СтраницаРаскопки

Раскопки 1840-х гг. во Вщиже, земля Брянская

Двести лет спустя одна из последних представительниц

рода Зиновьевых сделала все от нее зависящее, чтобы не канули

в небытие последние вещественные свидетельства славного ис-

торического прошлого ее малой родины – Вщижа.

Как будто предвидела она ясно, что всего лишь через

столетие средневековую плинфу из стен храма полностью раз-

воруют, чугунные плиты надгробных памятников ее предков

пустят в переплавку, могильные курганы на Кальницком поле

распашут железные кони, а само село захиреет, попадет в разряд

вымирающих и, наконец, станет историческим фантомом…

Публикуемые в настоящем сообщении документы [8] не

только восстанавливают исследовательский приоритет вщиж-

ской помещицы XIX века, но и воскрешают само ее имя – Вера

Михайловна Зиновьева (в замужестве Фомина). Глава брянских

краеведов В.В. Крашенинников назвал ее «первым брянским ар-

хеологом» (насколько может быть применен этот термин к ди-

летанту, совершившему главное дело своей жизни в то время,

когда археология как наука еще только зарождалась).

Через год после кончины отца – Михаила Николаевича

Зиновьева [10] – наследница земель и крепостных познакоми-

лась с о. Никитой (Митропольским) – новым священником, по-

ступившим во вщижскую Преображенскую церковь. Результа-

том их общения явилась «разборка кургана», издревле находив-

шегося внутри села. [11]

Эти любительские («любовь к отеческим гробам») рас-

копки в селе Вщиж Брянского уезда Орловской губернии велись

несколько лет и стали настоящей сенсацией. Отчет о них ( вер-

нее о первых результатах) появился уже в 1844 г. в столичной

газете «Санкт-Петербургские ведомости» (№№93, 94, автор ста-

тьи Поляновский). Именно в этом году были обнаружены арте-

факты, до сих пор являющиеся предметом научных исследований и споров.

Несколько десятилетий добытые из земли «немые свиде-

тели» хранились в домашнем архиве В.М. Зиновьевой, а затем

были представлены Московскому археологическому обществу и императорской семье.

После создания в 1872 г. Московского исторического

музея (ныне ГИМ) «арки» с надписями мастера Константина,

подсвечники, водолей и др. поступили в качестве дара в фонды

музея уже от МАО. Так первооткрывательница была забыта для потомков.

Деятельность В.М. Зиновьевой не ограничилась лишь

«разрытием земляной насыпи» в центре села. [14]

Она попыталась воссоздать храм, разрушенный в ХIII ве-

ке, но все еще остававшийся центром христианского православ-

ного некрополя. [15]

Во-первых, началась, выражаясь современным языком,

пиар-кампания. О Вщиже и его древностях появилась информа-

ция как в прессе, так и в научных сборниках.

Во-вторых, обнаруженные артефакты были представлены

ученым кругам Российской империи, в частности, Московскому

Археологическому обществу. Здесь помогли связи мужа, от-

ставного генерала артиллерии М.М. Фомина.

В-третьих, удостоверившись в ценности найденного, в

августе 1866 г. генеральша В. М. Фомина, проживавшая с му-

жем в Москве, обратилась с верноподданным предложением:

«восстановить в родовом ее имении селе Вщиж древнерусский

храм». Его стены все еще возвышались над землей на 2,5 арши-

на, а фундамент в плане был сходен с двумя древнерусскими

храмами, сохранившимися к тому времени (один из них – зна-

менитый ныне храм Покрова на Нерли). Как вариант предлагал-

ся сбор средств на постройку совершенно нового здания храма.

В-четвертых, по ее распоряжению, остатки храма были

обнесены оградой. Замок калитки запирался на ключ и надежно

охранял вход. Над драгоценной кладкой был сооружен капи-

тальный «навес» от атмосферных осадков. (Свидетельство П.Н.

Тиханова служит косвенным доказательством, что в 1882г. кто-

то из Фоминых, возможно, был еще жив: вся конструкция тща-

тельно охранялась).

В конце ХХ в. общественность Брянщины осознала цен-

ность вымирающего Вщижа, как в историческом, так и в мате-

риальном плане. 11 июля 2000 г. был торжественно открыт но-

вый туристический маршрут БГОКМ «Тютчевская дорога»:

Брянск – Овстуг – Неготино – Вщиж – Брянск. Теперь стало

возможным по новой асфальтовой дороге проехать от трассы

Брянск-Рославль мимо бывшего кальницкого поля с единствен-

ным уцелевшим курганом к бывшему детинцу – центру удель-

ного города Вщижа. Здесь, в сохранившемся с 1898 года здании

церковноприходской школы, расположился небольшой музей, а

в пристройке – храм.

На месте древней церкви водружен памятный крест.

