Повседневная жизнь на Брянщине
Советские газеты
Советского человека старались воспитывать в духе аскетизма, презрения к «мещанству», так, чтобы всё, связанное с бытом, казалось несущественным. Для советского государства человек был орудием, цель человеческой жизни, согласно советской идеологии, быть максимально полезным государству и обществу, а не отдавать себя обустройству личной жизни.
Выведению единого типа человека служили образование, пропаганда через художественную культуру, каждодневная чётко регламентированная общественная жизнь. Сохранить индивидуальность помогала именно повседневность. Она позволяла жить своими заботами, любить, опекать дом, семью, выстраивать быт. В ней человек мог располагать собой, заниматься тем, чем ему нравится, общаться с близкими по духу людьми. Не случайно именно в частной повседневной жизни, на кухнях обсуждались стороны советской реальности, которые замалчивались или искажались государственными средствами массовой информации.
В пространстве повседневности проходили неофициальные выставки искусства, печатался на пишущих машинках и распространялся через знакомых и друзей «самиздат» (часто это была запрещённая цензурой литература). В 1970-е годы началась так называемая магнитофонная революция: песни бардов - В. Высоцкого, А. Галича, Б. Окуджавы, Ю. Кима и других записывались в домашних условиях и передавались из рук в руки, копировались.
В 1960-х - 1970-х годах в СССР уже многие люди могли позволить себе купить относительно дорогие вещи: телевизор, магнитофон, холодильник, стиральную машину, пылесос, ковёр и даже легковой автомобиль или кооперативную квартиру. Спрос на всё это серьёзно превышал предложение, потому часто при наличии денег приходилось несколько лет ждать очереди на право покупки.
И всё же нельзя преувеличивать уровень материального благополучия граждан. Заработная плата большинства составляла к 1980 годам 100-200 рублей в месяц. Такая зарплата, с учётом бесплатных образования и ме-добслуживания, позволяла не испытывать проблем с питанием (буханка хлеба стоила 13-16 копеек) и с приобретением повседневной одежды, но для дорогих покупок деньги копили годами.
Поскольку обладание некоторыми дефицитными вещами в глазах многих окружающих повышало социальный статус человека, люди стремились этого достичь хотя бы «по блату» (используя связи, знакомства и часто переплачивая тому, кто оказал услугу). Такими вещами были обычно более качественные и модные им-портные одежда, бытовая аппаратура, мебель. С другой стороны, стремление повысить материальный достаток всё чаще проявлялось в мелком воровстве на производстве - появились «несуны», выносившие с заводов материалы, запчасти, инструменты, продукты.
Ни усиление охраны, ни привлечение задержанных к товарищеским судам результатов не давали. По стране гуляло присловье: «Тащи с работы всякий гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость!». Оно отчетливо выражает отношение людей позднего советского периода и к государству, и к его собственности.
Почти обязательным делом для простых жителей не очень удалённых от Москвы областей было хотя бы раз в два месяца посетить столицу. С номерами, написанными на руке химическим карандашом, выстаивали огромные очереди для того, чтобы потом наслаждаться такими «деликатесами» как сгущённое молоко и гречневая каша, копчёная колбаса и индийский чай, растворимый кофе и зелёные бананы.
Зато работники партийных и государственных органов имели привилегии и снабжались через спецмагазины дешевыми и качественными товарами, включая и недоступные для большинства граждан.
При всем этом в прессе и телепередачах постоянно шла речь только о растущем благосостоянии советских людей на фоне «загнивающего капиталистического запада», что служило почвой для многочисленных «политических анекдотов». Однако без чтения свежей прессы и регулярного просмотра по телевизору программы «Время» среднестатистический советский человек своей жизни не представлял.
СП. и А.П. Ткачёвы. «Свадьба в Дуброво»
Практически каждая семья выписывала по несколько газет и журналов. Часть из них можно было подписать в «Союзпечати» совершенно свободно и очень дёшево. Однако во второй половине 1970-х годов значительная часть изданий, включая даже часть центральных газет, стала лимитированной - то есть подписка была ограниченной. Необычайно популярны были «Техника -молодежи», «Наука и жизнь», юмористический и сатирический «Крокодил». Женщины выписывали себе обычно советские женские журналы - «Работницу» и «Крестьянку». Любители литературы читали «Роман-газету» или толстые литературные журналы. Правда, настоящие шедевры в эпоху застоя там встречались довольно редко. Многие журналы в семьях хранили годами и десятилетиями, время от времени перечитывая.
