СтраницаПРОМЫШЛЕННОСТЬ

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ БРЯНСКОЙ ГУБЕРНИИ. 1928 год.

Твердый курс на индустриализацию страны на основе развития тех или
иных специальных отраслей хозяйства в отдельных экономических районах
требует тщательного изучения характерных особенностей всех вообще проэк-
тируемых областей.
Поскольку в недалеком будущем, в числе других, предстоит образование
и Западной области, в которой Брянская губерния по удельному весу
ее промышленности должна занять решающее место, вопрос о перспективах
развития цензовой промышленности Брянской губернии приобретает исключительно
важное значение.

Цензовая или фабрично-заводская промышленность Брянской губернии
имеет почти двухвековую давность. Некоторые из фабрик и заводов существуют
здесь еще с половины XVIII века, значительная по своему удельному
весу часть промышленных заведений возникла в начале и в первой
половине XIX века
Так, Сукремльский чугунно-литейный вавод основан в 1738 г., Люди-
новскпп машиностроительный завод—в 1767 г., Дятьковская хрустальная
ф-ка и Бытошевский чуг.-лит. з-д—в 1780 г., Ивотской и Чернятинский
стекольные заводы—в 1785 г., Песоченский чуг.-лит. з-д—в 1806 г., существующие
Клинцовские суконные ф-ки возникли в период времени с 1832 по
1871 г.г., вообще же суконная пр-сть в Клинцах берет свое начало еще
с 1814 — 1815 г., *) и, наконец, крупнейший не только в губернии, но и в
СССР машиностроительный завод „Красный Профинтерн" основан в 1873 г.

Богатство губернии полезными ископаемыми создало благоприятную
почву для возникновения здесь мпнералообрабатывающей и металлической
пр-сти.
На ископаемых видах сырья, поскольку они имеют решающее значение
и для дальнейшего развития крупной промышленности губернии, следует
остановиться несколько подробнее.
Из числа полезных ископаемых необходимо отметить следующие: кварцевые
пески, мел, огнеупорные глины, красные и белые глины, мергеля,
инфузорную землю, фосфориты, охру и железную руду.

В ближайшем будущем, на ряду с древесным топливом, чрезвычайно
важную роль в энергетике губернии займет торф.
Запасы его далеко еще не изучены. Но и тех данных, какие имеются,
вполне достаточно для утверждения того, что в топливном балансе промышленности
губернии в скором времени торф будет занимать одно из первых мест.
По имеющимся местным данным и по данным изданной Пнсторфом
книги „Торфяники СССР" Москва, 1928 г , площадь торфяников в губернии,
при средней глубине залегания в 2 метра, выражается в количестве 139876
гектар, содержащих 2797520 тыс. куб. метров сырого торфа. Площадь торфяных
болот промышленного значения составляет 97850 гектар.
На торфяном болоте „Пальцо" у ст. Белые Берега, М.-Б.-Б. ж. д..
Бежицкого уезда, строится Брянская районная электрическая станция (Б РЭС)
с общей мощностью: по двум вариантам проэкта в 44.000 киловатт, по треть-
ему варианту--в 33.000 киловатт Кроме того, предположено приступить
в 1928/29 г. к постройке торфяной электростанции в г. Клинцах с первоначальной
мощностью в 3000 киловатт.

Обеспеченность промышленности рабочей силой.
Общая численность населения Брянской губернии, по данным переписи
1926 года, составляет 2.006.623 чел., территория ее равна 41.500 кв. кл.
Таким образом, в среднем по губернии на 1 кв. кл. приходится 48,3 жителей.

До появления железных дорог единственным средством массовой
переброски грузов являлся водный транспорт. Естественно-исторические
условия и в этом отношении для Брянской хубернии сложились довольно
благоприятно.
В северной своей части Брянская губерния расположена на водоразделе
Днепровского и Волжского бассейнов. С Волжской системой рек Брянскую
губернию связывает сплавная р. Жиздра, впадающая в р. Оку, с
Днепровским бассейном—все остальные реки (Десна, Ипуть и их притоки).
Особенно большое значение для развития промышленности губернии
имели р. Десна и ее притоки—Ветьма и Болва. Зародившись в бассейне этих
рек, промышленность Брянской губ. большую часть своей продукции транспортировала
на юг, используя для этого, главным образом, периоды весеннего
половодья.

По территории губернии проходят следующие железные дороги:
Московско-Киево-Воронежская, Московско-Белорусско-Балтийская и Западные,
с их под'ездными путями, а, кроме того, Урицкая (быв. Мальцевская)
узкоколейная ж. д. с целым рядом разветвлений.
Общая протяженность железных дорог в губернии в настоящее время,
по данным Губплана, равняется 1324 км.

По данным заканчивающегося годового обследования промышленности
по бл. Б за 1926/27 г., основной капитал всех цензовых промышленных
заведений Брянской губернии на 1/Х—1927 г. составляет 82944 тыс. ч. руб.,
увеличившись за год (с 1/Х—1926 г. по 1/Х—1927 г.) на 8716 тыс. руб.
или на 11,7%.

Согласно приведенных данных, общая сумма капитальных вложений за
два года составляет 22.926 т. руб., в том числе капитальные вложения в
собственном смысле (увеличивающие размеры основного капитала), т.-е.
затраты на новое строительство и произведенное и приобретенное имущество,
выражаются в сумме 16945 т. р. и расходы на капитальный ремонт—5981т. р.
Капитальные вложения за 1927/28 г., по данным Губплана, касающимся
промышленности, подчиненной органам ВСНХ, с поправкой на прочую
цензовую пр-сть губернии, определяются суммой в 12534 тыс. руб.
Общая мощность силовых установок по всей промышленности губернии
в эффективных (полезно действующих) лош. силах в 1926/27 году составляла
37655 л. с , в том числе мощность электромоторов чужого тока*)—2198 л. с
Соответствующие данные по бл. Б за 1925/26 г. равняются 35621 л. с. по
силовым установкам в целом и 2267 х с.—по эл.-моторам чужого тока.
Таким образом, общая мощность силовых установок за год возросла
на 5,7%. " > л.
При увеличении общей мощности двигателей в 1926/27 г. по сравнению
с 1925/26 г. на 5,7%, общее количество выработанной энергии с86492 т.
лошадино-сило-часов возросло до 93425 т. л.-с.-часов, или на 8,0%, что
нужно отнести за счет увеличения средней продолжительности работы
силовых станций с 2428 годовых часов в 1925/26 г. до 2747 годовых часов
в 1926/27 г.
Среднее месячное число рабочих вместе с младшим обслуживающим
персоналом за первое полугодие 1927/28 г. по всей цензовой up-сти губернии
составляет 42010 человек. Приблизительно то же число рабочих запроэкти-
ровано при составлении контрольных цифр на 1928/29 г. и для второго полугодия
1927/28 г. Таким образом, условно, с довольно близким приближением
к действительности, указанное выше число рабочих можно принять и
для всего 1927/28 г.
 

Электронная библиотека БОНУБ им. Ф.И. Тютчева