Страницапростор

НАД ЭПИЧЕСКИМ ПРОСТОРОМ БРЯНЩИНА

Планировка монастыря складывалась постепенно, начиная с его основания в XIII веке. В конечном итоге она выразилась в живо­писном размещении зданий на участке, имею­щем форму неправильного восьмиугольника. В центре территории находились основные сооружения: Успенский собор и церковь Анто­ния и Феодосия. Они окружены другими мона­стырскими постройками: приемным домом, училищем, зданиями келий и хозяйственны­ми. Главный вход в монастырь через «святые» ворота в северной стене, которая в этом месте уступает от своего основного направления вглубь участка монастыря, образуя суживающийся к воротам защищенный проход. Две башни, как два стража, стояли перед ворота­ми. Над этим входом расположена Сретенская церковь. Другой вход и въезд в монастырь, с западной стороны через нижний ярус над-вратной Преображенской церкви. Южную часть территории занимал фруктовый сад. На углах излома ограды располагались восьми­гранные башни.

Вошедшему в монастырь открывалась чрез­вычайно живописная картина архитектур­ных сооружений, среди которых выделялись храмы. Осмотревшись среди этого эффектного «беспорядка» и обилия глав, шатров и башен, богатства объемов и архитектурных форм, глаз зрителя обнаруживал постепенно неко­торую систему и равновесие в размещении зданий. Все они подчинялись продольной оси, которую мысленно можно представить иду­щей от западных ворот на восток. Вертикаль ярусной надвратной Преображенской церкви начинает ее, дальше располагались Успенский собор, церковь Антония и Феодосия и восточ­ная водовзводная башня.

Эта группа стоит в не очень правильном треугольнике, образованном другими здани­ями монастыря. Две стороны треугольника лучами расходятся от Преображенской церк­ви в восточном и южном направлениях. Их «нейтральная» застройка поддерживает цен­тральную ось, является переходной ступенью от высоких объемов храмов к более низким стенам ограды.

Поперечную ось композиции, подчинен­ную продольной, образовывала линия, сое­диняющая «святые» ворота Сретенской церк­ви с вертикалью древней колокольни. Она соединяла весь комплекс основных сооруже­ний зрительной композиционной связью. Эта связь, читаемая в плане, ясно проявлялась и в объемном построении композиции. Успен­ский собор своей грандиозностью и сложным силуэтом находится в центре композиции, его главенствующее положение поддерживалось с запада Преображенской церковью, с восто­ка - объемом церкви Антония и Феодосия, с севера - Сретенской церковью и с юга - коло­кольней. Все вместе они образовали верхний основной ярус композиции ансамбля, самую главную тему его.

Примечательно то, что при возобновлении Успенской соборной церкви, против обычая ее разместили не на месте обветшалой пред­шественницы, построенной во времена Ивана Грозного, а передвинули на более централь­ное место - почти в геометрический центр территории монастыря.

Придавая ей центральное положение, без­условно, учитывали не только ее «ведущее» идейное содержание - по имени главного храма назывался монастырь Успенским, кото­рое выражалось и в значительном увеличе­нии ее размеров, но и изменяющийся в связи с этим общий масштаб застройки монастыря, весьма отличный от первоначального укруп­нением зданий.

Средний ярус объемного построения ансамбля составляли окружающие невысо­кие и более спокойные по архитектурному решению здания: приемный дом, училище, корпуса келий, хозяйственные постройки. Их «переходный» характер не требовал яркого архитектурного выражения, их роль - роль музыкальной паузы в мощном и торжествен­ном хорале архитектуры главной темы.

Нижний ярус - горизонтальные ленты стен с узлами башен. Это элегическое, плавное начало архитектурной симфонии, все объеди­няющий мотив начала от земли и роста вверх, связи с землей, с ее рельефом и с окружаю­щим ландшафтом.

Такова композиция объемного построения архитектурного ансамбля Свенского монасты­ря. Такой она воспринималась зрителем, нахо­дящимся внутри стен комплекса. Ее зримый смысл состоял в нарастании объемов, услож­нении их силуэтов, обогащении архитектурной обработки от низких протяженных стен, суро­вых и простых обликом, через окружающие собор второстепенные постройки и здания со скромной отделкой к более нарядным, высо­ким и сложным объемам церквей и колоколь­ни, поддержанных башнями стен, к вонзающе­муся в вышину небес декоративно богатому пятиглавию собора - вершине всего ансамбля.

Из этой пирамидальной композиции труд­но, невозможно что-либо выбросить без раз­рушения всего согласованного и тонко най­денного в соотношениях целого.

