Страницапотребность

 ПОТРЕБНОСТИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ В СПЕЦИАЛИСТАХ, ОКОНЧИВШИХ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Экономический анализ потребности Брянской области в выпускаемых специалистах высшими учебными заведениями выявил сразу несколько проблем высшего профессионального образования.

Во-первых, был выявлен дефицит (недостаток) в специалистах по некоторым специально-стям. Количество выпускников определялось на основе анализа совокупного количества студен­тов соответствующих специальностей по каждому году выпуска.

Анализ таблицы позволил показать, что количество выпускников по специальности «фи-нансы и бухгалтерский учет» в 2004 году превышает наличие вакантных мест на 173 человека (таблица 1). В 2005 г. без работы остались 245 специалистов, а в 2006 г. их количество возросло до 369 человек. Если проследить тенденцию, то видно, что с каждым годом ситуация ухудшается: специалистов выпускают в два раза больше, чем требуется на рынке труда в регионе.

Дефицит (избыток) в специалистах по некоторым специальностям

Квалификация

Выпускники

Вакансии

Дефицит (избыток) специа-листов

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Финансы бух-галтерский учет

386

456

569

590

213

211

200

213

173

245

369

377

Банки и инве-стиции

123

140

131

128

140

139

105

98

-17

1

26

30

Маркетинг

256

253

245

225

102

98

87

56

154

155

158

169

Производство

90

78

89

102

289

156

140

146

-199

-78

-51

-44

Туризм

-

-

-

30

26

18

15

12

-

 

 

18

Около 20% работодателей не выразили особых предпочтений при выборе молодого спе­циалиста. Позицию данной категории работодателей можно обозначить следующим образом: «Мы смотрим на кандидата, а не на вуз, откуда он пришел». Однако выяснилось, что все равно на предприятиях, в которых такое мнение есть, работают выпускники государственных вузов, но если выпускник получил достаточно знаний и имеет необходимый набор личностных качеств, то правовой статус его вуза может и не сыграть решающей роли в карьере. Но пока таких выпускни-ков, судя по опросам работодателей, немного.

Таким образом, стереотип общественного сознания относительно того, что государственные вузы готовят лучше, чем НОУ, есть. Однако, некоторые негосударственные ВУЗы, например, по рез–льтатам оценки попали во вторую лигу (в результате все вузы разбивались на три лиги, где первая лига вузы с отличной оценкой конкурентоспособности выпускников, вторая - с хорошей, третья - с удовлетворитель-ной оценкой). Это еще раз подтверждает тот факт, что группа НОУ неоднородна по своему составу.

По оценкам работодателей, полученных в ходе формализованных опросов только едини-цы смогут сделать успешную стремительную карьеру вскоре после окончания вуза. Именно к та-ким примерам, как правило, сводится обстоятельное общение с руководителями вузов. Осталь­ным следует ждать длительных испытательных сроков, медленного продвижения по должност-ной лестнице и столь же нескорого повышения заработной платы.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено сразу две проблемы относительно существующих различий между выпускниками государственных и негосударственных вузов. Причем обе проблемы тесно связаны друг с другом.

Во-первых, существует стереотип общественного сознания, который неблагоприятно ска-зывается на выпускниках всех НОУ. Работодатели стараются брать на работу выпускников госу-дарственных вузов, отводя выпускникам НОУ роль «вспомогательного персонала». При этом все НОУ воспринимаются одинаково, работодатели практически не делают различий между выпуск-никами НОУ-лидеров и других вузов.

Во-вторых, карьерные ожидания (относительно должностной позиции и будущей заработ-ной платы) выпускников вузов с различным правовым статусом существенно различаются.

На сегодняшний день в Брянской системе образования функционируют более 25 ВУЗов, выпускается большое число молодых специалистов. Работодателям приходится ломать голову каких из них выбрать и по каким критериям.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ В СПЕЦИАЛИСТАХ, ОКОНЧИВШИХ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

А.В. Лысенко