СтраницаПреображения

Церковь Преображения Клинцовский район Брянской области

Церковная утварь и иконостас относятся к XIX и нач. XX в. На южной стене икона в пышном барочном резном обрамлении 2-й пол. XVIII в.

Церковь Преображения построена в усадьбе графа П.А. Румянцева-Задунайского в посл. четв. XVIII в. в псевдоготическом стиле. По архитектуре близка работам Ю.М. Фельтена. В советское время действовала. Церковная утварь и иконостас относятся к XIX – нач. XX вв.

 

Клинцовский район. Великая Топаль. Церковь Преображения. XVIII в.

Жемчужина усадьбы - Церковь Преображения (XVIII) - псевдоготика.

Церковь Преображения

Церковь Преображения. Выдающийся памятник русской архитектуры поcл. четв. 18 в., выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле, близком работам петербургского архитектора Ю.М. Фельтена. Хорошо сохранившееся кирпичное и оштукатуренное здание отличается оригинальностью композиции и архитектурного декора, что позволяет предположить его проектирование кем-либо из столичных зодчих.

Брянская область, Клинцовский район, село Великая Топаль, усадьба Румянцева-Задунайского. Церковь Преображения.

Храм был построен в 1780 году по заказу П.А. Румянцева-Задунайского, вместо прежнего деревянного храма. Представляет собой памятник церковной архитектуры второй половины XVIII века. Храм хорошо сохранился до настоящего времени.

Клинцы Церковь Преображения (старообрядческая)

Находится в центральной части города недалеко от рынка. Распола­гается в центре - на участке, обнесенном оградой. Церковь построена в 1823 году на средства прихожан.

К основному, удлинённому в плане корпусу здания, состоящего, как обычно, из паперти, трапезной, собственно церкви и алтаря, с боковых сторон прирублены небольшие приделы. Колокольня, бывшая над па­пертью, не сохранилась. Без колокольни объемно-пространственная композиция представляет параллелепипед, покрытый двухскатной кры­шей, к которому с боков примыкают пониженные пятистенные объемы приделов. Над собственно церковью слегка приподнят четверик, несу­щий пятиглавие, с центральной главой значительно большей угловых.

Церковь Преображения. Клинцы. 1823 г.

Западный фасад решён в виде двух выступающих один из-под другого фронтонов крыльца на паре точёных стоек каждый. Вместе с фронтоном торца корпуса они образуют ритмично нарастающую пространственную композицию главного входа. Над внешним, меньшим из трёх, фронтоном на приземистой тумбе с киотом установлен крест. Такие же два креста на главках установлены по коньку трапезной между фасадом входа и четвериком пятиглавия. Стены снаружи обшиты тесом разными спосо­бами. Наличники со ставнями. Верх резной. В интерьере - иконостас с иконами позднего письма.

Памятникявляется примером скромной приходской церкви XIX века.

 

ЦЕРКОВЬ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ   Храм представляет собой памятник Церковной архитектуры второй половины XVIII века. Храм хорошо сохранился до настоящего времени.

Церковь Преображения в Великой Топали Клинцовского района, выдающийся памятник русской архитектуры XVIII в., выполненный в стиле псевдоготика

Церковь Преображения в с. Великая Топаль Клинцовского района (пример псевдоготики на Брянщине, последняя четверть XVIII в.)

Готики, или псевдоготики (неоготики, русской готики), в России немного, но тем не менее храмы этого стиля существуют. Эти со­оружения очень интересны не только своим обликом, но и своей историей. Как правило, это не простые приходские церкви, а усадеб­ные храмы известных людей.

