Страницарайоны

ИСТОРИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ И ВАЖНЕЙШИЕ ГОРОДА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Под экономическим районом обычно имеется в виду все хозяйство определенной территории. Экономический район — это местность, отличающаяся от других местностей специализацией своего хозяйства. Каждый экономический район, большой или малый, представляет собой часть народного хозяйства страны, дающую другим районам свою продукцию и, в свою очередь, получающую из других районов необходимые материалы, изделия, продовольствие и т.п. Каждый из экономических районов связан с другими районами и не может нормально существовать без межрайонных связей. Никакой район не в состоянии самостоятельно удолетворить все свои потребности.

Учитывая особенности экономики, историю и задачи хозяйственного развития, а также занимаемое место, в Советском Союзе выделяют 18 основных экономических районов.

Каждый из основных экономических районов является органической частью единого комплекса всего народного хозяйства Советской страны, имеет общесоюзную специализацию по важнейшим отраслям промышленности и сельского хозяйства, участвует в территориально-хозяйственном разделении труда.

Брянская область входит в основной Центральный экономический район РСФСР. Этот район занимает обширную территорию, простираясь с севера на юг на 1000 километров и с запада на восток примерно на 1400 километров. Он имеет высокоразвитую машиностроительную, химическую, текстильную, пищевую и другую промышленность. В сельском хозяйстве особенно развито зерновое хозяйство, производство технических культур, картофеля, овощей, молочное и молочно-мясное животноводство.

Учитывая исключительно сложное и разносторонне развитое хозяйство основного Центрального экономического района, его внутренние различия, в пределах этого района обычно выделяют четыре подрайона (Центрально-Промышленный, Западный, Центрально-Черноземный и Верхне-Волжский).

По своему географическому положению, по условиям развития и специализации хозяйства Брянская область включается в Западный район Центра. Этот район включает в свой состав Брянскую, Смоленскую и Калининскую области. Он расположен между Центрально-Промышленным и Центрально-Черноземным районами — с одной стороны, и Северо-Западным районом, Прибалтикой, Белорусской и Украинской ССР — с другой. Такое географическое   положение делает Западный район Центра очень важной   транзитной территорией. Через него поэтому раньше, чем через многие другие территории Европейской части нашей страны, были проложены железные и шоссейные дороги.

Через Западный район Центра идут связи Центрально-Промышленного, Центрально-Черноземного и других, восточнее расположенных, основных экономических районов с портовыми городами на Балтийском море, начиная с Ленинграда и кончая Калининградом, а также с союзными республиками Прибалтики, с Белоруссией и со странами Центральной и Западной Европы. Район пересекают важные железнодорожные линии, связывающие между собой по кратчайшему расстоянию три первых по значению города нашей страны — Москву, Ленинград и Киев, центральные промышленные районы с Украиной  и портами Черного и Азовского морей.

Территориальное и хозяйственное единство существует в нашей стране не только в пределах основных экономических районов. Каждая республика, край и административная область является также единым хозяйственным целым и с полным правом считается самостоятельным экономическим районом. В отличие от основных экономических районов экономический район республики, края, области носит название экономического административного района.

В пределах одной административной области можно наблюдать развитие тесных связей между промышленными предприятиями, между промышленностью и сельским хозяйством. Нормальному развитию этих тесных связей до последнего времени мешала ведомственная разобщенность предприятий, когда находящиеся рядом заводы и фабрики разных министерств и ведомств не могли наладить кооперирование своей работы, совместное использование имеющихся ресурсов с наибольшей пользой для народного хозяйства, когда на местах не было полномочных органов управления народным хозяйством, которым бы подчинялись наиболее мощные предприятия, имеющие общегосударственное значение.

На VII сессии Верховного Совета СССР 7 мая 1957 г. товарищ Н. С. Хрущев говорил: «Задачи дальнейшего подъема народного хозяйства на современном этапе его развития выдвигают, как уже сказано, необходимость перенесения центра тяжести оперативного руководства промышленностью и строительством на места, ближе к предприятиям и стройкам. А это можно сделать только путем перехода от управления народным хозяйством через отраслевые министерства и ведомства к управлению, построенному по территориальному признаку... Организационной формой такого управления должны стать Советы народного хозяйства, которые необходимо создать в экономических административных районах».

Принятым VII сессией Верховного Совета СССР Законом «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» предусмотрено создание экономических административных районов, которые образуются Верховными Советами союзных республик.

В Законе «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством в РСФСР», принятом 29 мая 1957 года на четвертой сессии Верховного Совета РСФСР, говорится: «Переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу обеспечит более полное использование преимуществ, заложенных в социалистической системе хозяйства, в интересах дальнейшего роста производства и повышения благосостояния советского народа, даст возможность сочетать централизованное руководство хозяйством с развертыванием инициативы республиканских и местных органов, с повышением их прав и ответственности, с еще более активным участием трудящихся масс в управлении производством». Четвертая сессия Верховного Совета РСФСР в числе других экономических административных районов образовала и Брянский экономический административный район. В основу для создания Совета народного хозяйства. Брянского экономического административного района было положено наличие предприятий союзно-республиканской промышленности, перспективы ее развития и необходимость повышения роли и ответственности руководящих органов области в управлении хозяйством. В ведение совнархоза перешли 177 крупных промышленных предприятий и строек общегосударственного значения.

Важнейшей особенностью созданных экономических административных районов является то, что вся территория района входит в одну область. В отличие от имеющихся в СССР восемнадцати основных экономических районов вновь образованные экономические административные районы имеют на своей территории единый аппарат управления хозяйством, единые планирующие организации, охватывающие всю территорию данного района.

Проведенная перестройка управления промышленностью и строительством будет способствовать дальнейшему улучшению руководства промышленными предприятиями и строительными организациями области, приближает руководящие органы к предприятиям, дает возможность лучше использовать имеющиеся резервы для повышения производительности труда и выполнения производственных планов.

Алексей Никитович Бабушкин – 1957 год