СтраницаПовесть

Повесть временных лет. Брянщина.

В традиции каждого народа есть свои главные, первые книги.
У русских это «Повесть временных лет», в этом году исполнилось 900 лет, как она была написана.
Нестерова летопись — наиболее ранний дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Составление первого ее списка относят к 1113 года. Он известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесенными переписчиками. Составлен Влиеве.
Охваченный период истории в Повести начинается с библейских времен в вводной части и заканчивается 1117--годом, в 3-й редакции. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с лета 6360 (852 года по современному летоисчислению), начала самостоятельного правления византийского императора Михаила.
Название своду дала одна из его вводных фраз в Ипатьевском списке: Повесть временных лет черноризца (прим. монаха) Федосьева монастыря Печерского откуда есть пошла земля русская и кто начал в ней первый жить и откуда русская земля стала есть.
В Хлебниковском списке летописи автор указан как монах Нестор, монах Киево-Печерского монастыря.
Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII-XIX веков считали Нестора первым русским летописцем «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признается, что первая изначальная редакция Повести монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии. При этом ни в одной из летописей нет указаний, где- именно она оканчивается.
Вторая редакция Читается в составе Лаврентьевской летописи 0377 год и других списках. Третья редакция содержится в составе Ипатьевской летописи (старение списки: Ипатьевский (XV век) и Хлебниковский (XVI век)). В одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное литературное произведение, знаменитое «Поучение Владимира Мономаха» детям, датируемое 1117 годом.
По гипотезе Шахматова, поддержанной позже академиком Лихачевым, первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей «эфедре в Киеве, основанной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерскрго монастыря.
Затем в 1093 году игуменом Киево-Печерского монастыря Иранном был создан Начальный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др.
Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привел русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввел дополнительные исторические предания, сохраненные в устнойтрздиции.
РасселенйТ славян, по Повести, возводится ко временам апостола Андрея, который гостил у славян на Ильмене. Поляне основали Киев и назвали его в честь своего князя Кия. Другими древними славянскими городами названы словенсний Новгород и кривичский Смоленск. Затем при царе Ираклии дунайские славяне испытали нашествие болгар, угров, обров и печенегов, а днепровские славяне попали в зависимость от хазар.
Первой упомянутой датой в летописи является 852 год, когда начала называться Русская земля, а Русь впервые появилась в Царьграде. В 859 году Восточная Европа была поделена между варягами и хазарами. Первые брали дань со словен, кривичей, веси, мери и чуди, а вторые — с полян, северян и вятичей.
Попытка северных славян избавиться от власти заморских варягов в 862 году привела к междоусобицам и закончилась призванием варягов. Русскую землю основали три брата Рюрик (Ладога), Трувор (Изборск) и Синеус (Белоозеро). Вскоре Рюрик стал единоличным правителем страны. Он основал Новгород и ставил своих наместников в Муроме, Полоцке и Ростове. В Киеве образовалось особое варяжское государство во главе с Аскольдом и Диром, которое тревожило набегами Византию.
В 882 году преемник Рюрика князь Олег захватил Смоленск, Любеч и Киев, объединив два русско-варяжских государства.
...Сегодня те далекие времена иначе как легендарными не назовешь. Но в любом случае любой эпизод русской начальной истории хоть сейчас — в кино, так они ярки и необыкновенны. Огромное количество письменных источников тех времен сгорели, исчезли, и как же хорошо, что наши предки в лесах, северных монастырях сберегли хоть это немногое, сберегли нашу историю.
Виктор КАПИТАНОВ