СтраницаПРИОРИТЕТЫ

ПРИОРИТЕТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

В настоящее время в Брянской области происходит снижение технологического уровня производства, снижение его сложности, увеличение числа импортных комплектующих и полуфабрикатов, возрастает импортозависимость. Общее число используемых передовых технологий снижается как в экономике Брянской области, так и в обрабатывающих видах экономической деятельности в 2010-2013 годах. При этом средняя скорость снижения по всей экономике равна 1,56%, по обрабатывающим производствам 3,64%, а в машиностроении скорость снижения равна 8,35% - если в 2010 году общее число передовых используемых технологий равно 17134, то в 2013 их значение снижается до 12842. Таким образом, получается, что за прошедшие 4 года число используемых передовых производственных технологий в ВЭД "Производство машин и оборудования" снизилось на четверть от уровня 2010 года. Если так будет продолжаться и дальше, то можно предположить снижение числа технологий в два раза через 8 лет - к 2022 году.

Таким образом, в состоянии промышленности Брянской области в настоящее время, наблюдается высокая степень сырьевой и импортной зависимости, ухудшение показателей деятельности обрабатывающих производств, это показывает необходимость осуществления политики новой индустриализации.

Основными направлениями реиндустриализации, озвученными в Указе Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации», являются:

Безопасность и противодействие терроризму.

Индустрия наносистем.

Информационно-телекоммуникационные системы.

Науки о жизни.

Перспективные виды вооружения, военной и спецтехники.

Рациональное природопользование.

Транспортные и космические системы.

Энергоэффективность, энергосбережение и ядерная энергетика.

При этом в Указе нашли отражение и 27 критических направлений, являющихся межотраслевыми технологиями и оказывающих максимальный вклад в развитие науки, технологий и техники. Не подвергая сомнению данные направления развития, поставим вопрос шире - на наш взгляд, все мероприятия реиндустриализации должны в конечном итоге служить основой для повышения качества и рентабельности отечественной продукции, увеличения объема ее экспорта и внутреннего потребления на основе снижения степени износа и модернизации основного капитала и средств производства и увеличения человеческого потенциала предприятий, а также повышения степени отдачи от используемых ресурсов. Основными ограничениями на пути проведения новой индустриализации в России являются низкая конкурентоспособность отечественной продукции при ее низкой рентабельности и высокой цене, обусловленные как географическим расположением РФ, так и разрушенными в процессе реформ хозяйственными связями между предприятиями; низкое качество используемой рабочей силы - более высокие уровни дохода в финансовом секторе и предоставлении услуг приводит к перемещению талантливых сотрудников в эти области деятельности, а более высокие заработные платы и лучшие условия жизни приводят к миграции ученых и исследователей в страны Европы и США; высокие транзакционные издержки, из-за которых ведение бизнеса в стране встречает определенные трудности и, зачастую, оказывается не так прибыльно.

Федеральная целевая программа (ФЦП) представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации . Нами были проанализированы ФЦП, осуществляемые в промышленности в период с 2006 по 2013 годы, при этом данные приведены к уровню цен 2006 г. В 2014 г. предусмотрено 16 основных ФЦП промышленности, которые можно найти на сайте Федеральных Целевых программ России .

Рассмотрим проблемы реализации региональной промышленной политики на примере Брянской области. В области существует департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области, являющийся органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение на территории Брянской области государственной политики в сфере промышленности, транспорта. Принята и исполняется государственная программа «Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области» (2014 – 2016 годы) определяющая данный департамент как ответственного исполнителя программы.

В области также существуют региональные и муниципальные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, предполагающие осуществление четырех форм поддержки - финансовой, консультационной, имущественной и информационной.

Однако, несмотря на теоретически обширные возможности для реализации промышленной политики в регионе осуществление инвестиционной деятельности связано с определенными трудностями. В 2013 году в рейтинге российских городов по привлекательности для бизнеса, проводимом журналом «РосБизнесКонсалтинг», город Брянск среди 74 городов занял 43 позицию. Состояние промышленности год от года ухудшается, индекс промышленного производства в Брянской области снижается в среднем на 0,5 % ежегодно.

Состояние основных фондов крупных и средних предприятий в 2012 году составляет 46% для коммерческих и 52,5% для некоммерческих, для обрабатывающих производств степень износа меньше средней по городу и области - она составляет 42% (4). При этом официальной статистики о среднем возрасте основных фондов в 2006 года в свободном доступе нет, однако по оценкам экспертов средний возраст приближается к 28 годам, что, естественно, указывает на моральное устаревание имеющегося оборудования.

Ухудшается качество человеческого потенциала области и города Брянска - в период с 2002 по 2012 год средний возраст трудоспособного населения вырос почти на 2 года и составил 40,2 года; а в целом численность трудоспособного населения области уменьшилась на 128,5 тысяч человек от уровня 1979 года. При этом необходимо отметить тенденцию роста числа людей в высшим образованием в общей структуре занятых - если в 2002 году их доля составляла 15,5%, то в 2012 году она возросла до 24,1%. Однако данное явление приводит к сокращению работников со средним образованием, а поскольку престиж рабочих профессий также падает, в области существует существенная нехватка специалистов среднего звена. Данные факты негативно сказываются на качестве производимой продукции, что отражается на объеме реализации, несмотря на рост в целом промышленности на 18-20% в 2012 году относительно 2011, происходящий в основном за счет строительства.

Существенным негативным моментом реализации промышленной политики являются институциональные проблемы - распределение сферы ответственности и ресурсов, например, характерной для Брянска и области является проблема с землей и получением прав на нее, а для всей Российской Федерации - проблемы налоговых отчислений в бюджеты разных уровней, политика налоговых льгот.

студентка 4 курса БГУ им. акад. И.Г.Петровского

Куленок Екатерина Валерьевна

ПРИОРИТЕТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

научный руководитель: к.э.н., доцент БГУ им. акад. И.Г.Петровского

Митюченко Людмила Сергеевна