Письма советские люди писали часто, как и поздравительные открытки. Если сейчас в почтовом ящике нас ждут преимущественно рекламные листовки, то раньше там были письма от друзей и родных. А поводов слать поздравления, помимо личных и семейных праздников, было немало. Особенно в увеличении их числа преуспели как раз в 1960-х годах.
Если 1 мая - День Международной солидарности трудящихся и 7 ноября - День Великой Октябрьской революции праздновали практически с первых лет советской власти, Новый год с традиционной ёлкой был разрешён к празднованию гражданами в конце 1936-го, но только с 1948 года 1 января стало официальным выходным. Международный женский день 8 марта в СССР долгое время был обычным рабочим днем. Только в 1965 году его объявили выходным. Лишь с того же 1965 года как нерабочий праздничный день начал отмечаться и День Победы в Великой Отечественной войне - 9 мая. В 1977 году к этому списку добавился еще один выходной - 7 октября, День Конституции. Традиционно проводились праздничные демонстрации 1 мая и 7 ноября, на которые выходили школьники, студенты, трудящиеся. Проходя организованными колоннами мимо трибун с партийным и советским руководством, они несли праздничные транспаранты, советские флаги, портреты советских руководителей и основоположников марксизма-ленинизма. Несмотря на то, что часто приходить на демонстрацию обязывали, в колоннах демонстранты искренне радовались, пели и танцевали. Многие брали с собой маленьких детей. У людей было ощущение праздника, хотя большинство праздновало не столько очередную годовщину революции или солидарность с трудящимися всего мира - скорее людей радовало ощущение общности, уверенности в себе и в своей завтрашней жизни.
Если в послевоенные годы, стремясь восстановить индустрию, люди жили в коммуналках и бараках, то в 1950-х годах жилищный вопрос встал остро: население росло, потребности в обустройстве быта тоже. Началось индустриальное жилищное строительство. У новосёлов появилась проблема: чем заполнить те квадратные метры, которые поначалу казались царскими палатами, а уже спустя полтора десятилетия стали получать уничижительные название «клетушки» и «хрущебы» - к хорошему привыкают быстро. Старые шкафы в новые квартиры не влезали по высоте, кровати просто не помещались. Многофункциональный диван-кровать [днём сидим, ночью спим) был куда компактней, чем старые дерматиновые диваны с «валиками» по бокам.
Появилась такая разновидность мебели, как «стенка», которая заменила собой несколько видов мебели и дала толчок к появившейся моде на коллекционирование хрусталя и книг, чтобы заполнять чем-то многочисленные полочки со стеклянными дверцами. Стенка занимала полкомнаты, но иметь её стремились, ибо она считалась объектом престижа. Особенно ценились стенки импортные, из стран СЭВ. Они собирались намного легче, а служили гораздо дольше. Еще один обязательный предмет в интерьере - раздвижной полированный стол.
СЭВ - Совет экономической взаимопомощи, межправительственная экономическая организация, действовавшая с 1949 по 1991 годы, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Затем к СЭВ присоединились и другие социалистические страны.
Войдя в типовую квартиру 1970-х годов можно было увидеть интерьер, состоящий из дивана и «стенки», стоящих напротив, двух кресел, журнального столика и полированного стола - причём всё расставлено почти у всех одинаково, поскольку типовая планировка квартир не оставляла большого простора для фантазии. Традиционно на стенах и полу - ковры, под потолком приобретенная «по блату» хрустальная или сделанная из пластмассы «под хрусталь», но купленная в простом магазине люстра.
В стенке - подписные издания и всё тот же хрусталь, символизировавший для среднего советского человека достаток и успешность. Если до пятидесятых годов бытовало предубеждение к хрусталю, как к предмету чрезмерной роскоши, то к 1970-м сервизы, первоначально создававшиеся дятьковскими мастерами для кремлёвских банкетов и оценивавшиеся только первыми лицами государства, появляются в «стенках» у простых рабочих, инженеров, служащих.
Итак, в советской культуре - как художественной, так и повседневной -выделялись два пласта - официальный и неофициальный, то есть поддержанная и поощряемая государством культура и не признанная им. Узкие рамки официально дозволенных идей, тем и форм не могли вместить всё многообразие как творческих возможностей, так и повседневной жизни.
Советские деньги после реформы 1 января 1961 года. При проведении реформы деньги образца 1947 года были обменены на вновь выпущенные банкноты по соотношению 10:1 ив том же соотношении были изменены цены всех товаров, тарифные ставки заработной платы, пенсии, стипендии и пособия, платёжные обязательства и договоры. Обмену не подвергались и остались в обращении монеты СССР номиналами 1, 2, 3 копеек