Страницаразные

Эмблемы: - Белые Берега, Комаричи, Красная Гора, Свень, Троебортное

Эмблемы с автовокзала в Белых Берегах

Эти эмблемы, которые нигде и никогда не утверждались, явля­ются результатом дизайнерской мысли: они украшали автовокзал в посёлке Белые Берега и не более того, поэтому и собраны здесь вместе без комментариев.

Хотелось бы ещё раз отметить, что все эти гврбовидные эмблемы брянских городов советского периода составлены очень схематично, шаблонно и крайне неоригинально.

Во-первых, одиннадцать советских брянских эмблем украшены партизанской символикой. Ленту медали "Партизану Великой Отечественной войны" в своём изображении имеют эмблемы Рогнедина, Жуковки, Дятькова, Красной Горы, Почепа, Навли, Новозыбкова, Погара. Красная полоса (а многие партизаны, не имевшие обмундирования, в бой шли, нашивая на шапку наискось красную ленту, как в Гражданскую) и пятиконечная звёздочка - в Клетне (в районе действовала знаменитая Клетнянская партизанская бригада), Выгоничах, Стародубе.

А во-вторых, любимым деревом брянских эмблем оказалась ель, хотя она вовсе не является на Брянщине лесообразующей, т. е. самой распространенной породой: "Севернее Дятькова - елово-широколиственные леса, южнее Брянска тянется район сосново-широколиственных лесов с островками ели.

Сосновые леса составляют 41% от всей лесопокрытой площади, ельников - 5%, березняков и осинников 47%" (25, с. 48-49).

Непонятно, кто и когда избрал символом брянских лесов ель. В реальных, а не геральдических лесах с большим отрывом, как мы видим, лидирует сос­на. Может быть, проще нарисовать ель, чем мучиться с изображением сосны. Возможно, дело ещё и в том, что ель, как и лесная полоса в целом, на Брянщине подходит к южной границе своего распространения и поэтому оказывается осо­бо примечательной. Но речь ведь идёт о символах, то есть неких узнаваемых образах, которые вызывают ассоциации с местностью, которую они призваны отражать. Будь отношение к геральдике иным, не чувствуй художники на себе бремя идеологического пресса, возможно, мы стали бы свидетелями появления настоящих, геральдически грамотных, образных и глубоких по смыслу гербов. Историческое, хозяйственное, культурное наследие Брянщины даёт для этого богатую пищу.

Взять, к примеру, эмблему посёлка Навля - по своему содержанию она почти зеркально повторяет эмблему Красной Горы, а в цветовом решении вообще не отличается от большинства других эмблем. А если бы люди, причастные к появ­лению этой эмблемы, проявили немного любознательности, пообщались с исто­риками, краеведами, географами - результат их работы был бы совсем иным. Само название посёлка происходит от названия речки, на которой он стоит. А название реки происходит от того, что якобы она, протекая по густым лесам, подмывала корни деревьев и сваливала их в свои воды. И такой "навали" было полно в реке, за что народ её и окрестил Навлей.