Страницареволюция

Смерть техника Васильева (истории брянского революционного движения)

Техник, а точнее учащийся технического учили­ща, Васильев в истории брянского революционного движения — фигура совершенно легендарная. В лю­бой брянской исторической книжке про революцию есть упоминание о нем. В честь Васильева устано­вили памятную доску, в 20-е годы его именем назва­ли улицу (правда, потом ее переименовали в улицу Горького, осторожно выяснив, что Васильев был не чужд эсеровского влияния). Хотя какое там влияние, когда речь идет о подростке, восторженном мальчи­ке, которому нет и 16 лет, но у которого, к слову, уже есть свой револьвер. Чем не революционер?!

«Брянская жизнь» в номере за 21 октября 1906 года в огромном, на разворот, очерке под назва­нием «Свободные» дни в Брянске» описывает, как все случилось.

«По городу ходили толпы народа с пением и красными флагами. У всех были радостные лику­ющие лица. Крики "Свобода! Свобода!" мешались со звуками Марсельезы, Варшавянки и др. рево­люционных песен. Рабочие, техники, гимназисты и просто городские обыватели — все это слилось в одну общую массу, все это двигалось вперед и на­зад и неистово кричало одним ликующим криком: "Свобода!"»

Одновременно прошла патриотическая контр­демонстрация с портретами царя, но, по замеча­нию очеркиста, малочисленная. Вечером в сквере на импровизированной трибуне ораторы пере­бивали друг друга возгласами «Да здравствует со­циализм!» «Казалось, — замечает наблюдатель, — пали рабские цепи, сотни лет державшие народ в тяжелой неволе, казалось, рассеялся мрак, так сгустившийся над родимой страной — и блеснуло солнце! Бодро смотрелось вперед, в будущее».

И вот новый митинг, у собора собралось уже несколько тысяч человек, и звучат новые смелые речи — про свободу и Учредительное собрание. С красным знаменем собравшиеся идут к «Арсена­лу», а затем почему-то возвращаются обратно на Соборную площадь (Прим.: ныне Набережная). И опять дружное пение про царство свободы, в кото­рое надо грудью проложить дорогу.

Полицмейстер Данский убеждает публику ра­зойтись, но, не сумев никого убедить, уходит, «за­гадочно усмехаясь». Казаки на лошадях, солдаты здесь же, рядом, но пока не вступают в дело. С базара выдвигается группа человек в двести: куп­цы, приказчики, лавочники, босяки — с портре­том царя и пением российского гимна. Наконец, с камнями и палками они бросаются к чужому красному знамени и стараются им овладеть. На­чинается драка. Тут звучит первый револьверный выстрел и падает нападавший с царским портре­том в руках. Потом еще залп из револьверов, ла­вочники отступают, и тогда первый залп произ­водят солдаты, а вслед выскакивают на лошадях казаки.

Толпа побежала, оттаскивая раненых и прячась от пуль. Васильев один из немногих, кто не побе­жал. Из револьвера он убил лошадь наскочившего казака, а тот в упор выстрелил в Васильева.

Когда прекратилась стрельба, сразу начали гро­мить лавки и магазины, и нападавших уж не от­личить по их классовой принадлежности. В тот же вечер на собрании городской Думы один из глас­ных с тревогой заявит: «Господа! Мы вот собра­лись, а ничем не гарантированы, что в нас сейчас не бросят бомбу!»

Больше никто ни от чего не гарантирован.

Погибшего героя, товарища Васильева, при со­брании пяти тысяч провожающих торжественно хоронят с возложением венков от практически всех имеющихся в Брянске партий. «Вот она свобода- то!» — тихо произносит отец Васильева и падает в обморок... «Проклятье наемным убийцам!» — кон­чает оратор. И как стон раздается из пятитысячной груди: «Проклятье! Проклятье! Проклятье!»

...Так примерно рождаются мифы и начинаются обычные революции. К слову, застреленную маль­чиком лошадку, наверно, кроме хозяина-казака, никто не вспомнил, не пожалел.