Брянск. ДОСААФ ПОСТАВИЛ НА КРЫЛО ТЫСЯЧИ ПАРНЕЙ И ДЕВЧАТ.
В 30-х годах прошлого века наша страна переживала небывалый подъем. Это было время невиданных рекордов, грандиозных строек, смелых идей и людей, способных «сказку сделать былью». Возводились такие гиганты индустрии, как Магнитка, реки перекрывали плотины ГЭС. Мечта прекрасная звала вперед — на революционное преобразование мира, к новым свершениям и высотам. Для советских людей не было преград ни в море, ни на суше. Покоряли они и пятый, воздушный океан. Самыми популярными лозунгами у тогдашней молодежи были: «Комсомолец — на самолет!» и «Дадим Родине 150 тысяч летчиков!». По всей стране открывались планерные станцш В Брянске на базе завода «Красный Профинтерн» — в 1932 году. А уже в октябре 1933-г станцию преобразовали в аэроклуб Осоав» ахима. Сотни рабочих парней без отрыва о производства на аэродроме в Бордовича осваивали парашют и овладевали аэронав» гацией, матчастью самолета и пилотажные искусством. Была среди первых курсанто! и девушка — Антонина Федосова, тоже с зг вода «Красный Профинтерн». Руководил клубом Дмитрий Сергеев.
15 ноября с.г. в ДК им. Медведева, где проходили торжества в честь 80-летия авиационно- спортивного клуба ДОСААФ, мы благодаря кадрам кинохроники смогли окунуться в атмосферу тех кипучих и яростных цней. Вглядываясь в задорные, молодые лица, я по-хорошему завидовала парням и девчатам, преодолевшим земное притяжение. Ведь об окрыленности и энтузиазме первооткрывателей нам, нынешним, остается только мечтать! И хотя нынче в моде разговоры о духоподъ- емности, единении и соборности, трескучие фразы не трогают сердца. Не потому ли, что за словами — пустота? Людям, произносящим их, не под силу никого зажечь, потому что им не дано гореть. Из ничего ничего возникнуть не может.
Следует отдать должное конструктору Поликарпову, создавшему в 1928 году один из лучших отечественных самолетов У-2. 35 лет применялся он в авиации для разных целей — как почтовый и санитарный транспорт, для аэросъемки и в сельском хозяйстве, а в годы войны и в качестве легкого бомбардировщика. У-2 (переименованный после смерти конструктора в По-2), по мнению специалистов, был хорошо приспособлен для обучения авиаторов. Обладал превосходными пилотажными качествами (его можно было перевести в штопор только принудительно!) и мог садиться (и взлетать) на маленькие, зачастую не подготовленные площадки. Именно на У-2 отрывались от земли и осваивали фигуры высшего пилотажа будущие асы, прославившиеся в годы Великой Отечественной войны: Венедикт Ковалев (повторивший подвиг Николая Гастелло), Илья Катунин, Сергей Азаров, Михаил Плоткин, Вадим Ефграфов, Сергей Поляков, Вадим Бузи- нов, Иван Чванов, Борис Хлуда.
Есть среди выпускников клуба и те, чьи отвага, мастерство и профессионализм отмечены высокими правительственными наградами в мирное время. Герой Советского Союза Виктор Афанасьев поднялся до невиданных высот. Летчик-космонавт, живая легенда Брянщины, четырежды побывал на околоземной орбите! Юрий Трегу- бенков, окончивший аэроклуб в 1972 году, стал известным летчиком-испытателем, освоившим 30 типов самолетов, Героем России и руководителем Государственного летно-испытательно- го центра им. Чкалова. Звания Героя Социалистического Труда удостоен Анатолий Григорьев. Орденом Мужества (посмертно) награжден еще один выпускник клуба Андрей Азаров — за боевые действия в Чечне.
В искусстве полета преуспели многие наши земляки. В 1995-м абсолютным чемпионом России по высшему пилотажу стал Алексей Федин, а наша команда заняла второе место. В наши дни славу клуба приумножили два Дмитрия — Калмыков и Кирюхин. Последний сел за I штурвал поздно — в 35 лет, когда многие уже заканчивают летать. А еще он спас клуб, возглавив его в смутное время конца 1990-х.
