Профессия с железным характером. Брянская область.
Машиностроение. Эта отрасль подверглась особым испытаниям в постперестроечный период. Банкротились даже крупные предприятия, под сокращение попадали целые бригады, катастрофически падал объем производства. Но пройдя огни и воды, машиностроительный комплекс получил закалку и иммунитет, приобрел конкурентоспособный характер, приспособился к новым экономическим условиям, сориентировался в рыночных отношениях. Сейчас машиностроение пусть медленно, но верно восстанавливает былую мощь. Свой удельный вес эта жизненно необходимая экономическая отрасль наращивает и в нашем регионе, издавна славящемся производством стали и сплавов, сельхозмашин, дорожной техники, автокранов, двигателей, вагонов... О том, как удается восстанавливать машиностроение, мы узнали из первых уст — от директора департамента транспорта, промышленности и связи Брянской области Владимира МИХАЛЕВА.— Могу с полной ответственностью сказать: нашим машиностроителям удалось достигнуть стабильности и очевидных успехов. Для того чтобы скорее раскрутить заржавевший маховик, был разработан и утвержден «Среднесрочный план мероприятий по развитию промышленности Брянской области» на период 2011-2015 годов. Он предусматривает внедрение проектов по техническому перевооружению, модернизацию производства, направленную на изготовление конкурентоспособных изделий. За прошедшие годы реализован целый ряд инвестиционных проектов. В частности, запущен мощный завод «Метаклэй», на котором при сотрудничестве с корпорацией «РОСНАНО» производят наноматериалы. Стоимость проекта составила 2 миллиарда рублей. На Жуковском мотовелозаводе внедрено высокотехнологичное производство по изготовлению мототехники и велосипедов. Созданное год назад предприятие ОАО «Новозыбковский машиностроительный завод» в первом полугодии уже выпустило 110 единиц подвижного состава, а 55 из них отгружено на экспорт. Общая стоимость — более миллиарда рублей. При реализации инвестиционного проекта «Организация производства грузовых железнодорожных вагонов» там будет создано дополнительно 800 рабочих мест.
- Владимир Анатольевич, какова судьба старейшин брянского машиностроения?
- Им пришлось пережить немало экономических и социальных передряг. Но сейчас, после затянувшегося шока, многие предприятия приобретают, как говорят спортсмены, второе дыхание. Прогресс не остановить. Современные технологии и оборудование постепенно осваиваются даже в старых заводских цехах. В июле на «Бежицкой стали» была введена в строй автоматическая формовочная линия по производству крупного железнодорожного литья.
Общая стоимость проекта составляет 6 миллиардов рублей. Не прекращается работа по модернизации и технологическому обновлению производства на Клинцовском автокрановом заводе, который постоянно обновляет и расширяет модельный ряд выпускаемых автокранов, повышает качество и технический уровень своей продукции. В результате постоянного привлечения инвестиций на Брянском машиностроительном заводе осваиваются современные модели вагонов, магистральных и маневровых тепловозов. В текущем году на «Брянском Арсенале» совместно с американской компанией «Тереке» начато серийное производство автогрейдеров в рамках совместного проекта «Русские машины». На очереди внедрение инвестиционного проекта «Строительство нового завода по производству изделий из хрусталя». Его стоимость — 720 миллионов рублей.
- Инвестиционные проекты — это своеобразный двигатель прогресса. В каком объеме поступают денежные вложения и как используются?
- Промышленность области получила солидную инвестиционную поддержку на общую сумму 25,5 миллиарда рублей. Это позволит закупить современное оборудование, создать более трех тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест, увеличить уровень зарплаты. Отдельно хотел бы отметить поддержку, которую оказало Министерство промышленности и торговли ряду предприятий Брянской области. За счет выгодных заказов некоторые заводы смогли не только залатать финансовые бреши, но и получить немалую прибыль.
- Владимир Анатольевич, что бы Вы пожелали работникам нелегкой машиностроительной отрасли?
- Железного здоровья и выдержки. Именно этого требует труд, который сопряжен с шумом, огнем, пылью... Люди, посвятившие свою жизнь машиностроительному производству, получают особую закалку. Нужно поблагодарить их за верность нелегкой профессии, за веру в успешное благополучное завтра. И нужно сделать все, чтобы оно наступило.