Страницаразрушенный

Возрождение разрушенного города Брянска

Период 1930-х - первой половины 1950-х годов характеризуется изменившейся творческой направлен­ностью советской архитектуры, отходом от конструктивизма и других направлений, переходом к этапу использования клас­сического архитектурного наследия. Ставилась задача усиления внимания к идейно-художественной стороне архитектуры, ко­торая должна была созданием ярких величественных образов отражать пафос созидания первого социалистического государ­ства. Однако Великая Отечественная война не только прервала мирное строительство, но и привела к масштабной гибели боль­шинства зданий в городе. Три четверти жилых и общественных зданий города были полностью разрушены. В исторические ко­роткие сроки была реализована безпрецендентная программа восстановления города, строительства новых и восстановления частично разрушенных зданий. Уже с конца 1940-х гг. в городе строятся ряд новых общественных зданий, заменяется ветхая застройка, закрепляются архитектурными акцентами градостроительно важные участки центра города.

Логично начать осмотр зданий, построенных по центральным улицам города: Фокина, Луначарского, Горького, Советской и других, которые согласно общей идеи генераль­ного плана должны были раскрывать центр города лицом на Десну и формировать новые ансамбли общественной застройки города.

Архитектор Б.П. Шавырин. Административное здание областного комитета КПСС. 1949 г.

Один из этих домов - распростертый между зданием обкома КПСС на улице Советской и жилым домом архитектора  Гринберга постройки по улице Луначарского - построен но проекту архитектора-художника А. Э. Фридмана.

Отсюда направимся сначала на улицу Фокина, а затем посмотрим застройку улицы Горького в пределах центра города, существующую в первое послевоенное десятилетие. На углу улиц Луначарского и Фокина, облицованный розовым кирпи­чом, стоит четырех - пятиэтажный дом. Он входит в панораму центpa города и играет роль в ритмичном нарастании высотности домов улицы Луначарского от Судков к улице Советской, от трехэтажной - к пятиэтажной застройке. Проект этого дома разработан архитектором А. А. Саломахиным.

Архитекторы Н.В. Куспак, А.И. Гуров. Здание Облсовпрофа. 1952 г.

Следующее здание по улице Фокина - Дом профсоюзов, построенный по проекту архитекторов А.И. Гурова и Н. В. Куспака. Фасад Дома профсоюзов с типичным классицистическим обликом, до­вльно удачно выражает административный характер здания.

По сторонам, спроектированного архитектором Г. Н. Зеленевым и построенном в 1949 году кинотеатра «Октябрь», воздвигнуты два здания: Дом книги слева и жилой дом № 37 справа.

Архитектор В.Н. Городков. Здание Дома Книги. 1957 г.

Архитектор В.Н. Городков. Жилой дом №37 по ул. Фокина. 1955 г.

Оба дома построены по проектам архитектора В.Н. Городкова. Совместно с кинотеатром они образовали неболь­шой архитектурный ансамбль от которого начинается самая короткая улица центра - улица Карла Маркса, пересекающая одноименную площадь. К сожалению, один из лучших микро­ансамблей городского центра был нарушен. Здание кинотеатра в 2001 г. было снесено, а его место занял развлекательный центр молодежи, построенный с претензией на адекватную замену утраченного объема кинотеатра.

Архитектор Г. И. Спиридонов.. Здание управления внутренних дел. 1954 г

Следующее здание, выходящее главными фасадами на проспект Ленина и улицу Фокина - административное здание МВД (архитектор Г. И. Спиридонов) - более высокое, выводит застройку улицы Фокина на театральную площадь.

Архитектор В.Н. Городков. Центральный универмаг. 1959 г.

В этом ему помогает еще одно здание - здание Центрального универмага, согласованное своей высотой и протяженностью по проспекту Ленина. Его внешняя архитектура отражает пе­реход от ретроспективной классики к наступившей позднее эпохе экономичной, но бездуховной и лапидарной архитек­туры. Первая очередь универмага с угловым главным входом проектировалась архитектором В.Н. Городковым, вторая оче­редь с входом со стороны Судка - архитектором А. А. Сало- махиным. Театральная площадь многие годы была главной площадью города. Угловой участок перед ней, вдоль админи­стративного здания МВД, занят старым сквером имени Ки­рова. Сквер разбит по проекту А. 3. Гринберга в связи с по­становкой памятника В. И. Ленину на возвышенной площадке перед театром в 1929 году. В послевоенные годы сквер дваж­ды реконструировался и несколько изменил первоначальную планировку.