**************************

Милостивый Государь Юрий Васильевич

В следствии желания вашего, выраженного в письме от 6

сентября за №5175, честь имею сообщить все доселе известные

сведения о вещах, найденных в имении Г-жи Фоминой, Орлов-

ской губернии, Брянского уезда, в селе Вщиж, и которые были

представлены супругом ее Генерал-Майором Фоминым на рас-

смотрение Московского Археологического общества.

Первое печатное известие о разрытии насыпи в селе

Вщиж и о найденных в ней предметах, сообщено И.М. Снегире-

вым в первом выпуске Памятников древних художеств в России

(Москва 1850 в 4). В описании и в определении самых предме-

тов вкрались некоторые неточности, потому что И.М. Снегирев

не совершенно ясно разъяснил себе назначение каждого из них.

Г-жа Фомина в сороковых годах разрыла в самом селе

Вщиж насыпь, не правильно названную курганом, потому что

эта насыпь не могильная, а состоящая из остатков разрушив-

шейся каменной церкви, между которыми нашла обломки, при-

надлежавшие почти все к предметам церковным. Так, например,

две стороны осьмиугольного медного паникадила, коего форма

доселе еще попадается часто во многих церквах Греции и Афо-

на, и известна под именем хорос. Два подсвечника, западного

изделия изготовленные или на Рейне или в Лиможе, носят отпе-

чаток XII века; и вообще все найденные предметы принадлежат

к тому же столетию, так что из этого можно заключить положи-

тельно, что храм разрушился или был разрушен не позднее XII века.

Карамзин в своей истории (том II, прим. 397) упоминает

о прежних находках в селе Вщиж, известных ему по сведениям

доставленным владетелем этой местности, Михаилом Николае-

вичем Зиновьевым.

Теперь, раскрывая наши летописи, мы находим в них

следующие сведения о княжестве Вщижском, как уделе князей

Черниговских:

1142 год. Всеволод между прочими городами разделяет

своим приверженцам и город Вщиж (Ипатьевск. летоп.).

1159. Святослав Владимирович осажден во Вщиже Кня-

зем Черниговским Святославом Ольговичем.

1166. «Преставися Святослав Володимерич, внук Давы-

до, в Вщиже (Ипатьевс.).

«В том же году Святослав Всеволодович посадил своего

сына во Вщиже.

Переходя теперь к архитектуре Вщижского храма, можно

по открытым в насыпи следам заключить о самой форме быв-

шей церкви. И.М. Снегирев, вероятно, со слов очевидца пишет,

что «церковь состоит из квадрата; восточная часть ее оканчива-

ется тремя полукружиями (алтарные следы), а западная архиво-

лютами (?) особенной формы на обе стороны входа» и т.д.

Сравнивая этот план с церквами, построенными в одно время со

Вщижской церковью, и следовательно, выстроенными в одном с

нею стиле, ибо существенные изменения в форме и стиле церк-

вей, заметны только в постройках разных столетий, мы убежда-

емся, что Вщижский храм должен был иметь архитектуру сход-

ную с другими церквами, воздвигнутыми в XII веке. Таких по-

строек в особенности хорошо уцелели два образца: церковь села

Кидекши, близ Суздаля, построенная Великим Князем Юрием

Владимировичем, и церковь Покрова близ Боголюбова мона-

стыря в той же губернии, построенная Великим Князем Андреем

Юрьевичем около 1166 года (Древний Боголюбов город. В.

Доброхотова, Москва, 11852 в 4-м). Эти здания сохранившись

почти в целости передают нам тот красивый и правильный

стиль, который характеризует постройки первой половины XII

века и служат переходом к более вычурному стилю Дмитриев-

ского собора во Владимире на Клязьме (построен около 1197).

Сравнивая описание Вщижского храма с планами Кудекшин-

ской и Покровской церквей, мы легко убедимся, что все они вы-

строены по одному плану и даже с небольшими различиями в

размерах.

Сообщив по Вашему желанию, Милостивый Государь,

все сведения мне известные о развалинах в селе Вщиж, прошу

Вас принять уверения в совершенном моем почтении и предан-

ности.

(подписал) Граф Уваров

 

№11242 Его Сиятельству, Господину Обер-Прокурору Святейшего Синода, графу

Дмитрию Андреевичу Толстому

Копия Ваше Сиятельство, Милостивый Государь!

В следствии отношения Вашего Сиятельства, от 25 авгу-

ста сего 1866 года за №4877, с препровождением копии с док-

ладной записки жены отставного Генерал-Майора Фоминой, хо-

датайствующей о восстановлении древней церкви, бывшей в се-

ле Вщиж, Брянского уезда, на месте погребения удельного князя

Святослава Владимировича, по распоряжению моему, забраны

на месте чрез местного Благочинного священника Стефана Кра-

совского, об означенном древнем храме, следующие сведения:

