Страницаправославные

Православные Брянской области в составе Орловско-Брянской епархии в 1960-е - начале 1990-х гг.

В первую половину 1960-х гг. количество приходов в СССР постоянно со-щлось. Усилилось давление на людей, регулярно или время от времени щающих церковь. В газетах развернулась широкая антицерковная пропа-а. Закрылось значительное количество духовных учебных заведений, от-гых в послевоенный период. Особенно сильным был удар по монастырям яомничеству: число обителей резко сократилось, паломникам чинились ie невообразимые препятствия, вплоть до лишения свободы организато-шломничеств.

В 1961 г. был проведен Архиерейский собор РПЦ, по постановлениям рого (под давлением светской власти) священники были устранены от [нистративно-хозяйственных дел в своих храмах. В результате резко воз-а роль старост (подчас ставленников органов) и их влияние на священ-ужителей. Только в 1988 г. постановления Собора отменили, после чего венство вновь обрело право участвовать в административной и хозяй-нной деятельности приходов.

Власти продолжали закрывать храмы на Брянской земле, особенно сель-. В селах легче припугнуть и заставить смириться. Зато в городах, где жи-больше знают о своих правах, закрытие действующих храмов проходило :егда гладко. Иногда доходило до конфликта с населением. Поэтому в от-пропаганды Брянского обкома КПСС с участием уполномоченного совета разработан сценарий по обработке населения, чтобы ликвидация «очага жества» происходила по «просьбе трудящихся». Опробовали его в Почепе [але 1961 года.

В центре Почепа высился величественный действующий Воскресенский р, воздвигнутый в конце XVIII века по заказу графа А.К. Разумовского. В ресные дни в собор приходили и приезжали молиться со всего района сот-грующих. «Надо закрыть, негоже рядом с райкомом стоять церкви», - ре-л почепские власти. И операция началась. 18 февраля 1961 года в райком i приглашены жители города Сидоренко, Дмитраков, Плющева, Москален-оторые под диктовку написали обращение с предложением изъять собор >ующих и открыть там краеведческий музей. Уже назавтра, 19 февраля, в иной газете «Сельская новь» опубликовали это обращение под заголов-хПочепу нужен музей!».

Опыт почепских богоборцев обобщили в обкоме КПСС, похвалг Клинцах уже действовали по проверенному сценарию, но с больш махом. 28 мая 1961 года клинцовская газета «Труд» публикует прос открытое письмо. «Кому нужен этот рассадник тьмы и невежества письмом 20 подписей: прядильщицы, электрики, учителя, врачи, ию пенсионеры.... Подписанты потребовали закрыть Петропавловскую i и отдать ее под Дом пионеров. Якобы церковь народу не нужна, а нуж] ко «десятку древних стариков и старушек». Просвещенные атеисты з; себе и читателям газеты вопрос: «По какому праву сейчас в самом цент да, рядом с кинотеатром и Домом культуры, чуть ли не в самом центр сквере, торчит этот рассадник темноты и невежества?». 32-летнего i ника Андрея Ивановича Жамойтина обвиняли в том, что он одним из в Клинцах купил телевизор, любим верующими. И так же, как и в П пожарном порядке горком КПСС организовал проведение на крупнь приятиях города общих собраний рабочих, ИТР и служащих по обсу: этого письма. В один день, 29 мая, прошли такие собрания на Клин: фабрике модельной обуви (присутствовало 470 человек), на фабрик! Коминтерна (1200 человек), на механическом заводе (320 человек), ] куме легкой промышленности (150 человек), на заводе им. Калинина ловек), на кожзаводе «Красный гигант» (522 человека), на швейной с (1200 человек),

Успенская церковь в Медвёдово. Уничтожена.

Была так называемая хру-ская оттепель, когда прошлые репрессии были объявлены результатом >та личности Сталина. Теперь торжествовала «демократия», все делалось воле трудящихся». И тщетно некоторые рабочие на собраниях пытались азать, что церковь не мешает жить, что она нужна верующим, что Кон-уция гарантирует свободу совести (Жидков, Володина, Гридин и др.). Их слышали. На всех собраниях принято постановление одного содержания: :рыть Петропавловскую церковь, рассадник тьмы и невежества». И опять 1жает оперативность уже клинцовских богоборцев - за два дня надо бы-аписать и собрать протоколы собраний, доставить в Брянск, чтобы уже )ня 1961 года было принято решение облисполкома «Об изъятии у рели-ной общины здания Петропавловской церкви в г. Клинцы». Ну и, конеч-)ешение начиналось словами: «Идя навстречу пожеланиям трудящихся инцы...».

Как проходило изъятие храма, старожилы-клинчане помнят до сих пор. [И верующих устроили возле церкви пикет и несколько дней никого не ускали к ней. Пришлось властям вызывать воинское подразделение. И ко с помощью солдат были выполнены «пожелания трудящихся» и веру-х изгнали из церкви. Были сброшены колокола, крест, убран купол. Долго ли, как использовать здание: то ли отдать его под Дом пионеров, то ли ],ом учителя, то ли под аэроклуб. В конце концов устроили спортзал. Прошло 40 лет. После празднования 1000-летия Крещения Руси сохра-шеся храмы в стране стали возвращать верующим. Священник Жаин, о. Андрей, который так никуда и не уехал из Клинцов, а был все эти настоятелем маленькой Троицкой церкви, стал добиваться возвраще-этобранного Петропавловского собора верующим. В 1993 году его хож-я завершились успехом: о. Андрей получил ключи от обезображенного ия бывшего собора.

Взрыв Ильинского храма Петро-Павловского монастыря

Так называемые бескровные гонения на христиан продолжались но, уже в небольших масштабах, вплоть до конца 1980-х гг., однако на 1970-80-х гг. все же произошло некоторое улучшение положения Пра ной Церкви в СССР. Увеличилось число учащихся в семинариях и ака^ набирала обороты издательская деятельность Церкви. В 1983 г. Дани, настырь был передан РПЦ для создания административного центра и; ства резиденции Московского патриарха и Синода.

В середине 1980-х годов в сане митрополита Брянск посетил б; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 1986 году в области составили опись переживших хрущевскую ог и брежневский застой церковных зданий. Кроме 41 действующей цер считали еще только 72 здания в полуразрушенном состоянии (a now 1949 году их было 527, из них действующих - 93). Но время «бездумн< брасывания камней», к счастью, закончилось.

Шла перестройка. Эпоха социализма доживала последние дни.