1921 год. Культурно-просветительская работа. Брянщина.
Выступление синеблузочников
Формирование у населения Брянского края коммунистического мировоззрения проводилась параллельно с распространением научных знаний, привлечением к творчеству, самодеятельности, организацией досуга.
Особое внимание в послереволюционные годы уделялось работе клубных учреждений. Создавались они обычно при крупных предприятиях, что по-зволяло организовывать работу самых разных кружков, секций, студий и других коллективов по интересам. Некоторые из них получили известность. Например, в Бежице в 1921 году на базе клуба имени III Интернационала была создана драматическая студия под руководством инженера завода «Красный Профинтерн» М.А. Губина, которая на протяжении нескольких лет подготовила десятки спектаклей. В 1926 году в Брянске отрылся профессиональный драматический театр. Первой его постановкой стал спектакль по пьесе Н. Лернера «Декабристы». Создателем труппы и главным режиссёром в первые годы существования театра был В.А. Чиркин.
В 1937 году начал работать Карачевский драматический театр. Работал в довоенные годы театр и в Клинцах. Крупным центром культуры стал вступивший в строй с 1929 года Дворец культуры завода «Красный Профинтерн».
Большое внимание уделялось культурному воспитанию детей и молодёжи. Возникали специфические молодёжные формы самодеятельности. Популярностью пользовались выступления «Синей блузы» - под таким название шли своеобразные выпуски устных молодежных газет сатирической направленности с хлёсткими куплетами, частушками, баснями и прочими самодеятельными жанрами. Брянские синеблузники, в частности, пытались «добиться закрытия винных магазинов, сокращения продажи водки в дни заработной платы». В 1930-е годы на смену «синеблузникам» пришли ТРАМы (театры рабочей молодежи]. Помимо малых форм в них ставились и драматические спектакли, и многожанровые композиции.
В идейно-политическом воспитании школьников, в приобщении их к различным формам творчества заметную роль играли созданные во многих городах Брянщины Дома пионеров. Особенно следует отметить открывшийся в 1934 года в Бежице Дом художественного воспитания детей.
Значительное место в культурной жизни 1920-х - 1930-х годов занимало кино. Особую популярность оно приобрело с появлением звуковых фильмов. В 1940 году на территории Брянщины работало 213 киноустановок, в том числе 75 стационарных.
Существенную роль в приобщении людей к культуре играли библиотеки и их сотрудники. К 1940 году на территории Брянщины работало 837 массовых библиотек с книжным фондом 1 миллион 200 тысяч экземпляров.
Важной задачей являлось сохранение культурного наследия, что в период послереволюционной ломки было непростым делом. Картины и скульптуры старых мастеров, книги дореволюционных авторов, предметы прежнего дворянского быта, не говоря уже о памятниках церковно-монастырской культуры - все это воспринималось многими как отживший и ненужный хлам, и для его защиты от расхищения и уничтожения требовалось немалое гражданское мужество.
С учетом этого заслуживает большого уважения деятельность С.С. Деева, с именем которого связано, прежде всего, создание Брянского губернского музея местного края, который открылся в 1920 году. В музее были собраны богатые коллекции скульптуры, фарфора и мебели, характерных для дворянских усадеб, нумизматики, живописи русских и западноевропейских художников.
В 1925 году в Брянске были открыты также музей Октябрьской революции и антирелигиозный, в 1926 году - картинная галерея. Затем все музеи были объединены в один, который назывался Брянский краеведческий музей.
Кроме них, на Брянщине работали Карачевский художественный и культурно-исторический музей (с 1918 года), Трубчевский естественно-исторический и географический (с 1919 года], Севский и Новозыбковский краеведческие и Трубчевский и Почепский антирелигиозные музеи (с 1920-1921 гг.).