Во время восстановления, пострадавшего в военные годы Дома Советов, от него был отторгнут бывший зал съездов и конференций, полностью реконструирован и приобрел со­вершенно новый выразительный облик отдельно стоящего теа­трального здания.

Архитектор С.Ф. Скворцов. Государственный драмтеатр. Реконструкция конца 1940-х гг.

Проект реконструкции театра разработан архитектором С. Ф. Скворцовым, после смерти которого авторский надзор за строительством и доработку чертежей производил архи­тектор Лабуренко. Консультантом этой проектной организа­ции в то время состоял виднейший советский знаток класси­ческой архитектуры академик архитектуры И. В. Жолтовский, влияние которого, несомненно, проявляется в архитектуре театра.

Архитектура брянского театра следует принципам русского классицизма первой трети XIX века, когда зодчие в поисках ис­точника вдохновения обращали взор на классические архитек­турные формы Древней Греции. Вершина треугольного фрон­тона портика украшена скульптурной группой воина, партизана и партизанки - победителей, и одиночными скульптурами ра­бочего и колхозницы - героями тыла армии, - по краям. Поле стены фронтона заполнено рельефным изображением знамен и атрибутами - символами искусства. По фризу антаблемента, над колоннами помещены скульптурные изваяния театральных масок. Все пластические элементы фасада сделаны скульпто­ром Махлиным. Внутренняя отделка здания выполнена заново в стиле ретроспективной классики. Вместимость зрительного зала сокращена почти вдвое, зал стал уютным и щедро наряжен декоративными элементами. Украшения других важных поме­щений вторили главному - зрительному залу.

Здание театра стало архитектурно-композиционным цен­тром площади перед Домом Советов. Своими эффектными, кра­сивыми пропорциями, украшенным скульптурами портиком оно как бы бросило тень на аскетически мужественный фасад Дома Советов. В начале 1950-х гг. фасады Дома Советов на проспект Ленина и театральную площадь оделись в лжеклассические одежды, ставшие «фиговыми листьями на теле сурового атлета».

Архитектор В.Н. Городков. Жилой дом №24 по проспекту Ленина. 1957 г.

На противоположной стороне проспекта Ленина построен значительный по размерам пятиэтажный жилой дом № 24, об­лицованный розовым силикатным кирпичом. Весь первый этаж дома занят учреждениями обслуживания: аптекой, ювелирным магазином, сберкассой и другими служебными помещениями. Своими фасадами дом выходит на театральную и главную пло­щадь города, а также на бульвар Гагарина.

Архитектурные формы фасадов этого дома упрощены, монументализированы. Редко размещенные двухъярусные на­личники некоторых пар окон и вытянутые пилястры, создают четкий ритм вертикальных членений, соответствующий общей торжественности площади. Этот дом, построенный по проекту архитектора-художника В.Н. Городкова, - вписался в существо­вавшую тогда застройку площади.

Архитектор Б.П. Шавырин. Жилой дом по ул. Горького. 1949

Архитекторы В.Н. Городков и Г.А. Гвоздиков. Кооперативный техникум. 1955 г.

Архитектор А.А. Саломахин. Дворец пионеров (ныне Театр юного зрителя). 1955 г.

В эти же годы застраиваются пустыри, оставленные городу войной в центральной части улицы Горького. Первым в 1946 году восстанавливается по проекту архитектора Б. П. Шавырина жи­лой дом на углу улиц К. Маркса и М. Горького. Напротив его, не­сколько позже, строится новое здание кооперативного технику­ма, проект которого выполнен архитекторами К А. Гвоздиковым и И. Н. Городковым. С некоторым отступом от красной линии улицы Горького против улицы К. Маркса строится Дом пионеров (ныне Театр юных зрителей и Художественное училище). Он соо­ружен по повторному проекту архитектором А. А. Саломахиным.

Постройкой этих трех зданий образован еще один, объеди­ни шый классицистическим характером архитектуры, неболь­шой архитектурный ансамбль. Короткая улица Карла Маркса, ограниченная двумя микроансамблями, соединила их с третьим большим ансамблем площади К.Маркса. Таким образом, во­платилась одна из архитектурно-планировочных идей проекта застройки центра 1946 года.