Параллельно с «большой» авиацией развивается и авиамодельный спорт Леонид Михайлович Костенко, с которым я разговорилась перед торжеством в фойе ДК, занимается моделированием с 12 лет. Первый мини-самолет запустил еще в 1956 году! Он специализируется на т.н. резиномоторных моделях (на мой неискушенный взгляд, напоминающих планер). Весят такие «игрушки» вместе с мотором всего 220 граммов, размах крыльев 2,3 или 1,8 метра. Но управлять ими сложно. А Павел Михайлович Камозин (чье имя с 1985-го носит клуб) удостоен этого звания дважды. В неполные 18 лет свой путь в небо на аэродроме в Бордовичах начал и Герой России Иван Леонов — единственный в мире летчик, пилотировавший самолет одной рукой. После ранения в 1943-м, имевшего трагические последствия, он вновь вернулся в строй, добившись разрешения летать у легендарного Михаила Громова, командовавшего 1-й воздушной армией. Тот сам был смельчаком и уважал людей, не боявшихся рискнуть! К сожалению, наш земляк, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, в силу возраста не смог приехать на торжество, но передал свои поздравления товарищам- авиаторам.
Ценой своей крови, а зачастую и жизни герои вернули Родине мирное небо. Они оставили нам в наследство не только подвиг, но и своего рода завещание — летать выше, дальше и смелее всех, быть готов к защите нашей страны. 5 фету подхватило новое noi ние, которое ставили на кр опытные инструкторы, гро шие асов Геринга, во п с подполковником Тенько и Героем Советского Союза новерченко. На долю выпус ков клуба 1960—1970-х вые счастье осваивать новую ационную технику (самол Ан-2 и Як-40, вертолет Mи командовать подразделен и уже самим обучать Анатолий Выборное, Леонщруба, Юрий Ютанов, Владиг Левкин, Михаил Кузьмин, Владимир Кононович. и Евгений Прокошин (на счету которых по 7 тысяч прыжков) — рекордсменами мира. Абсолютная чемпионка РСФСР — Евгения Клиценко. Светлана Кленина — трехкратная чемпионка мира. Тамара Прокошина — чемпионка по воздушной акробатике. Всего же за годы работы парашютное звено подготовило 38 мастеров спорта (первыми еще в 1955-м эти звания получили Ершов и Некрасов), двух заслуженных мастеров и 14 мастеров спорта международного класса.
Клуб трижды участвовал в авиационно-спортивных праздниках в Тушине, в том числе и посвященном 40-летию Победы. За свои заслуги он награжден переходящими красными знаменами обкома ДОСААФ, командующего ВДВ, ЦК ДОСААФ СССР и ЦК профсоюзов авиаработников. Эти реликвии внесли на сцену под марш авиаторов. А затем прошло награждение ветеранов и нынешних сотрудников клуба, преданных авиации. Почетную грамоту от областной Думы получил зам. начальника ави- ационно-спортивного клуба по летной подготовке Сергей Кли- менченко. Благодарственные письма федерального инспектора в Брянской области переданы руководителю полетов Владимиру Баранову, летчику Юрию Ивашину и авиатехнику АСК Владимиру Черепухину. Медалью «В честь подвига партизан и подпольщиков» награждены врач Ольга Лужецкая, парашютисты Евгений Прокошин, Владимир Богомазов, заслуженный тренер по парашютному спорту Виктор Ступеньков, летчик-инструктор, ветеран АСК Владимир Кононов. Медалью «70 лет освобождения Брянщины» отмечены парашютистка Валентина Шульга, летчик-инструктор, ветеран клуба Сергей Лапко, руководитель авиамодельного клуба «Стерх» Олег Шевчук и начальник АСК Александр Сай.
Нынешнее поколение продолжает традиции покорителей высоты. Клуб входит в тройку лучших в России. Ведется большая работа по привлечению молодежи к занятиям авиаспортом. I По словам руководителя областного совета РОСТО (ДОСААФ) Виктора Андреева, с 2011 года благодаря специальной областной программе каждый желающий имеет возможность пройти в клубе теоритическую подготовку и совершить три парашютных прыжка совершенно бесплатно. Также бесплатно можно пройти первоначальную лстну ю подготовку на самолете Як-52. Только в 2013 году начинающие спортсмены выполнили 1100 прыжков и налетали 100 часов на Як-52 и Як-18Т.
Пришли поздравить клуб и совсем юные «орлята» — воспитанники кадетской школы- интерната авиации имени Героя Советского Союза Ивана Кашина, те, кому предстоит брать новые высоты. Трогательно прозвучали из их уст слова признательности старшим поколениям авиаторов и обещание вписать в историю клуба свои достижения. Пока они еще довольно скромные: 52 кадета уже получили 1-й разряд по парашютному спорту и налетали сообща 48 часов. Но лиха беда начало.
Мы желаем спортсменам ДОСААФ брать любые высоты так же легко, как отрывается от земли серебристая стальная птица. И по возможности не форсировать сердца, словно двигатели на взлете!