СтраницаРадогощь

Радогощь. Комаричский район. Брянская область.

Археологические раскопки, произведенные в 1965 году, под­тверждают, что на правом берегу реки Неруссы, чуть северо-восточнее поселка Слободка, находилось селение типа города времен VIII—IX веков.

О происхождении названия села ходят различные предания. Слово «радогощь» в переводе со славянского означает «рада гостей», то есть «совет купцов». На улице, которая раньше называлась Базарной, до настоящего времени сохранились строения, похожие на купеческие лабазы. Они дают возмож­ность предполагать, что сюда действительно съезжались купцы и вели оживленную торговлю. Это подтверяадается и тем, что через село проходила старинная дорога Карачев — Севск.

Названию есть и другое объяснение. Старики рассказывают, что село получило имя во времена крепостного нрава, якобы от слов «рада гожих», то есть «сбор новобранцев». Будто бы на Базарной улице в далекие времена собиралась молодежь, ухо­дящая на службу в армию.

Деревянное селище Радогощь, расположенное на правом берегу реки Неруссы, в период татаро-монгольского нашествия оказалось до основания разрушенным. Население было вынуж­дено уйти в лес. Позже на месте селища основали монастырь, а село перенесли на левый берег реки, где оно располагается и сейчас.

Предание гласит, что здесь еще при Иване Грозном добы­валась руда, работали оружейные мастерские и фабрики. Хотя и называлось село красиво, но радости мужикам и холопам не было. Жили мастеровые и крестьяне в покосившихся курных халупах и завалюшках. Кругом бедность, нищета и бесправие. Особенно в тяжелом положении находились крепостные кресть­яне.

В газете «Орловские ведомости» за 1796 год было объявле­но: «В имении княгини Голицыной по адресу село Радогощь продаются: породистые щенки любого пола по 2000 и более рублей за голову, повар 30 лет за 100 рублей, его жена белошвея за 50 рублей, девушка 16 лет за 15 рублей и два ребенка не менее 20 копеек за каждого. Обращаться к управляющему Свинцову».

Княгиня Голицына приобрела для своей внучки заморского попугая, продав двух девочек, юношу 16 лет и их отца 42 лет, хорошего столяра.

Не лучше жили и оброчные крестьяне, ибо помещики с каж­дым годом увеличивали оброчные платежи. О своей тяжкой жизни голицынские мужики писали в жалобе: «...и отобраны все пашенные и сенокосные земли и угодия. А нас, не щадя и малолетних, до единого употребляют денно и нощно на рабо­тах. А сверх того собирают продукты».

В роскоши и богатстве блаженствовали только князья Го­лицыны. Им принадлежали здешние земли, леса, воды. На бе­регу реки Неруссы стоял их роскошный дворец. Была у князей основная забава — питомник откормленных борзых. И если собака «кончалась», князь устраивал пышные поминки, застав­лял крестьян по «покойнице» плакать и только после этого предавал прах животного земле. Для захоронения борзых в саду было сооружено особое кладбище с железной оградой.

В одно время имение находилось в руках управляющего — поляка, некоего Лабая, человека упрямого и деспотичного. Однажды он нагайкой жестоко испорол пастуха за то, что тот осмелился пасти крестьянский скот в барском лесу. Избитый, окровавленный пастух прибежал в село. Крестьяне взбунтова­лись. Вооружившись дубинками, они окружили дом управляю­щего и потребовали хозяина к ответу.

Для усмирения крестьян из Орла вызвали роту солдат, ко­торые учинили над бунтовщиками жестокую расправу. «Зачин­щиков» расстреляли, крестьян нещадно высекли розгами и шомполами. Стихийный бунт был подавлен. Хотя князья «усмирили» крестьян, но имения они все-таки вскоре лиши­лись. Их дворец сгорел. Это произошло в грозные события пер­вой русской революции.

До Великой Октябрьской социалистической революции в деревне работали частные спичечная и трикотажная фабрики, лесопильный завод, маслобойня, валяльные мастерские, при­надлежащие местным купцам, владельцем земель был помещик Трухин.

1917 год положил конец господству эксплуататоров, дал тру­дящимся право и возможность самим распоряжаться своей судьбой и общественным богатством.

В первые годы коллективизации в Радогощи было создано три колхоза: имени I Мая, «Новая Иерусса» и «Единение». В 1933 году они объединились в одну артель — «Новая Радо­гощь». Перед второй мировой войной это было одно из зажи­точных хозяйств в районе. Фашистские оккупанты сожгли кол­хоз, все общественные постройки, разграбили коллективное добро.

После освобождения села от немецко-фашистских захватчи­ков в сентябре 1943 года радогощане приступили к восстанов­лению артельного хозяйства. Ныне их земли входят в состав совхоза «Лопандинский».

Радогощане по праву гордятся своим селом и своими земля­ками. Один из них — Павел Незымаев был руководителем Комаричского подполья.

Сейчас Радогощь не узнать. Широко раскинулось древней­шее село вдоль реки Неруссы. В нем ровные прямые улицы, более пятисот дворов, один краше другого, добротные, крытые шифером, черепицей или железом. Крыльцо, веранды и налич­ники на окнах многих домов с затейливыми узорами. В пали­садниках белоствольные березы, яблони, груши, сливы.

В Радогощи промтоварный и продовольственный магазины, здравпункт, баня, валяльная и пошивочная мастерские, рабо­тают средняя школа, сельский Дом культуры, библиотека. Кол­лектив художественной самодеятельности часто выступает пе­ред тружениками села. Не раз он показывал свои концерты в соседних населенных пунктах и областном центре.