Страницапросветительская

1921 год. Культурно-просветительская работа. Брянщина.

Выступление синеблузочников

Формирование у населения Брянского края коммунистического миро­воззрения проводилась параллельно с распространением научных знаний, привлечением к творчеству, самодеятельности, организацией досуга.

Особое внимание в послереволюционные годы уделялось работе клуб­ных учреждений. Создавались они обычно при крупных предприятиях, что по-зволяло организовывать работу самых разных кружков, секций, студий и других коллективов по интересам. Некоторые из них получили из­вестность. Например, в Бежице в 1921 году на базе клуба имени III Интернационала была соз­дана драматическая студия под руководством инженера завода «Красный Профинтерн» М.А. Губина, которая на протяжении нескольких лет подготовила десятки спектаклей. В 1926 году в Брянске отрылся профессиональный драматический театр. Первой его постановкой стал спектакль по пьесе Н. Лернера «Декабристы». Создателем труппы и главным режиссёром в первые годы существования театра был В.А. Чиркин.

В 1937 году начал работать Карачевский драматический театр. Работал в довоенные годы театр и в Клинцах. Крупным центром культуры стал всту­пивший в строй с 1929 года Дворец культуры завода «Красный Профинтерн».

Большое внимание уделялось культурному воспитанию детей и моло­дёжи. Возникали специфические молодёжные формы самодеятельности. По­пулярностью пользовались выступления «Синей блузы» - под таким название шли своеобразные выпуски устных молодежных газет сатирической направ­ленности с хлёсткими куплетами, частушками, баснями и прочими самодея­тельными жанрами. Брянские синеблузники, в частности, пытались «добить­ся закрытия винных магазинов, сокращения продажи водки в дни заработной платы». В 1930-е годы на смену «синеблузникам» пришли ТРАМы (театры ра­бочей молодежи]. Помимо малых форм в них ставились и драматические спек­такли, и многожанровые композиции.

В идейно-политическом воспитании школьников, в приобщении их к различным формам творчества заметную роль играли созданные во многих городах Брянщины Дома пионеров. Особенно следует отметить открывшийся в 1934 года в Бежице Дом художественного воспитания детей.

Значительное место в культурной жизни 1920-х - 1930-х годов занимало кино. Особую популярность оно приобрело с появлением звуковых фильмов. В 1940 году на территории Брянщины работало 213 киноустановок, в том чис­ле 75 стационарных.

Существенную роль в приобщении людей к культуре играли библиотеки и их сотрудники. К 1940 году на территории Брянщины работало 837 массо­вых библиотек с книжным фондом 1 миллион 200 тысяч экземпляров.

Важной задачей являлось сохранение культурного наследия, что в пери­од послереволюционной ломки было непростым делом. Картины и скульпту­ры старых мастеров, книги дореволюционных авторов, предметы прежнего дворянского быта, не говоря уже о памятниках церковно-монастырской куль­туры - все это воспринималось многими как отживший и ненужный хлам, и для его защиты от расхищения и уничтожения требовалось немалое граждан­ское мужество.

С учетом этого заслуживает большого уважения деятельность С.С. Деева, с именем которого связано, прежде всего, создание Брянского губернского му­зея местного края, который открылся в 1920 году. В музее были собраны бога­тые коллекции скульптуры, фарфора и мебели, характерных для дворянских усадеб, нумизматики, живописи русских и западноевропейских художников.

В 1925 году в Брянске были открыты также музей Октябрьской рево­люции и антирелигиозный, в 1926 году - картинная галерея. Затем все музеи были объединены в один, который назывался Брянский краеведческий музей.

Кроме них, на Брянщине работали Карачевский художественный и куль­турно-исторический музей (с 1918 года), Трубчевский естественно-историче­ский и географический (с 1919 года], Севский и Новозыбковский краеведче­ские и Трубчевский и Почепский антирелигиозные музеи (с 1920-1921 гг.).

1927 год. Культурно - просветительная работа.