Это особенно ясно становится при осмотре ансамбля извне, с более или менее удален­ных от него позиций. Тогда он предстает в уди­вительном многообразии своего облика. На первый план, при круговом обходе монасты­ря, последовательно выступают новые эле­менты ансамбля, игравшие второстепенную роль при осмотре внутри его. Зрительное сме­щение остальных зданий относительно друг друга создает все новые и новые сочетания и живописные группы, чарующие взор сказоч­ным богатством своих контуров и убранства.

Восточным фасадом монастырь обращен на широкий, прямо-таки былинный, простор поймы с синей далью брянских лесов. Отсюда он воспринимается издалека.

Когда-то Десна была оживленным водным путем, связывавшим Брянск и Свенский мона­стырь с Киевом и Северо-восточной Русью. Лицо монастыря с речной стороны должно было быть весьма важным и импозантным.

Со стороны реки особенно ярко проявля­ется умение русских зодчих связывать архи­тектуру с природой, здания с ландшафтом. На первом плане четкая белая лента стены, струя­щаяся по рельефу. Своей гладью и спокойстви­ем она как бы вторит величавой глади Десны с ее плавным течением среди зеленых бере­гов. Над стеной возвышается церковь Анто­ния и Феодосия и колокольня. Они обрамля­ют с двух сторон центральную группу глав воз­несшегося собора. Вправо от древней церкви в отдалении над стеной видны главы Сретен­ской церкви, а влево от колокольни, уравнен­ное с ними удалением, - завершение Преобра­женской церкви. С флангов стена ограничива­ется башнями.

Здания и сооружения ансамбля, вознесши­еся над стеной своей ритмически нарастаю­щей величиной, искусно повторяют берего­вые холмы, увенчивают их вершины, а белизна стен - это ли не продолжение меловых обры­вов? Поднимающаяся от воды растительность по крутосклону доходит до стены и, перешаг­нув ее, продолжается по территории ансам­бля, скрепляя органическую связь архитекту­ры с природой. Картина производит впечатле­ние удивительной гармонии.

Зодчие разных поколений, трудом кото­рых был создан замечательный ансамбль, сле­довали многовековой традиции возведения русских ансамблей монастырей, крепостей и кремлей. Эта традиция до совершенства дове­ла излюбленный принцип свободного разме­щения зданий ансамбля. Здания размещались без какой-либо предвзятой геометрической схемы. Они располагались свободно и непри­нужденно, согласуясь с рельефом местности, с назначением и эксплуатационными особен­ностями зданий, с наиболее выигрышным для восприятия их объема положением, с наилуч­шей освещенностью солнцем, в естественной и непринужденной связи с природой.

В Свенском ансамбле нет строгой геоме­тричности ни в построении плана, ни в объ­емно-пространственной композиции. Свобод­ная мягкость взаимной подчиненности, живо­писность в размещении зданий и, как увидим ниже, в их архитектурном решении, органиче­ская связь с природой, с окружающим ланд­шафтом, какая-то непосредственность во всем архитектурном облике ансамбля - эти чисто русские черты древнего зодчества заполняют все существо Свенского монастыря.

Свобода в расположении зданий доходила здесь даже до серьезных отклонений от существовавших строгих правил. Своеобразием церкви Антония и Феодосия была южная ори­ентация ее алтаря вместо общепринятой вос­точной. Такое размещение, возможно, оправ­дывалось необходимостью расположить главный вход в церковь со стороны главного входа в монастырь через Сретенские ворота. Последняя из построенных церквей - Преоб­раженская - тоже поставлена с отклонением ориентации алтаря несколько к югу. Во вся­ком случае подобные отклонения от правил позволили расположить все основные соору­жения комплекса под некоторыми углами к основным композиционным осям и друг другу. Таким образом, они воспринимались зрите­лем не фасадными плоскостями, а всем своим пластичным объемом.

Выше описан ансамбль Свенского мона­стыря в его законченном состоянии, - таким, каким он был в начале XX века. В 1920-е годы ансамбль перенес громадные, невосполни­мые утраты в связи с разрушением большей части зданий и всего внутреннего убранства и оборудования всех построек. То, что сохра­нилось, будет отмечено дальше. Исключать из описания и анализа утраченное кажет­ся неправильным, так как тогда будет невоз­можно представить себе комплекс сооруже­ний полностью, нельзя правильно оценить его архитектурно-художественное значение, нельзя понять его оставшихся частей и их роли в формировании ансамбля.

Для описания ансамбля в целом и его отдельных зданий и сооружений использова­ны, кроме исторических данных, чертежи XIX века и фотографии, выполненные в начале XX века, хранящиеся в ряде музеев, архивов и библиотек Москвы и Ленинграда.

Мы рассмотрели архитектурную компо­зицию ансамбля в общем, не вдаваясь пока в описание составляющих его элементов. Теперь уместно сделать и это. Рассмотрим основные сооружения ансамбля Свенского монастыря в хронологическом порядке их возникновения.