1. Село Вщиж, состоящее в 40 верстах от г. Брянска, на

берегу р. Десны, весьма замечательно по своей глубокой древ-

ности. Оно носит на себе имя города Вщиж, и находится на том

самом месте, где был этот самый город, древность которого, как

видно из Истории Русского народа, восходит до 11-го века по

рождестве Христове (История Русского народа Николай Поле-

вой. Т. 3-й, стр. 34). Здесь в местах некогда укрывался от пре-

следований Родичей Берладчин Великий Князь Святослав Вла-

димирович. Здесь некогда во время нашествия татар и монголов

открытое поле обагрено было кровию христиан за веру и страну

родную (там же примечание и сноски 24). Здесь еще и теперь

видны следы древних укреплений и курганов, и на одном из них

разрытом, видны следы храма древнего. До 1840 г. никто не об-

ращал внимания на этот курган, находящийся внутри села. По-

ступивший в том году в село Вщиж священник Никита Митро-

польский (ныне умерший), по своей любознательности распо-

ложил помещицу этого села Веру Зиновьеву, ныне Фомину, ра-

зобрать этот курган. Следствием этой разработки кургана было

то, что в глубине его отыскано было основание церкви; найдены

были разные церковные вещи: подсвечники, полукруги (вероят-

но находящиеся над царскими вратами), несколько крестов, и

все эти вещи хранятся в доме помещицы Фоминой. Разработка

этого кургана окончена была тогда, когда найдено было место,

где лежали балки, на которых находился помост храма. Судя по

уцелевшим стенам, которые и доселе возвышаются на 2,5 арши-

на, можно заключить, что устройство этой церкви древнегрече-

ского стиля. Кругом церкви была галерея; толщина стены 1 арш.

3 четверти, а в тех местах, где выпущены были колонны, 2 ½ ар.

и 2 вер. За тем видно место, где были северные и южные двери.

Форма кирпича древняя, длиною этот кирпич 6 вер., шириною 4

½ вер. и толщиною 1 вер. Способ постройки тоже древний. Кла-

ден был кирпич, толщина коего как уже сказано, было 1 вер. и

на нем полагался такой же толщины слой извести. Длина всей

церкви, принимая в счет и место алтаря, 14 ½ ар., а ширина 10 ½ ар.

2. Г-жа Фомина, некоторые из прихожан и священноцер-

ковнослужители передали тому Благочинному Красовскому, что

при разрытии кургана найдено до 50, в разных местах человече-

ских скелетов, и все оные, как обыкновенно, лежали лицами на

восток, а у наружней стены с правой стороны жертвенника, ка-

менный склеп, по вскрытии коего оказалось, что и в нем тоже

человеческий скелет, более же в этом склепе ничего не было.

Отличие сего места и могилы от прочих могил, а равно и то, что

смерть Вщижского Князя Святослава Владимировича летопис-

цами записано под 1167 годом, навели их, г. Фомину и священ-

ноцерковнослужителей на ту мысль, что могила эта ничья дру-

гая, как Великого Князя Святослава Владимировича, смиренно

здесь скончавшегося. На основании таких данных священноцер-

ковнослужители двух-штатного села Вщижа, когда развалины

отысканной церкви обнесены были деревянным срубом, отслу-

жили по просьбе г. Фоминой благодарственный Господу Богу

молебен с провозглашением многолетия Государю Императору

и всей Его Августейшей фамилии и пропели Великому князю

Святославу Владимировичу с его подвижниками вечную память.

3. Настоящий Вщижский деревянный храм во имя Пре-

ображения Господня, построенный в 1763 г. тщанием помещика

деревни Дятькович Мачихина, был очень ветх, но в 1855 и 1857

гг. на средства из лесной церковной дачи поновлен, крыша

вновь покрыта железом, окрашена медянкой, а стены масляною

белильною краскою; в прошлом же 1865 г. обнесен деревянною оградою.

4. Письменных преданий о найденных развалинах древ-

него храма в церковном архиве никаких не оказалось. По смерти

Святослава Владимировича, как говорят летописцы («История».

Соловьев. Т.2, стр. 235 и «Орловские Епархиальные Ведомости»

№4, 1866 г.), Вщижское Княжество потеряло цельность своих

владений, утратило существование и самое свое название, от то-

го и последующая судьба сего города осталась неизвестною. Го-

род Вщиж и все, что в нем находилось забыто летописцами.

Сообщая Вашему Сиятельству таковые сведения о древ-

нем Вщижском храме и возвращая при сем присланную ко мне

копию с докладной записки Фоминой, имею честь присовоку-

пить, что более сих сведений как на месте в селе Вщиж, так и в

Консисторском архиве не имеется.

С истинным почтением и совершенною преданностию имею честь быть Вашего Сиятельства Милостивого Государя покорнейшим слугою (подписал) Поликарп Епископ Орловский и Севский

верно с подлинником младший чиновник (подпись)

 

С.А. Никулина, старший научный сотрудник Брянского Государственного объединенного краеведческого музея

«Не зарастет травой забвенья». Раскопки 1840-х гг. во Вщиже Веры Михайловны Зиновьевой (Фоминой). Неопубликованные документы