Выдающийся памятник русской архитектуры поел. четв. 18 в., выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле, близком работам петербургского архитектора Ю.М. Фельтена. Хорошо сохранившееся кирпичное и оштукатуренное здание отличается оригинальностью композиции и архитектурного декора, что позволяет предположить его проектирование кем-либо из столичных зодчих. Ядром объемно-пространственного построения является двусветная ротонда, завершенная куполом и небольшим декоративным восьмериком с главкой. С востока и запада к ней примыкают равновысокие прямоугольные алтарь и трапезная с закругленными раскрепо-ванными углами. В местах их примыкания на южном фасаде расположены стройные башнеобразные объемы с пирамидальными вогнутыми кровлями и крестами. Башни главного, северного фасада более крупные и высокие; во втором ярусе они трактованы как колокольни, прорезанные стрельчатыми арками звона с круглыми оконцами над ними и увенчанные коронами из остроугольных щипцов. Между этими башнями в лоджии расположен парадный вход с четырехколонным портиком, средние колонны которого раздвинуты. Выразительность силуэта усиливают четыре цилиндрические башенки с яйцевидными кровлями и щипцовыми коронами, поставленные над закругленными углами алтаря и трапезной. Изящный декор фасадов состоит из сравнительно немногих форм. Основными элементами убранства являются рустованные пилястры на ротонде, алтаре и трапезной и горизонтальная рустовка, охватывающая нижний ярус северных и боковые стороны южных башен, а также закругленные углы трапезной и алтаря. Интересно сочетание основных стрельчатых проемов с небольшими круглыми окнами второго света, которые над северным и южным входами заменены полуовальными. В окнах сохранились рамы с ажурными переплетами. Над стрельчатыми проемами расположены не совсем обычные сандрики-полочки, дополненные треугольными фронтонами внутри портика, колонны которого перехвачены декоративными валиками. К закругленным углам, перебивая рустовку, примыкают стройные обелиски на постаментах. Не менее выразителен интерьер храма. Основным помещением является эффектный круглый зал со сферическим куполом. Неширокими арочными проемами он связан с трапезной (проем перебит поздними хорами) и алтарем, перекрытыми высокими зеркальными сводами; узкие проходы в их углах ведут в небольшие служебные помещения внутри башенок. Стены зала, трапезной и алтаря декорированы плоскими пилястрами, сандриками на кронштейнах над проемами, а также расположенной под окнами верхнего света широкой лентой фриза с вертикальными "каннелюрами". Завершающий стены тонко профилированный карниз имеет в зале раскреповки с сухариками, под раскреповками - кронштейны с лепными гирляндами, а ниже — плоские прямоугольные ниши, роспись которых не была осуществлена. Купол и своды расчленены радиальными и концентрическими тягами и украшены кессонами со звездочками на темно-синем фоне; э четырех круглых клеймах-медальонах купола в технике гризайль изображены христианские символы. Церковная утварь и иконостас относятся к 19 и нач. 20 в. На южной стене икона в пышном барочном резном обрамлении 2-й пол. 18 в.

Церковь Преображения Господня. Клинцы. 1823 г.

Всего в Клинцах сохранилось три храма. О двух уже было сказано. Третий же находится на улице Пушкина и выглядит очень необычно. Это самый старый из клинцовских храмов - церковь Преображения начала XIX века.

ЦЕРКОВЬ     ПРЕОБРАЖЕНИЯ,   1-я

четв. 19 в.

ул. Пушкина, 8.

Расположена в центральной части города, вблизи рынка, на небольшом озелененном участке в глубине кварта­ла. Возведена старообрядцами в 1823 г. Стены на кирпичном цоколе рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, кровля вальмовая. Оригинальный ста­рообрядческий храм, в архитектуре ко­торого древнерусские традиции сочета­ются с элементами классицизма.

Прямоугольный в плане низкий объем церкви, вытянутый по продоль­ной оси, имеет два пониженных пяти­гранных прируба посредине боковых сторон, напоминающих трансепт. Над двускатной кровлей возвышается цен­тральная световая часть храма, завер­шенная пятью главами. Алтарь не вы­делен в общем объеме, как и большой притвор с запада, в который ведет крытое крыльцо. Колонны крыльца поддерживают пологий фронтон с пря­моугольным иодвышением киота. В убранстве фасадов ощутимо поздне-классицистическое влияние: рамочные наличники окон с сандриками над верхней доской, широкий вынос кар­низа над гладким фризом, узкие пиля­стры на углах и профилированные по­яски,

Четырехъярусный сборный иконо­стас упрощенных форм с заходящими на боковые стены заворотами - типич­ное произведение 2-й -пол. 19 в. Его де­кор в виде глухой резьбы суховатого рисунка, выполненный в духе эклекти­ки, сосредоточен на царских вратах. Иконы стилизованы под древнерусскую живопись 2-й пол. 17 в. В местном чине они разделены резными колонками на высоких постаментах. Во втором и тре­тьем ярусах помещены иконы празд­ничного чина и Деисус. В четвертом, су­женном ярусе иконы с изображениями пророков и сценой "Голгофа" в центре разграничены каннелированными пиля­страми. На стенах и в киотах сохрани­лись иконы 19-20 вв. Двухъярусное ли­тое паникадило кон. 19 в.