Страницапровинция

Фотофестиваль фотохудожников России, Белоруссии и Украины

Брянск в эти дни стал цен­тром «фотографической про­винции». Фотофестиваль, впервые за 20 лет собравший зместе фотохудожников России, Белоруссии и Украины,— событие в культурной жизни не только нашего города. Снимки запечатлели дыхание време­ни, горести и радости ушедших доей, ставших историей.

Пусть вас не отпугивает сло­во «провинция». В пред­ставленных работах нет и в по­мине налета второсортности, простоватости или отсталости, всего того негативного, что пре­зрительно именуется провинциальностью. Конечно, Москва — культурный центр, сердце России, но провинция — ее душа. Здесь живет очень много добрых, талантливых и умных людей. И нынешняя экспозиция в выставочном зале на бульваре Гагарина — лучшая иллюстра­ция этого. Она позволяет нам поновому взглянуть на при­вычный мир, понять (и сердцем, и умом), как неповторим и пре­красен каждый прожитый нами миг. Более 200 работ, представ­ленных на выставке,— более 200 мгновений, остановленных для нас теми, кто чуток душой. Это к ним обращался в свое время поэт Николай Рыленков:

И если ты художник,

Если зорок твой меткий глаз

И обострен твой слух,—

Туманной тропкой выйди на пригорок,

Прислушайся и оглянись вокруг.

Перед тобой, как странницы босые,

Воспоминанья летние тая,

Бредут березы в дальние края,

А ветер тени путает косые...

Все эти холмы и березовые перелески, бескрайняя ширь полей И синь морей, путаные тропки и тени есть на работах мастеров из четырех фотоклу­бов - участников уникального проекта.

Наше знакомство с ними нач­ну с ближних соседей. Фотоклуб «Калуга» является наследником некогда легендарного «Поиска», ведущего отсчет своей истории с 1965 года. В его рядах блиста­ли всемирно известные фото­графы Николай Низов, Сергей Аникеев, Николай Павлов, Лео­нид Чирков... Стать членом это­го объединения просто — было бы желание фотографировать и стремление к совершенство­ванию творческих навыков. По­сетители выставки могут полю­боваться весьма интересными пейзажами калужан. Напри­мер, работой Сергея Денисова «Переход в зиму» — своего рода лирическим этюдом в лазоре­вых тонах. Природа дышит чи­стотой и свежестью. Празднич­но на небе и на земле. Леонид Чирков сфотографировал уго­лок старой Калуги — островок патриархальной России среди новостроек. Здесь деревянные дома сгрудились вокруг церк­вушки, словно овцы возле па­стыря. Удивительны и черно-бе­лые снимки репортажного плана ныне покойного Николая Ни- зова. Ему, много лет прорабо­тавшему фотокорреспондентом, удалось запечатлеть немало чу­десных мгновений — несущих в основном заряд позитива. Он вообще не делал злых фото, даже если редакции требовал­ся т.н. страдальческий снимок. Низов старался обнажить наши беды, относясь с сочувствием к героям подобных фото.

Алексей Никитин, руково­дитель фотоклуба «Калуга», не скрывал радости от новой встре­чи с друзьями по фотоцеху. Вы­ступая на открытии фотофе­стиваля, он призвал: «Давайте радоваться творческим успехам друг друга, чуду искусства. Пом­ните, как у Окуджавы: «Давайте восклицать, друг другом восхи­щаться!» Фестиваль дарит нам возможность взаимообогащения, укрепляет культурные и личные связи, знакомит с тенденциями в области современного фото­искусства. Это серьезная граж­данская инициатива. Думаю, стоит сделать его передвижным».

Его поддержал и Андрей Устинович, руководитель фотоклуба «Чайка» из Феодосии. Последние 20 лет были не самыми удачны­ми для фотоискусства Украины. Это первый визит Устиновича в Россию, первый общий про­ект фотолюбителей трех брат­ских славянских республик.

