СтраницаПромышленность

Промышленность Брянского края

Ведущим промышленным предприятием края, безусловно, оставался Брянский машиностроительный завод. На рубеже 1950-1960-х годов здесь было прекращено производство турбин. Вместо этого завод приступил к по­стройке маневровых тепловозов. Они стали самыми распространёнными на сортировочных станциях и многих магистралях СССР, Польши, Монголии, Кубы.

В 1961 году на БМЗ был изготовлен и испытан первый мощный мало­оборотный судовой дизель, после чего их производство было также постав­лено на поток - с тех пор собрана и отправлена на верфи почти тысяча таких двигателей. Брянскими дизелями оснащены корабли под флагами почти всех ведущих держав мира. Началось и производство тепловозных дизелей.

Именно на БМЗ, начиная с 1962 года, строили для всей страны вагоны-рефрижераторы для перевозки скоропортящихся продуктов. Делались тут и картофелеуборочные комбайны.

Маневровый тепловоз ТЭМ-2          Судовой дизель

Теплоход «Брянский рабочий» и научно-исследовательское судно «Бежица», оснащенные брянскими дизелями

Первый космонавт Ю.А. Гагарин (слева) и директор БМЗ Л.М. Филюков (справа)  Г.П. Буров

Огромную роль в истории БМЗ сыграл бежичанин, выпускник БИТМа, инженер Леонид Матвеевич Филюков (1929-1967 гг.), возглавивший круп­нейшее предприятие области в 33 года и проработавший директором завода на протяжении более чем пяти лет, до потрясшей заводчан внезапной смер­ти. Л.М. Филюков буквально опередил время своим новаторством: его силами была проведена реорганизация структуры управления заводом, созданы спе­циализированные производства: дизельное, транспортного машиностроения, металлургическое (прототип современной холдинговой структуры для круп­ных корпораций).

Он внедрил на БМЗ непрерывное оперативное планирование производ­ства, метод сдачи продукции с первого предъявления, без брака (аналог аме­риканских программ «zero defects»). Вслед за ним коллектив БМЗ на протяже­нии 18 лет возглавлял Геннадий Павлович Буров (1924-1985 гг.), приехавший в Брянск из Ульяновска. При нём завод добился высоких результатов и значи­тельно благоустроился, став похожим на парк.

Были построены молодёжный центр «Юность» и каток с искусственным льдом, новые жилые дома для рабочих и инженеров. Не успел он реализовать план создания в Бежицком районе Брянска самостоятельного краеведческого музея. В 1981 году Г.П. Бурову было присвоено звание Героя Социалистическо­го Труда. Ныне его имя носит одна из улиц Брянска.

Брянский автомобильный завод был основан на базе тракторного произ­водства Бежицкого сталелитейного завода в 1958 году поначалу- как филиал московского завода имени Лихачёва (ЗИЛ). Долгое время он являлся одним из самых секретных предприятий страны. Ведь именно здесь было оперативно налажено проектирование и производство автомобильной техники для нужд Министерства обороны, в первую очередь - специальные колёсные шасси для ракетных комплексов.

На Министерство обороны работало множество предприятий. В их числе Брянский электромеханический завод, образованный в 1958 году для созда­ния наземных средств радиоэлектронной борьбы, радиотехнической развед­ки, а затем и систем приёма и обработки спутниковой информации. Элемен­ты, собранные на БЭМЗ, устанавливались и в бортовые радиолокационные станции военных самолётов. С 1969 года завод выпускал и мирную продук­цию - пользовавшиеся популярностью катушечные и кассетные магнитофо­ны «Брянск» и «Снежеть», радиоприемники, проигрыватели грампластинок.

Имелись достижения и у других предприятий. Завод «Дормаш» наладил выпуск машин для Крайнего Севера; здесь, помимо грейдеров, изготавлива­лись также скреперы, бульдозеры, роторные экскаваторы и другая дорожная техника, в том числе на базе тракторов с БАЗ. Экскаваторы выпускал и завод ирригационных машин. Выросший на базе спичечной фабрики «Волна рево­люции» Новозыбковский станкостроительный завод начал производство де­ревообрабатывающих станков.

На месте Жуковского машиностроительного завода в 1960 году был по­строен новый - велосипедный. Велосипеды «Десна» разных типов были очень популярны во всём СССР. Через несколько лет годовой выпуск велосипедов превышал полмиллиона. Клинцовские машиностроительные предприятия освоили выпуск ленточных машин для текстильной промышленности, авто­кранов, поршневых колец, телефонной аппаратуры. Работал на полную мощ­ность Дятьковский хрустальный завод, Фокинский цементный завод и многие другие предприятия Брянского края.

Однако поскольку показателем эффективности производства стала при­быль в условиях планового хозяйства и административно-командной систе­мы, то руководители предприятий стали стремиться получить её любым пу­тём, неся минимальную ответственность [ведь при социализме никто не мог объявить предприятие банкротом и пустить его «с молотка»).

Началось повышение цен, упрощение технологий (что часто снижало ка­чество), «корректировка» планов выпуска продукции через связи в министер­ствах в сторону уменьшения, что позволяло оставаться рентабельным пред­приятием без особых усилий. Полная загрузка производственных мощностей не оставляла возможностей для разработки и апробации новых моделей и технологий. Без совершенствования производства нельзя было добиться по­вышения производительности труда и качества изделий.

Основные средства по-прежнему вкладывались в тяжелую промышлен­ность (в первую очередь - в оборонный комплекс, поглощавший всё больше денег). Предприятия лёгкой и пищевой промышленности, выпускавшие ос­новную часть товаров народного потребления, получали куда меньше средств из советского бюджета.

В «оборонке» сосредотачивалась и значительная часть квалифициро­ванных кадров. Всё перечисленное привело к снижению качества даже самых необходимых населению товаров и продуктов и постепенному росту дефици­та. В разговорной лексике советских людей вместо слова «купить» всё чаще звучало «достать».