промисса.

Свежий пример. На про­шедшем в июне заседании областной Думы рассматри­вался проект областного за­кона «О выборах Губернатора Брянской области», внесен­ный Избирательной комисси­ей Брянской области. В нем для кандидатов на высшую региональную должность устанавливалась правовая норма, предполагавшая обя­зательный сбор в свою под­держку подписей 10 процен­тов местных депутатов. Такая норма принята в ряде регио­нов страны.

Депутаты из фракций «КП РФ» и «Справедливая Росия» высказались решительно против этой цифры, считая, что 10-процентный барьер слишком высок, настаивали на снижении «порога» до 5 процентов. Заместитель пред­седателя областной Думы, ру­ководитель фракции «Единая Россия» Михаил Подобедов предложил другую цифру — 7 процентов, которая в ре­зультате и была поддержана подавляющим большинством депутатов.

—     Как изменилась за по­следние три года доходная часть областного бюдже­та, который ежегодно ут­верждают депутаты? По информации СМИ, идет по­стоянный рост социальной нагрузки на бюджет. В ва­шем понимании, это благо или недостаток? Ведь одно­временно уменьшается и инвестиционная составляю­щая бюджета.

—    Бюджет является зерка­лом экономики. Если загля­нуть в это зеркало, то можно сделать вывод: Брянщина на правильном пути. В 2009 году доходы областной казны со­ставили 26,2 млрд. рублей, бюджет был профицитным. В 2010 году — уже 26,6, в 2011

—   почти 32 млрд. Если за точ­ку отсчета взять 2005 год, то рост доходов областного бюд­жета за прошедший период составляет 280 процентов!

Кстати, хочу заметить: до­ходную часть увеличивают не депутаты, а растущий реаль­ный сектор экономики Брян-

_ -нь. Реальные расходы об-

"астного бюджета в 2011 году составили 31,8 млрд. Уверен, -тс в текущем году расходы не .«еньшатся, так как основ­ные экономические показате­ля за первый квартал обнаде- «лодаст.

Финансирование соци- сферы для депутатов Брянской областной Думы

—    ".'соитетно. Все должно -.=:отэтъ на человека, на за- читу его жизненных интере­се. В прошлом году на ре-

-е социальных вопросов

было израсходовано более 60 процентов финансовых ре­сурсов бюджета. Уровень за­планированных расходов на «социалку» в текущем году — около 70 процентов. День­ги идут на строительство и ремонт больниц, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов, школ, детских садов, на модернизацию и развитие системы здравоохранения, а значит, на повышение каче­ства медицинского обслужи­вания жителей Брянщины, на оказание социальной под­держки малоимущим гражда­нам и другие первоочередные задачи.

Что касается инвестицион­ной составляющей бюджета, то она не снижается. Но здесь нужно иметь в виду следую­щее: основным двигателем экономики являются все же негосударственные инвести­ции в производство. Положи­тельные сдвиги здесь налицо.

—    Об изменении качества жизни человека в регионе, среди прочего, можно судить по уменьшению или росту до­ходов бюджета в расчете на одного жителя. Как мы тут выглядим?

—    Давайте вновь обратим­ся к статистике. В 2009 году доходы консолидированного бюджета в расчете на одного жителя Брянской области со­ставили 24,1 тысячи рублей, в 2010 — 25,А, в 2011— 30,2 ты­сячи рублей. Область не стоит на месте, развивается, а зна­чит, пусть и не такими темпа­ми, как хотелось бы, жизнь на­ших людей меняется в лучшую сторону.

—       Что предпринимает областная власть, чтобы поправить негативные де­мографические тенденции в области? В частности, что­бы молодежь не уезжала, а, напротив, приезжала в наш регион?

—    На Брянщине реализует­ся ряд соответствующих об­ластных целевых программ, направленных на укрепление здоровья населения, в том числе — детского, на сокра­щение детской смертности, повышение качества жизни людей. Программным методом решается проблема дефицита мест в детских дошкольных уч­реждениях. В первую очередь, путем строительства новых детсадов и яслей и возврата зданий бывших дошкольных учреждений к первоначаль­ному назначению. Депутаты областной Думы активно уча­ствуют в этом процессе.

Брянщина одной из первых в Российской Федерации при­няла региональный закон «О бесплатном предоставлении многодетным семьям в соб­ственность земельных участ­ков в Брянской области». Ра­бота в этом направлении уже проводится, но, как показал анализ, результаты могли бы быть более заметными. На последнем заседании Думы в закон были внесены кор­ректировки, направленные на максимально оператив­ное рассмотрение заявлений семей о предоставлении зе­мельных участков и принятие по ним решений.

Надежды на улучшение де­мографической ситуации мы связываем и с другими закона­ми, принятыми Думой: «О ро­довых усадьбах», «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства». Но очень важно (и тут вы правы), чтобы брянская молодежь не уезжала в дру­гие регионы, оставалась жить и трудиться на родной земле. А для этого необходимы, как минимум, два условия: ста­бильная работа с достойной зарплатой и жилье. В области идет модернизация началь­ного профессионального об­разования, «привязка» его к потребностям рынка труда. Это позволит готовить более вос­требованные кадры. В рамках областной целевой программы «Жилище» решается пробле­ма обеспечения жильем моло­дых семей. В прошлом году на ее реализацию израсходовано более 2U млн рублей (в том числе из областного бюджета — 1Д,5 млн). На текущий год областной бюджет выделяет на эти цели уже 45 млн рублей, причем, финансирование уве­личено по инициативе депута­тов областной Думы.

Принят ряд решений по за­креплению в области молодых учителей. Для них предусмо­трены различные социальные гарантии. Учитывая кадровую ситуацию в здравоохранении, депутаты поддержали из­менения в областной закон «О порядке предоставления гражданам жилых помеще­ний специализированного жилищного фонда на терри­тории Брянской области». Оно направлено на обеспечение служебным жильем врачей из других территорий.

—   Как вы считаете, изме­нилась ли за последние годы инвестиционная привлека­тельность региона?

—    Инвесторы все активнее приходят в брянскую эконо­мику. Многие крупные бизнес- структуры, производственные холдинги стали реально оце­нивать выгодные особенности географического и, так ска­зать, «логистического» поло­жения области.

Яркий пример — компания «Мираторг», реализующая на брянской земле много­обещающий животноводче­ский проект всероссийского масштаба. С участием руко­водства «Роснано» открыто высокотехнологичное произ­водство в Карачеве.

Растет объем иностранных инвестиций. Способствует росту инвестиционной ак­тивности региональное за­конодательство. Например, организации, реализующие на территории региона зна­чимые инвестиционные про­екты, освобождаются от на­лога на имущество на срок до семи лет, для них установле­на ставка налога на прибыль в размере 13,5 процента. В промышленности области превышен докризисный уро­вень, и роль инвестиций в этом значительн