СтраницаПривокзальная

Привокзальная слобода и станция Брянск

По улице, носившей название «Шоссе на вокзал», движемся к совре­менному Володарскому району Брянска. Все снимки, изображающие эти LMecTa, сделаны от моста через реку Десну, кроме, как мы предполагаем, самого старого, на котором виден мост через Десну со стороны привок­зальной слободы, откуда открывается великолепный вид на брянские возвышенности.

Из самого названия Привокзальная слобода видно, что это место непосредственно связано с железной дорогой и вокзалами на ней. Орловский вокзал Риго-Орловской железной дороги

История вокзала начинается с проведения Орловско-Витебской же­лезной дороги. Министр путей сообщения генерал-лейтенант Мельни­ков на следующий год после осмотра построенной дороги (15-18 ноября 1868 года) сообщал министру финансов, что «по освидетельствованию

особыми техническими комиссиями в сентябре-ноябре минувшего года земской Орловско-Витебской железной дороги, оказалось возможным открыть постоянное движение на участке от Витебска до Рославля 10 ок­тября и на участке от Рославля до Брянска и от Брянска до Орла - 24 но­ября». С проведением дороги и сооружением затем вокзала в этом районе стали появляться первые поселенцы, а посёлок получил назва­ние Привокзальной слободы.

В 1868 году напротив современного вокзала Брянск-Орловский с про­тивоположной стороны железнодорожных путей было построено первое здание вокзала. В архиве хранится папка под названием «Об освидетель­ствовании и открытии движения на Орловско-Витебской железной дороге за 1868-1869 годы», имеется журнал инспекторского осмотра участка же­лезной дороги от Рославля до Орла, содержащий следующую любопытную запись: «...станция второго класса в Брянске состоит из каменного пасса­жирского здания, вчерне оконченного, пассажир­ских платформ, трех жи­лых домов со службами, водоемного здания, ги­дравлического крана, па­ровозного здания на две­надцать паровозов». Указывается и дата осмо­тра - 15-18 ноября 1868 года.

Московско-Киево-Во­ронежская железная до­рога (Киевско-Воронеж-ская ж/д)- частная железная дорога, постро­енная в 1893-1912 годах.

О необходимости раз­вития железнодорожной сети на юго-запад от Мо­сквы, в том числе линии до Брянска, стали погова­ривать еще в начале 40-х годов XIX века.

В июне 1899 года железная дорога была предъявлена к сдаче в экс­плуатацию. Приемная комиссия Министерства путей сообщения дала добро на открытие движения со скоростью 40 верст в час после «при­ведения переездов в проезжее состояние», хотя кое-где по причине неполного балластного слоя пришлось ограничить скорость до 20 и даже 10 верст в час.

Тем не менее в августе того же года по новой магистрали прошел пер­вый почтово-пассажирский состав, который и дал старт регулярному движению. Впоследствии по линии курсировали всего два пассажир­ских поезда. Товарные же перевозки с первых дней стали активно расти.

На открытках видны объекты обширной инфраструктуры железно­дорожной станции, перронов, подъездных станций.

Привокзальная слобода

То, что через город Брянск прошла Орловско-Витебская железная до­рога, можно считать большой удачей. Первая станция, выросшая позже в Брянск-Орловский, сразу начала обрастать постройками, где селились же­лезнодорожники-первопроходцы и просто сочувствующие или небезраз­личные к прогрессу люди. Появившийся поселок получил название При­вокзальная слобода.

В 1887 году к востоку от Привокзальной слободы была открыта же­лезнодорожная станция Брянск-Полесский (ныне Брянск-Ремонтный), вокруг которой началась застройка так называемого Полесского по­сёлка.

7 июля 1896 года в Привокзальной слободе состоялась закладка Сухарного завода военного ведомства.

На рубеже XIX - XX веков неподалёку от Радицкого завода и желез­нодорожной платформы (ныне Мальцев екая) возникли посёлки Маль-цовская слобода (относившаяся к селу Радица-Чугунная) и Новая По­стройка.

Никитинская улица возникла на рубеже XIX - XX веков. Впервые она показана на плане города Брянска 1906 года, где обозначена как «2-я линия Привокзаль­ной слободы».

 

Привокзальная слобода и станция Брянск начиналась на улице носившей название "Шоссе на вокзал"