Промышленность Брянского края
Ведущим промышленным предприятием края, безусловно, оставался Брянский машиностроительный завод. На рубеже 1950-1960-х годов здесь было прекращено производство турбин. Вместо этого завод приступил к постройке маневровых тепловозов. Они стали самыми распространёнными на сортировочных станциях и многих магистралях СССР, Польши, Монголии, Кубы.
В 1961 году на БМЗ был изготовлен и испытан первый мощный малооборотный судовой дизель, после чего их производство было также поставлено на поток - с тех пор собрана и отправлена на верфи почти тысяча таких двигателей. Брянскими дизелями оснащены корабли под флагами почти всех ведущих держав мира. Началось и производство тепловозных дизелей.
Именно на БМЗ, начиная с 1962 года, строили для всей страны вагоны-рефрижераторы для перевозки скоропортящихся продуктов. Делались тут и картофелеуборочные комбайны.
Маневровый тепловоз ТЭМ-2 Судовой дизель
Теплоход «Брянский рабочий» и научно-исследовательское судно «Бежица», оснащенные брянскими дизелями
Первый космонавт Ю.А. Гагарин (слева) и директор БМЗ Л.М. Филюков (справа) Г.П. Буров
Огромную роль в истории БМЗ сыграл бежичанин, выпускник БИТМа, инженер Леонид Матвеевич Филюков (1929-1967 гг.), возглавивший крупнейшее предприятие области в 33 года и проработавший директором завода на протяжении более чем пяти лет, до потрясшей заводчан внезапной смерти. Л.М. Филюков буквально опередил время своим новаторством: его силами была проведена реорганизация структуры управления заводом, созданы специализированные производства: дизельное, транспортного машиностроения, металлургическое (прототип современной холдинговой структуры для крупных корпораций).
Он внедрил на БМЗ непрерывное оперативное планирование производства, метод сдачи продукции с первого предъявления, без брака (аналог американских программ «zero defects»). Вслед за ним коллектив БМЗ на протяжении 18 лет возглавлял Геннадий Павлович Буров (1924-1985 гг.), приехавший в Брянск из Ульяновска. При нём завод добился высоких результатов и значительно благоустроился, став похожим на парк.
Были построены молодёжный центр «Юность» и каток с искусственным льдом, новые жилые дома для рабочих и инженеров. Не успел он реализовать план создания в Бежицком районе Брянска самостоятельного краеведческого музея. В 1981 году Г.П. Бурову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ныне его имя носит одна из улиц Брянска.
Брянский автомобильный завод был основан на базе тракторного производства Бежицкого сталелитейного завода в 1958 году поначалу- как филиал московского завода имени Лихачёва (ЗИЛ). Долгое время он являлся одним из самых секретных предприятий страны. Ведь именно здесь было оперативно налажено проектирование и производство автомобильной техники для нужд Министерства обороны, в первую очередь - специальные колёсные шасси для ракетных комплексов.
На Министерство обороны работало множество предприятий. В их числе Брянский электромеханический завод, образованный в 1958 году для создания наземных средств радиоэлектронной борьбы, радиотехнической разведки, а затем и систем приёма и обработки спутниковой информации. Элементы, собранные на БЭМЗ, устанавливались и в бортовые радиолокационные станции военных самолётов. С 1969 года завод выпускал и мирную продукцию - пользовавшиеся популярностью катушечные и кассетные магнитофоны «Брянск» и «Снежеть», радиоприемники, проигрыватели грампластинок.
Имелись достижения и у других предприятий. Завод «Дормаш» наладил выпуск машин для Крайнего Севера; здесь, помимо грейдеров, изготавливались также скреперы, бульдозеры, роторные экскаваторы и другая дорожная техника, в том числе на базе тракторов с БАЗ. Экскаваторы выпускал и завод ирригационных машин. Выросший на базе спичечной фабрики «Волна революции» Новозыбковский станкостроительный завод начал производство деревообрабатывающих станков.
На месте Жуковского машиностроительного завода в 1960 году был построен новый - велосипедный. Велосипеды «Десна» разных типов были очень популярны во всём СССР. Через несколько лет годовой выпуск велосипедов превышал полмиллиона. Клинцовские машиностроительные предприятия освоили выпуск ленточных машин для текстильной промышленности, автокранов, поршневых колец, телефонной аппаратуры. Работал на полную мощность Дятьковский хрустальный завод, Фокинский цементный завод и многие другие предприятия Брянского края.
Однако поскольку показателем эффективности производства стала прибыль в условиях планового хозяйства и административно-командной системы, то руководители предприятий стали стремиться получить её любым путём, неся минимальную ответственность [ведь при социализме никто не мог объявить предприятие банкротом и пустить его «с молотка»).
Началось повышение цен, упрощение технологий (что часто снижало качество), «корректировка» планов выпуска продукции через связи в министерствах в сторону уменьшения, что позволяло оставаться рентабельным предприятием без особых усилий. Полная загрузка производственных мощностей не оставляла возможностей для разработки и апробации новых моделей и технологий. Без совершенствования производства нельзя было добиться повышения производительности труда и качества изделий.
Основные средства по-прежнему вкладывались в тяжелую промышленность (в первую очередь - в оборонный комплекс, поглощавший всё больше денег). Предприятия лёгкой и пищевой промышленности, выпускавшие основную часть товаров народного потребления, получали куда меньше средств из советского бюджета.
В «оборонке» сосредотачивалась и значительная часть квалифицированных кадров. Всё перечисленное привело к снижению качества даже самых необходимых населению товаров и продуктов и постепенному росту дефицита. В разговорной лексике советских людей вместо слова «купить» всё чаще звучало «достать».