СтраницаРазумный

Разумный Виталий Иванович Брянск

Заслуженный работник МВД СССР, почётный работник транспорта России, награждённый орденом Дружбы и пятнадцатью медалями, полковник милиции Разумный

Началось всё с детской мечты! Я родился и вырос в городе Мглине, небольшом, отдалённом районном центре. Мой отец работал шофёром, и я с малых лет бредил машинами, техникой. Помню, ярким событием всегда был приезд в наш город инспектора ГАИ, который в те времена один обслуживал несколько районов. Водители, друзья моего отца, относились к нему с уважением и даже некоторой боязнью, а я попросту заглядывался на этого серьёзного, подтянутого человека в милицейской форме, высоких кожаных сапогах и на мотоцикле. Так, с малых лет я начал мечтать о службе в ГАИ.

Когда учился в восьмом классе, никому не говоря, написал письмо в областное управление внутренних дел и попросился взять меня на работу инспектором. Через некоторое время мне поступил ответ от руководителя отдела кадров Глеба Андреевича Щелкунова, где сообщалось, что в школы Госавтоинспекции принимаются лица, отслужившие срочную службу в рядах Советской армии, имеющие среднее образование и водительские права. Задавшись целью, я планомерно начал продвигаться к её достижению. Родители мечтали, чтобы я поступил в институт, получил высшее образование, но это на тот момент не совпадало с моими планами. После искусно проваленных экзаменов в вуз я поступил на курсы шофёров в ДОСААФ города Клинцы, затем три года отслужил в армии. «Теперь, кажется, всё есть!» — вздохнул я с облегчением и снова написал письмо в отдел кадров ОВД. Начальство оценило подобное упорство, и меня отправили в cаратовское военное училище на отделение подготовки начсостава ГАИ.

В Брянск я вернулся ровно 47 лет назад — в августе 1965 года был назначен старшим инспектором дорнадзора ГАИ Фокинского района города. Три года занимался регулировкой уличного движения, а после был направлен в областной аппарат — на пропагандистскую работу. Параллельно окончил институт по специальности инженер-механик. И, как только получил диплом о высшем образовании, меня назначили заместителем начальника ГАИ. А был мне на тот момент всего 31 год! Три года поработал на этом посту, и в возрасте 34 лет был назначен начальником ГАИ, как оказалось, почти на четверть века…

Назову лишь некоторые преобразования, свершённые за время моей службы. В частности, мы одни из первых в стране стали внедрять предрейсовые осмотры. Согласно постановлению правительства страны подобная мера применялась к предприятиям, где количество транспортных средств превышало 400 единиц. В Брянской области в числе первых проверяемых оказался Минавтотранс, осуществлявший пассажирские перевозки. Мера оказалась эффективной. Мы решили распространить данное правило и на организации, владеющие 50 единицами транспорта. В результате, в 1,5 раза сократили общее количество нарушений в состоянии алкогольного опьянения.

Оценив результат, мы решили пойти дальше и включить в систему предрейсовой проверки предприятия, автопарк которых в основном состоит из тракторов — это совхозы и колхозы. Да и основания для этого были: трактористы не состояли на учёте в ГАИ, но постоянно нарушали правила дорожного движения, в том числе и по пьянке. Результат вновь не заставил себя ожидать. Нашей работой заинтересовалось всесоюзное руководство Госавтоинспекции, и опыт был распространён на всю страну. К слову, в начале восьмидесятых годов наша область стала всесоюзным центром по внедрению и распространению положительного опыта. Но это будет немного позднее.

В конце семидесятых годов мы построили в Брянске детский автогородок в  «Соловьях» за Курганом Бессмертия. На всесоюзном конкурсе он занял второе место!

Чтобы бороться с нарушителями из числа мотоциклистов, мы организовали в области секции и взводы мотопатрулей. Для этого набирали команды лучших мотоциклистов, выдавали им специальные повязки, удостоверения, жезлы и выпускали на дороги. Особенно эффективным подобное нововведение оказалось в сельской местности. На дорогах стало спокойнее, да и ребятам из мотопатрулей такое занятие было по душе.

Со временем мы стали постоянно занимать призовые места в соцсоревнованиях: четырежды — третье место, дважды — второе и дважды — первое. Неуклонно повышался престиж службы в Госавтоинспекции, и, соответственно, решалась проблема с кадрами.

Впервые мы начали внедрять пятилетние программы по безопасности дорожного движения. В комплексной программе было указано, где за этот период следует построить мосты, отремонтировать дороги, сделать объездные пути, внедрить предрейсовый осмотр и т. д. Всё, что касалось безопасности дорожного движения, было включено в комплексную программу. Также мы первыми начали проводить анализы дорожных происшествий и издавать их книжными тиражами, а ещё изучать общественное мнение. Мы разработали анонимные анкеты и рассылали их на предприятия. Делалось это не для отчётов, а чтобы разобраться, что беспокоит водителей в работе ГАИ, а затем устраняли выявленные проблемы.

Сотрудникам ГИБДД хочу сказать, чтобы они всегда помнили, что они такие же граждане, как и те, кто сидит за рулём, и те, кто переходит дорогу. Каждый человек достоин уважения. Тогда будет и авторитет, и безопасность!

Автомобилистам хочу в очередной раз напомнить, что нынче процесс движения усложняется. Поэтому рекомендую приобретать максимально надёжные транспортные средства, насколько это может позволить ваш семейный бюджет. А ещё важно не просто соблюдать правила дорожного движения, но и помогать друг другу и улучшать тем самым общую ситуацию на дорогах!

Всем жителям города желаю широкой, прямой, безо-пасной дороги, «зелёной» улицы во всех ваших трудах и жизненных начинаниях. С праздником вас! С Днём освобождения Брянщины!