СтраницаПовседневная

Повседневная жизнь на Брянщине

Советские газеты

Советского человека старались воспитывать в духе аскетизма, презре­ния к «мещанству», так, чтобы всё, связанное с бытом, казалось несуществен­ным. Для советского государства человек был орудием, цель человеческой жизни, согласно советской идеологии, быть максимально полезным государ­ству и обществу, а не отдавать себя обустройству личной жизни.

Выведению единого типа человека служили образование, пропаганда через художественную культуру, каждодневная чётко регламентированная общественная жизнь. Сохранить индивидуальность помогала именно повсед­невность. Она позволяла жить своими заботами, любить, опекать дом, семью, выстраивать быт. В ней человек мог располагать собой, заниматься тем, чем ему нравится, общаться с близкими по духу людьми. Не случайно именно в частной повседневной жизни, на кухнях обсуждались стороны советской ре­альности, которые замалчивались или искажались государственными сред­ствами массовой информации.

В пространстве повседневности проходили неофициальные выставки искусства, печатался на пишущих ма­шинках и распространялся через зна­комых и друзей «самиздат» (часто это была запрещённая цензурой литера­тура). В 1970-е годы началась так на­зываемая магнитофонная революция: песни бардов - В. Высоцкого, А. Галича, Б. Окуджавы, Ю. Кима и других записы­вались в домашних условиях и переда­вались из рук в руки, копировались.

В 1960-х - 1970-х годах в СССР уже многие люди могли позволить себе купить относительно дорогие вещи: телевизор, магнитофон, холо­дильник, стиральную машину, пыле­сос, ковёр и даже легковой автомо­биль или кооперативную квартиру. Спрос на всё это серьёзно превышал предложение, потому часто при нали­чии денег приходилось несколько лет ждать очереди на право покупки.

И всё же нельзя преувеличивать уровень материального благополу­чия граждан. Заработная плата боль­шинства составляла к 1980 годам 100-200 рублей в месяц. Такая зарплата, с учётом бесплатных образования и ме-добслуживания, позволяла не испы­тывать проблем с питанием (буханка хлеба стоила 13-16 копеек) и с приоб­ретением повседневной одежды, но для дорогих покупок деньги копили годами.

Поскольку обладание некото­рыми дефицитными вещами в глазах многих окружающих повышало соци­альный статус человека, люди стре­мились этого достичь хотя бы «по блату» (используя связи, знакомства и часто переплачивая тому, кто оказал услугу). Такими вещами были обычно более качественные  и  модные  им-портные одежда, бытовая аппаратура, мебель. С дру­гой стороны, стремление повысить материальный достаток всё чаще прояв­лялось в мелком воровстве на производстве - появи­лись «несуны», выносив­шие с заводов материалы, запчасти, инструменты, продукты.

Ни усиление охраны, ни привлечение задержан­ных к товарищеским судам результатов не давали. По стране гуляло присловье: «Тащи с работы всякий гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость!». Оно отчетливо выражает отношение лю­дей позднего советского периода и к государству, и к его собственности.

Почти обязательным делом для простых жите­лей не очень удалённых от Москвы областей было хотя бы раз в два месяца по­сетить столицу. С номерами, написанными на руке химическим карандашом, выстаивали огромные очереди для того, чтобы потом наслаждаться такими «деликатесами» как сгущённое молоко и гречневая каша, копчёная колбаса и индийский чай, растворимый кофе и зелёные бананы.

Зато работники партийных и государственных органов имели привиле­гии и снабжались через спецмагазины дешевыми и качественными товарами, включая и недоступные для большинства граждан.

При всем этом в прессе и телепередачах постоянно шла речь только о растущем благосостоянии советских людей на фоне «загнивающего капита­листического запада», что служило почвой для многочисленных «политиче­ских анекдотов». Однако без чтения свежей прессы и регулярного просмотра по телевизору программы «Время» среднестатистический советский человек своей жизни не представлял.

СП. и А.П. Ткачёвы. «Свадьба в Дуброво»

Практически каждая семья выписывала по несколько газет и журналов. Часть из них можно было подписать в «Союзпечати» совершенно свободно и очень дёшево. Однако во второй половине 1970-х годов значительная часть изданий, включая даже часть центральных газет, стала лимитированной - то есть подписка была ограниченной. Необычайно популярны были «Техника -молодежи», «Наука и жизнь», юмористический и сатирический «Крокодил». Женщины выписывали себе обычно советские женские журналы - «Работни­цу» и «Крестьянку». Любители литературы читали «Роман-газету» или тол­стые литературные журналы. Правда, настоящие шедевры в эпоху застоя там встречались довольно редко. Многие журналы в семьях хранили годами и де­сятилетиями, время от времени перечитывая.