Следует обратить внимание и на застройку улицы Горького. Выше микроансамбля Дома пионеров до проспекта Ленина раз­мещаются два трехэтажных жилых дома, построенные по повторно применяемым проектам с переработкой фасадов (архитекторы А. Е. Певцов и Н.В. Куспак), жилой трех- четырехэтажный жилой дом с магазином в первом этаже (архитектор А. А. Саламахин) и пятиэтажное общежитие студентов лесохозяйственного института (архитектор В.Н. Городков). Фасады всех этих домов, а также жилого дома на углу улиц Горького и Октябрькой (архитектор З.И. Озерова) выдержаны в скромном по тем врименам декоративном оформлении.

Возвращаемся на самую красивую площадь города - Крас­ную (ныне площадь К. Маркса). В значительной степени пло­щадь изменила свой прежний облик в связи с постройкой новых зданий, но несмотря на это разностилевая застройка стала зна­чительно смягченной и малозаметной.

На площади К. Маркса первым зданием из построенных после Великой Отечественной войны было здание областного комитета КПСС. Его проектировал архитектор Б. П. Шавырин. Здание заменило собой очень сильно разрушенное одноэтажное здание Орловского коммерческого банка начала века. Многие считали, и не без оснований, что для застройки разрушенных русских городов, в том числе и Брянска, наиболее подходяща именно такая архитектура, которая органично впишется в их об­лики. Спустя полвека можно подтвердить правильность такой точки зрения.

Здание одним концом примыкает к корпусу бывшей женской гимназии, построенной архитектором Н. А. Лебедевым в нача­ле XX века. Другим торцом выходит на улицу Советскую. Главный фасад здания, обращенный к площади, выполнен близко к класси­цистическим образцам. Его центр выделяется традиционным пор­тиком над главным входом с шестью коринфскими колоннами, ко­торый придает зданию общественный, представительный характер.

Архитекторы В.Н. Городков и А.Э. Фридман. Областная библиотека. 1957 г.

Сложную задачу пришлось решать архитекторам А. Э. Фрид­ману и В.Н. Городкову при проектировании здания областной би­блиотеки. Оно располагалось на развалинах дореволюционного Общественного собрания. Здание должно было разместиться про­тив Дома связи с характерной конструктивистской архитектурой, и тем не менее, как-то гармонировать с ним не теряя собственного архитектурного образа. Однако несмотря на классические пропор­ции и формы крупных окон библиотеки они своей расчлененностью «роднятся» с узкими окнами технических залов Дома связи. Ритм широко расставленных на фасаде библиотеки парных коринфских пилястр отвечает такому же ритму лопаток на фасаде Дома связи.

Архитектор А.А. Саломахин. Здание гостиницы «Центральная». 1958 г.

Сторону площади К. Маркса, противоположную зданию об­кома КПСС заняло здание гостиницы «Центральная», спроектиро­ванное архитектором А. А. Саломахиным. Своим положением оно соответствует зданию обкома КПСС и симметрично расположен­ному зданию поликлиники — другому произведению А. 3. Грин­берга на этой площади. Последнему здание гостиницы отвечает объемным построением, одинаковой высотой и протяженностью вдоль бульвара Гагарина, а размещением главного входа и внешней архитектурой гармонирует со зданием обкома КПСС.

Важным планировочным элементом площади остался и круглый сквер - любимое место отдыха горожан.

Осмотренные нами три здания завершили застройку древ­ней площади, которая предстала удачным ансамблем зданий трех архитектурных эпох, находящихся в единении с природной средой сквера.

Архитекторы Н.В. Куспак и А.Е. Певцов. Жилой дом по ул. Горького. 1951 г.

Архитектор А.А. Саломахин. Жилой дом №29 по проспекту Ленина. 1958 г.

Архитектор З.И. Озерова. Жилой дом по ул. Горького 1953 г.

Архитектор В.Н. Городков. Жилой дом №24 по проспекту Ленина. Вид от памятника Ф.И. Тютчеву. 1953-59 гг.

Архитектор Н.В. Куспак. Дом прокуратуры. 1951 г.

Архитектор Г.И. Спиридонов. Административное здание 1950 г.

Архитектор А.А. Саломахин. Жилой дом по ул. Фокина. 1957 г.

Архитектор А.А. Саломахин. Жилой дом по проспекту Ленина. 1955 г.