Страницаразвитие

РАЗВИТИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

На рынке туристических услуг в Брянской области преобладают фирмы, занимающиеся продвижением и продажей туров (турагенты). Турфирмы, занимающиеся формированием, продвижением и продажей туров, представлены значительно скромнее (см. табл. 1). К крупным турфирмам относится только одно предприятие -«Адмирал-Тур», по основному виду деятельности причисляемая к туроператорам, как и некоторые другие

На основе статистических данных можно сделать следующие выводы.

Во-первых, количество зарегистрированных (около 140 предприятий) и действующих (62 предприятия) турфирм значительно отличается. К сожалению, большинство турфирм не представляет отчеты и сведения о своей деятельности. Это происходит по нескольким причинам:

  • некоторые из них прекратили деятельность;
  • не занимались туристической деятельностью вообще;
  • отсутствовали по указанному адресу;
  • другие причины.

Во-вторых, по данным за три года наблюдается тенденция увеличения количества туристических фирм, это видно как по количеству зарегистрированных, так и по количеству действующих. Из этого можно сделать вывод, что туристический бизнес в Брянской области стабильно развивается, количество туристских фирм рас-тет равномерно. На основе этого можно предположить, что количество турфирм будет расти и далее, что позво-ляет делать прогноз на 2011-2012 годы.

В целом на региональном рынке туризма Брянской области можно говорить о ситуации сложившейся монополистической конкуренции между субъектами отрасли [2, с.77]. Основными признаками здесь являются: наличие большого числа (62 фирмы) независимо действующих турагентов, предлагающих похожую, но не идентичную туристическую продукцию; очень ограниченный контроль тур предприятий над рыночной ценой туруслуг; нет взаимной зависимости между турфирмами; невозможен сговор турфирм по ценовой политике.

Потенциал развития рыночных отношений на рынке туризма Брянского региона значителен, однако, еще не в полной мере учитывается влияние на данную сферу возможностей внутриобластных направлений, нет строгого учета деятельности всех предприятий области в данной отрасли.

Существует две причины применения туристского кластера в рамках исследуемого региона. Во-первых, ту-ристский кластер является понятием мезоэкономики. Его использование связано с проведением комплексного и глу-бокого анализа состояния туристской отрасли в конкретном регионе и его прогнозирования. Во-вторых, формирова-ние кластеров предполагает разработку, обоснование и реализацию региональной стратегии развития туризма и смежных с ним сфер деятельности в рамках общей концепции социально-экономического развития соответствующей территории. При этом предполагается рост эффективности субъектов хозяйствования этих отраслей: повышение производительности труда, инновационности, прибыльности и рентабельности, конкурентоспособности.

РАЗВИТИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

О.Н. Дьяченко, О.П. Полесская