Письма советские люди писали часто, как и поздравительные открытки. Если сейчас в почтовом ящике нас ждут преимущественно рекламные листов­ки, то раньше там были письма от друзей и родных. А поводов слать поздрав­ления, помимо личных и семейных праздников, было немало. Особенно в уве­личении их числа преуспели как раз в 1960-х годах.

Если 1 мая - День Международной солидарности трудящихся и 7 ноя­бря - День Великой Октябрьской революции праздновали практически с пер­вых лет советской власти, Новый год с традиционной ёлкой был разрешён к празднованию гражданами в конце 1936-го, но только с 1948 года 1 января стало официальным выходным. Международный женский день 8 марта в СССР долгое время был обычным рабочим днем. Только в 1965 году его объявили выходным. Лишь с того же 1965 года как нерабочий праздничный день начал отмечаться и День Победы в Великой Отечественной войне - 9 мая. В 1977 году к этому списку добавился еще один выходной - 7 октября, День Конституции. Традиционно проводились праздничные демонстрации 1 мая и 7 ноября, на которые выходили школьники, студенты, трудящиеся. Проходя организо­ванными колоннами мимо трибун с партийным и советским руководством, они несли праздничные транспаранты, советские флаги, портреты советских руководителей и основоположников марксизма-ленинизма. Несмотря на то, что часто приходить на демонстрацию обязывали, в колоннах демонстранты искренне радовались, пели и танцевали. Многие брали с собой маленьких де­тей. У людей было ощущение праздника, хотя большинство праздновало не столько очередную годовщину революции или солидарность с трудящимися всего мира - скорее людей радовало ощущение общности, уверенности в себе и в своей завтрашней жизни.

Если в послевоенные годы, стремясь восстановить индустрию, люди жили в коммуналках и бараках, то в 1950-х годах жилищный вопрос встал остро: население росло, потребности в обустройстве быта тоже. Началось ин­дустриальное жилищное строительство. У новосёлов появилась проблема: чем заполнить те квадратные метры, которые поначалу казались царскими палатами, а уже спустя полтора десятилетия стали получать уничижительные название «клетушки» и «хрущебы» - к хорошему привыкают быстро. Старые шкафы в новые квартиры не влезали по высоте, кровати просто не помеща­лись. Многофункциональный диван-кровать [днём сидим, ночью спим) был куда компактней, чем старые дерматиновые диваны с «валиками» по бокам.

Появилась такая разновидность мебели, как «стенка», которая замени­ла собой несколько видов мебели и дала толчок к появившейся моде на кол­лекционирование хрусталя и книг, чтобы заполнять чем-то многочисленные полочки со стеклянными дверцами. Стенка занимала полкомнаты, но иметь её стремились, ибо она считалась объектом престижа. Особенно ценились стенки импортные, из стран СЭВ. Они собирались намного легче, а служили гораздо дольше. Еще один обязательный предмет в интерьере - раздвижной полированный стол.

СЭВ - Совет экономической взаимопомощи, межправительственная эко­номическая организация, действовавшая с 1949 по 1991 годы, созданная по ре­шению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Затем к СЭВ присоединились и другие социали­стические страны.

Войдя в типовую квартиру 1970-х годов можно было увидеть интерьер, состоящий из дивана и «стенки», стоящих напротив, двух кресел, журналь­ного столика и полированного стола - причём всё расставлено почти у всех одинаково, поскольку типовая планировка квартир не оставляла большого простора для фантазии. Традиционно на стенах и полу - ковры, под потолком приобретенная «по блату» хрустальная или сделанная из пластмассы «под хрусталь», но купленная в простом магазине люстра.

В стенке - подписные издания и всё тот же хрусталь, символизировав­ший для среднего советского человека достаток и успешность. Если до пятиде­сятых годов бытовало предубеждение к хрусталю, как к предмету чрезмерной роскоши, то к 1970-м сервизы, первоначально создававшиеся дятьковскими мастерами для кремлёвских банкетов и оценивавшиеся только первыми ли­цами государства, появляются в «стенках» у простых рабочих, инженеров, служащих.

Итак, в советской культуре - как художественной, так и повседневной -выделялись два пласта - официальный и неофициальный, то есть поддержан­ная и поощряемая государством культура и не признанная им. Узкие рамки официально дозволенных идей, тем и форм не могли вместить всё многообра­зие как творческих возможностей, так и повседневной жизни.

Советские деньги после реформы 1 января 1961 года. При проведении реформы деньги образца 1947 года были обменены на вновь выпущенные банкноты по соотношению 10:1 ив том же соотношении были изменены цены всех товаров, тарифные ставки заработной платы, пенсии, стипендии и пособия, платёжные обязательства и договоры. Обмену не подвергались и остались в обращении монеты СССР номиналами 1, 2, 3 копеек