Фотоклуб «Чайка» объеди­няет тех, для кого занятие фото — потребность души. Это старейший коллектив в Крыму, отметивший в этом году полу­вековой юбилей. Первым руко­водителем клуба был Владлен Крючкин, окончивший ВГИК и работавший кинооперато­ром Центральной студии доку­ментальных фильмов в Москве. Андрей Устинович руководит коллективом последние, самые трудные 26 лет. Он заслуженный художник Международной федерации фотоискусства. На фе­стивале в Брянске представлены работы 13 авторов, в том числе Александра Сивокобыльского, присутствовавшего на открытии выставки. Мне понравилась его жанровая сценка «На побывку», наполненная юмором. По до­роге, окутанной туманом, спе­шит домой солдат. Две лошади приветливо кивают ему, будто старому знакомому. Оригинален «Портрет фотографа» Евгения Барзаковского, один глаз кото­рому заменила фотокамера. Ро­мантично (и эротично) выгля­дит «Девушка с гитарой» Андрея Устиновича. Его же «Школяр», кажется, смотрит вам прямо в душу. Искренний взгляд маль­ца исполнен надежды и грусти.

 Любо­пытны морские пейзажи Якова Любченко («Мираж»), Владими­ра Волохова («Капсель»), Гали­ны Иванцовой («Перед грозой»). В городе, где жил и творил пре­красный художник-маринист Иван Айвазовский, умеют пе­редавать игру волн, состояние мятежной стихии, поэзию цвета и света.

Необычное сияние исходит от работ членов гомельско­го фотоклуба. Недаром он носит весьма символичное название — «Свет души». Это удивительное творческое объединение с 2009 года действует при духовно- просветительском центре пра­вославного прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Руководитель клуба Андрей Цыбульский признался, что, хотя главным является от­ражение жизни епархии, он дал своим коллегам полную свободу в выборе работ для нынешней выставки. Но обойти тему света души не смогли. В этом он ви­дит миссионерский аспект вы­ставки.

Отец Вадим, духовный по­печитель фотоклуба, тоже го­ворил о духовной миссии ис­кусства. «Люди,"занимающиеся художественным фото,— осо­бые,— заявил он,— Им дан дар не только смотреть, но и видеть. Замечать прекрасное в обы­денном. Художественное фото пробуждает в душах светлые чувства, наполняет сердце до­бротой. В чем секрет? В тоске по гармонии.Стремление чело­века к прекрасному неизбежно приведет его к поиску Боже­ственного. Фотография пред­лагает не только восхититься красотой, но и задуматься о ее источнике. Ибо всякая земная гармония лишь отражение не­земной, божественной гармонии и красоты».

Он пожелал, чтобы выстав­ка затронула тонкие струны души, чтобы все ушли из выста­вочного зала просветленными. И надо признать, гомельские фотомастера немало поспособ­ствовали тому, чтобы зрители достигли этого состояния. Пей­заж того же Андрея Цыбульского «Река Уза» стал своего рода гимном красоте родной земли. Благоговейно взираешь на дере­вья, окутанные морозной дым­кой, строгую красоту зимнего утра и понимаешь, что природа все-таки не мастерская, а храм! Празднично смотрится река в обрамлении золотых кленов на снимке Сергея Иванова «В осеннем наряде». О лучшей фо­торамке и мечтать не надо. Ма­стер лирико-философских пей­зажей, на которых запечатлены православные храмы, и Кон­стантин Антоненко.

Инте­ресны эксперименты со светоте­нью Владимира Приходько. Его «Ожидание» и «Разговоры» соз­дают впечатление интимности, недоговоренности. Силуэты ге­роев едва выступают из темноты.

На фотофестивале каждый найдет для себя работы по душе. Есть здесь и жизнеутверждаю­щие репортажи в духе 1970-х, натюрморты, пейзажи и пор­треты - философские, глубокие и просто красивые, макросъем­ка. Как верно подметил Вла­димир Хроменков, у русских, белорусских и украинских фо­тохудожников разные стили и подход к композиции, обра­ботке фото, общее — уважитель­ное отношение к натуре (моде­ли), теплота, положительная энергетика. В наши дни, когда гуманизм в дефиците, фотофе­стиваль — возможность припод­няться над суетой, взглянуть на мир по-новому.

Н. Романов: взгляд профессионала

А. Устинович, В. Безгрешное, М. Савина, А. Никитин, О. Вадим, А. Цибульский и А. Сивокобыльский

Ирина МАРЧЕНКОВА.

Фото Александра ШКРОБА.