Страницапромышленность

История развития промышленности города Брянска

Родная Брянщина... Милый сердцу край! Он дорог каждому из нас. Дорог тем, что это место нашего рождения, что тут живут наши друзья и близкие, что здесь все знакомо и любимо с детства. Но не только этим дорог край. Каждый человек испытывает гордость от того, что с его селом, городом, районом, областью связаны определенные события общественной жизни. Есть чем гордиться жителям нашего края. Брянская земля многое видела, многое пережила.

В XIII веке Брянск являл собой совершенно иную для того времени картину растущего, процветающего города. Население его было многочисленным и пестрым. На окраинах селились крестьяне, снабжали жителей зерновыми культурами, а овощами, капустой, огурцами, репой, тыквой. Подсобным  для них было рыболовство, а зимой — добыча зверя, в изобилии водившегося в окрестных лесах. В центре жили ремесленники — кузнецы,  гончары, скорняки.    Брянск вел оживленную торговлю  вывозились меха, мед, воск, кожи. Товары шли в Орду.

С падением роли Брянска как перевалочного пункта в торговле Украины с Россией брянские купцы и земледельцы начали вкладывать деньги в промышленное производство. Брянский купец Никулин строит железоделательный завод на речке Крапивной. Помещик Гончаров строит три таких завода. Один из них сооружается в 1752 году на месте нынешнего завода ирригационных машин. Строятся маслобойные, кожевенные, кирпичные, пенькопрядильные предприятия. Некоторые из них были весьма значительными по тем временам. Так, на канатной фабрике купца Кольцова насчитывалось около 100 рабочих.

В конце 30-х годов XVIII века в Брянске организуется: крупная судоверфь — первое государственное предприятие, а с 1785 года начинает действовать Брянский арсенал. В начале XIX века он был крупнейшим, после Тульского, оружейным заводом страны. Во время Отечественной войны 1812 года каждая четвертая пушка и каждое четвертое ружье в русской армии имели клеймо Брянского арсенала.

В середине XIX века и особенно во второй его поло¬вине Брянек начал быстро расти. В 1850 году в городе насчитывалось 30 промышленных заведений. Самым крупным оставался арсенал. Здесь было около 1000 рабочих. За 20 лет, с 1840 по 1860, население Брянска возросло с 8 до 12 тысяч человек, а к 1890 г. — до 21 тысячи жителей. Этот рост был связан с развитием капита¬лизма в России и, в частности, с начавшимся в стране железнодорожным строительством. В 1869 году на месте бывшего гончаровского железоделательного завода строится крупный завод — Радицкий рельсопрокатный.

К концу второй послевоенной пятилетки (1955 год) капиталовложения в развитие промышленности и город¬ского хозяйства увеличились втрое по сравнению с 1951 годом. Создавалась база для индустриализации строительства, велось сооружение ряда новых крупных предприятий. В 1956 году входят в строй завод ирригационных машин, камвольный комбинат, фабрика «Десна». В 1958 году выпущены первые тракторы на автозаводе.

Больших успехов добиваются трудящиеся Брянска в семилетке (1959—1965 гг.). За это время объем промышленного производства в городе увеличился в 2,5 раза, вошли в строй десять промышленных предприятий, реконструируются заводы машиностроительный, сталелитейный, дорожных машин. За это же время город получил 670 тысяч квадратных метров жилья, в итоге жилой фонд города почти удвоился, построены три железобетонных моста через Десну, две дамбы через овраги, 14 школ, 54 детских дошкольных учреждения, пущен троллейбус. За успехи в досрочном выполнении заданий семилетки почти две тысячи рабочих и специалистов были награждены орденами и медалями, орденоносным стал коллектив крупнейшего завода города — БМЗ.