Страницаразвитие

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (1960-е гг.)

Изучение истории музыкального образования Брянской области позволяет раскрыть и осмыс­лить региональный опыт музыкально-эстетического воспитания, актуализировать лучшие достиже­ния музыкально-педагогической практики прошлого для более эффективного решения современных проблем общего музыкального образования.

1960-е годы явились новым этапом в развитии музыкально-эстетической культуры учащихся общеобразовательных школ Брянской области, совершенствовании музыкальной работы на уроке и во внеклассной деятельности. Изучение архивных документов позволило выявить ряд основных тен­денций музыкально-эстетического воспитания школьников, которые имели место на протяжении все-го рассматриваемого периода и играли значительную роль в этом процессе.

Динамика роста числа учителей пения (музыки) в школах Брянской области в течение 1960-х годов

Число учителей пения

Год

1960

1961

1962

1965

1966

1968

1969

Число учителей пения в школах области

60

131

161

195

159

187

196

В том числе в городских школах

36

70

86

90

71

86

100

В том числе в сельских школах

24

61

75

105

88

101

96

Данные статистических отчетов свидетельствуют, что количество учителей пения в школах области на протяжении десятилетия увеличилось в 3,2 раза Заметно возросло число учителей пения в сельских школах.

Во второй половине 60-х годов необходимо также отметить постепенный рост в области числа пе-дагогов-музыкантов со средним и высшим специальным образованием. К примеру, в 1965 году специальное образование имело 33,8% учителей пения, в 1969 году число учителей - специалистов достигло 43% [8].

Увеличение числа квалифицированных педагогических кадров привело к сокращению в обла-сти числа районов (с 9 районов в 1960 году, до 1 – Почепского - в 1969 году), где преподавали учите-ля, не имеющие специального образования [8]. Это имело решающее значение, поскольку от компе­тентности педагога, качества его образования зависела результативность урочной и внеклассной му-зыкальной работы в школах области.

К примеру, в 60-е годы в ряде школ Брянской области особую роль в формировании личности уча-щихся стало играть слушание музыки. Ведущие учителя пения - Цуцура Г.М. (средняя школа №24 г. Брян-ска), Крисанов А.В. (Трубчевская средняя школа №1 имени В.И.Ленина), Романов В.А.(средняя школа имени СМ. Кирова г. Карачева) и др. отмечали, что увеличение урочного времени на слушание музыки способствовало обогащению содержания урока пения, оказывало действенное влияние на музыкальное раз­витие школьников, формирование и развитие их художественного вкуса [2, 13, 14].

В практике работы лучших учителей музыки области - Боборыкина А.И. (школа №5 г. Клин-цов), Дворкина Е.М., Лейкина З.Л.,( школа №4 г.Клинцов), Ефимовой М.И.( Шаровичская школа Ро-гнединского района) и т.д. в рассматриваемый период также выявилась тенденция целенаправленно­го изучения нотной грамоты как базы для сознательного пения, формирования певческих навыков, развития музыкального слуха и чувства ритма учащихся.

Во многих районах области приобщение детей к музыкальному искусству во внеурочное время приобрело массовый характер. В школах г. Клинцов и Клинцовского района в кружках хорового пения за-нималось 3554 учащихся при общем количестве школьников 16723 человека, в У нечеком районе при об-щем количестве учащихся 8545 человек хоровые кружки охватывали 1107 детей [4, Л.153].

Для 1960-х годов также характерно успешное развитие новых форм внеклассной музыкально-эстетической деятельности учащихся, таких, как музыкальные общества, клубы любителей музыки, университеты культуры и т.д.

К примеру, музыкальные общества были созданы в средних школах №№1, 3, 4, 5, 12, 14, 16, 45, 46 г. Брянска, №3, №4 г. Клинцов, в Почепской средней школе имени Н. Некрасова и т.д. [4, Л.161]. Музыкальные общества не только способствовали распространению музыкальных знаний среди школьников, но и стимулировали их познавательную активность, создавали дополнительные возможности для творческого самовыражения, формирования личной инициативы в области пропа-ганды музыкального искусства.

В 60-е годы в школах Брянской области появились более сложные формы внеклассной музы­кальной работы, такие, как школьные оперные театры. Они предполагали разнообразные виды музы­кальных занятий, требовали от преподавателей высокой музыкальной культуры, режиссёрских навы­ков, являлись эффективным средством развития творческого потенциала формирующейся личности школьников, вовлечения их в активную музыкально-эстетическую деятельность. К примеру, в начале 60-х годов оперной группой Шаровичской средней школы Рогнединского района были поставлены несколько детских опер - «Петушок» М. Красева, «Снегурочка» Е.Тиличеевой, «Песенка в лесу» Р. Бойко, музыкальная сказка «Про репку» в сопровождении школьного домрового оркестра и фортепи­ано [4, Л.159]. Постановки детских опер также осуществлялись в средних школах №15, №33 г. Брян-ска, №4 г. Клинцов [1,с.159], Дятьковской восьмилетней школе №2.

Таким образом, в 1960-е годы в практике работы общеобразовательных школ Брянской обла-сти нашли своё воплощение важные позитивные тенденции в области музыкально-эстетического воспитания учащихся. Прежде всего, следует отметить усиление внимания к актуальным вопросам музыкально-эстетического воспитания учащихся со стороны областного отдела народного образова­ния, стремление к выявлению и обобщению передового педагогического опыта в этой сфере, что яв­лялось стимулом для качественного улучшения обучения музыке и пению в школах области.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (1960-е гг.)

В.В. Богатырёва