СтраницаПрофтехучилища

Профтехучилища Брянска

«Чтобы дело знать, надо профессией овладевать. С ремеслом не пропадешь. Ремеслу везде почет. Ремесло — золотой кормилец», — говаривали в старые времена.

Первое ремесленное училище в 1893 году было открыто в Бежице преиму­щественно для детей рабочих Брянского завода, чтобы они получали там «зна­ния и умения, необходимые для осмысленной работы в мастерских». Инициа­торами его создания выступили князь В.Н. Тенишев и его жена М.К. Тенишева. Занятия здесь помимо гуманитарных предметов велись по столярно-модельно-му, резному, токарному, слесарному и кузничному ремеслам. Первым директо­ром училища стал Алексей Михайлович Смирнов.

Учащиеся с рвением и усердием постигали науку, осваивали тонкости ра­боты по дереву и металлу. Было построено новое двухэтажное здание, намного увеличилось количество желающих получить ту или иную профессию.

Более века минуло с тех пор. Менялись у училища названия — фабрично-за­водское, профессионально-техническое, профессиональное училище № 1 име­ни М.А. Афанасьева. За годы существования из стен училища вышли тысячи первоклассных специалистов, немало людей, прославивших Брянщину. Это дважды Герои Советского Союза П.М. Камозин, А.А. Головачев, Герои Совет­ского Союза А.А. Морозов, В.Т. Чванов, В.Г. Щеголев, СМ. Усов, Б.В. Филимо-ненков, Герой России А.Н. Титов, почетный гражданин Брянска А.И. Третья­ков, заслуженный машиностроитель России В.А. Погодичев...

Сеть учебных заведений профессионально-технического образования с каж­дым годом расширялась. Так, например, в 1926-1927 годах на Брянщине действо­вало восемнадцать фабрично-заводских училищ, шесть профшкол, пять учебных мастерских... В 1936 году создается школа ФЗУ в Унече, в 1932-м — в Белых Бе­регах на базе Брянской ГРЭС, а также в Брянске, Клинцах, Новозыбкове, Дять-кове. Затем к концу тридцатых годов было открыто сельское профтехучилище в Трубчевске.

Тысячи квалифицированных рабочих дали брянские училища за годы пер­вых пятилеток. Они пополнили коллективы промышленных предприятий на­шего края, трудились на заводах Урала, Сибири, строили Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Днепрогэс, новые железные дороги. Путевки комсомола на строительство города Комсомольска-на-Амуре одними из первых получили выпускники Брянской школы ФЗУ.

В октябре 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О государственных трудовых резервах СССР». В нем устанавливалась новая пла­новая система подготовки кадров для промышленности и сельского хозяйс­тва. Государство централизовало подготовку и распределение квалифициро­ванных работников для важнейших отраслей народного хозяйства. Учащиеся получали бесплатно питание, одежду, учебные пособия, обеспечивались об­щежитием. На Брянщине было открыто три ремесленных и два железнодо­рожных училища, пять школ фабрично-заводского обучения, в них занима­лось более 4200 учащихся. Во время Великой Отечественной войны они были эвакуированы.

В конце шестидесятых годов на базе учебных заведений трудовых резервов создается система профессионально-технического образования. Ставилась за­дача, вести подготовку рабочих кадров для всех отраслей народного хозяйства, а не только ведущих, как это было ранее. Если в 1944 году в учебных заведениях профтехобразования нашей области учащиеся овладевали 25 профессиями, в шестидесятом — 68, то в семидесятом — 120 профессиями. В системе профтех­образования Брянщины с 1941 по 1974 год было подготовлено 186 тысяч рабо­чих. Затем некоторые училища постепенно стали переводиться на трехлетний срок обучения.

Заметно укрепилась учебно-материальная база. Многие получили типовые учебные корпуса, благоустроенные общежития, производственные мастерские, столовые, спортивные залы. Качественно изменился и состав преподавателей, мастеров производственного обучения.

Сейчас в четырнадцати профессионально-технических училищах Брянс­ка молодежь получает десятки самых различных специальностей. Новое вре­мя вносит свои коррективы в деятельность училищ, подготовку специалистов. Главное же не только подготовка специалистов, но и воспитание человека. «Время, труд, честность, знание, умение владеть собой, физические, умствен­ные и нравственные силы человека — единственные творцы всякого богатства», — подчеркивал замечательный русский педагог К.Д. Ушинский.

Я. Соколов