Страницарабфак

1922 год. Брянск. Организация рабфака.

Расширялась сеть школ ликбеза. Бывший методист этих школ А.Ф.Полякова вспоминала: «Пункты ликбеза были организованы непосредственно в цехах, чтобы рабочие могли немедленно после смены или до смены заниматься с учителями... Люди не считались ни с чем, оставались после работы, а нау­чившись, сами начинали учить других. Обучались у меня две подруги - работницы Прасковья Ешелина и Наталья Завьялова. Помню, сказали им, что будут учить грамоте. Не поверили. «Это как же, - спрашивают. - Мы сами книжки будем читать?» «Да, -говорю, - и читать и писать. Только постарайтесь получше». Ну, старания хватало» .

В связи с острой нуждой в технически грамотных кадрах Брян­ский губисполкомом 25 июня и бюро Брянского губкома РКП(б) 25 августа 1922 года приняли решения об организации рабфака на 300 человек. В его фонд были перечислены крупные денежные суммы от многих предприятий и организаций Брянска и Бежицы. Разместили рабфак в здании бывшей женской гимназии. Завезли 100 парт, 10 столов, 10 табуреток и 20 классных досок. Открытие состоялось в сентябре, на нем студенты приняли обращениие к заводоуправлению: «Дорогие товарищи! Общее собрание сту­дентов... единогласно постановило просить заводоуправление го­сударственного Брянского завода принять шефство над рабфаком. Нынешнему пролетариату губернии реально дана возможность попасть в высшие учебные заведения, доступ в которые целыми веками был закрыт для рабочего класса» . Комплектование рабфака шло по системе разверстки. Первыми рабфаковцами стали молодые рабочие завода, затем крестьяне окрестных сел.

Трудностей на первых порах было немало: приходилось поль­зоваться кабинетами других школ, химической лабораторией завода, книгами разных библиотек. Но желание получить образо­вание было так велико, что рабфаковцы преодолевали все трудности. Бывший преподаватель Е.А.Нуждина сообщала: «Если бы вы I только видели, как люди «грызли науку!» Это был такой прекрасный

ученический порыв! Мне вспоминается, как приезжала молодежь из самых отдаленных деревень: в овчинах, вместо пуговиц - па­лочки, обыкновенные деревенские парни и девчата... Двух слов связать не могли. И какими они грамотными, знающими становились после окончания учебы. Их уже нельзя было назвать «деревней», нет-нет! Это были интеллигенты!... Был у нас, «педагогов, замеча­тельный, слаженный коллектив. Мы жили одним: учить и учить как можно лучше... Мы все были прекрасны в своих педагоги­ческих дерзаниях».

На рабфаке преподавали математик М.К.Юшко, физик Е.Е.Кес-лер, химик М.О.Палечек, литератор Е.П.Нуждина и другие. Кто в Бежице не знал Марию Константиновну Юшко? Закончив с золотой медалью гимназию, она уехала в Петербург. В 1914 году, в год окончания ею Бестужевских Высших женских курсов, впервые в истории России был разрешен прием женщин я Петер­бургский университет. И с группой курсисток в 18 человек Мария была принята на последний курс физико-математического факуль­тета. Ее педагогическая деятельность началась в 1915 году. До того, как свела судьба с рабфаковцами, она обучала детей в жен­ской гимназии, реальном училище, в школе II ступени, оставляя повсюду добрую память о себе.

Подготовкой профессиональных кадров занимался также от­крытый в 1924 году вечерний рабочий техникум.