СтраницаПСЕВДОРУССКИЙ

РУССКИЙ (ПСЕВДОРУССКИЙ) СТИЛЬ БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ

В конце XIX века в обществе опять про­буждается повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVII века. Национальный стиль, поиски которого начались ещё в 1830 годах и завершились официальным утверждением русско-византийского стиля, в 1870 годах при­обрёл иной характер.

В русской архитектуре появилось направ­ление, в основу которого легло подражание приёмам и правилам, выработанным в древ­нерусском зодчестве, когда боярские хоромы и деревенские избы строили из дерева. В декора­тивном убранстве каменных храмов стали ши­роко заимствоваться мотивы из крестьянской деревянной резьбы, народного прикладного искусства (вышивки, деревянной росписи).

Бани в Бежицком районе Брянска (русский стиль, начало XX в.)

Жилой дом в Карачеве (начало ХХ в.)

Церковь Успения в Чуровичах Климовского района (русский стиль, начало XX в.)

Церковь Ильи Пророка в Трубчевске (русский стиль, конец XIX в.)

Не менее праздничный облик имеет цер­ковь Ильи Пророка в городе Трубчевске. Со­единение выделенных белым цветом деталей и неоштукатуренных краснокирпичных стен не просто украшает храм, а придаёт зданию поэтично-сказочный образ.

Часовня-усыпальница в Сураже (русский стиль, начало XX в.)

Богатство внешней отделки демонстрирует и часовня-усыпальница в Сураже. Каждую сторону куба украшает большая арка на ко­ротких спаренных колонках. Внутри арок раз­мещены арочные окна, которые обрамлены квадратными пластинами.

Недолгая жизнь русского (или псевдорус­ского) стиля была вызвана тем, что каждая постройка, являвшаяся по существу произ­ведением искусства, требовала привлечения большого количества мастеров разного про­филя: каменотесов, художников-керамистов, резчиков по дереву. Строительство подобных зданий вскоре было прекращено. Однако и в наше время они поражают своим изяществом наружной отделки.