Страницапоставил

Брянск. ДОСААФ ПОСТАВИЛ НА КРЫЛО ТЫСЯЧИ ПАРНЕЙ И ДЕВЧАТ.

В 30-х годах прошлого века наша страна пе­реживала небывалый подъем. Это было вре­мя невиданных рекордов, грандиозных строек, смелых идей и людей, способных «сказку сде­лать былью». Возводились такие гиганты инду­стрии, как Магнитка, реки перекрывали плоти­ны ГЭС. Мечта прекрасная звала вперед — на революционное преобразование мира, к но­вым свершениям и высотам. Для советских людей не было преград ни в море, ни на суше. Покоряли они и пятый, воздушный океан. Са­мыми популярными лозунгами у тогдашней молодежи были: «Комсомолец — на самолет!» и «Дадим Родине 150 тысяч летчиков!». По всей стране открывались планерные станцш В Брянске на базе завода «Красный Профинтерн» — в 1932 году. А уже в октябре 1933-г станцию преобразовали в аэроклуб Осоав» ахима. Сотни рабочих парней без отрыва о производства на аэродроме в Бордовича осваивали парашют и овладевали аэронав» гацией, матчастью самолета и пилотажные искусством. Была среди первых курсанто! и девушка — Антонина Федосова, тоже с зг вода «Красный Профинтерн». Руководил клубом Дмитрий Сергеев.

15 ноября с.г. в ДК им. Мед­ведева, где проходили торжества в честь 80-летия авиационно- спортивного клуба ДОСААФ, мы благодаря кадрам кинохро­ники смогли окунуться в атмос­феру тех кипучих и яростных цней. Вглядываясь в задорные, молодые лица, я по-хорошему завидовала парням и девчатам, преодолевшим земное притя­жение. Ведь об окрыленности и энтузиазме первооткрывате­лей нам, нынешним, остается только мечтать! И хотя нынче в моде разговоры о духоподъ- емности, единении и соборно­сти, трескучие фразы не трога­ют сердца. Не потому ли, что за словами — пустота? Людям, произносящим их, не под силу никого зажечь, потому что им не дано гореть. Из ничего ни­чего возникнуть не может.

Следует отдать должное кон­структору Поликарпову, соз­давшему в 1928 году один из лучших отечественных само­летов У-2. 35 лет применялся он в авиации для разных це­лей — как почтовый и сани­тарный транспорт, для аэро­съемки и в сельском хозяйстве, а в годы войны и в качестве лег­кого бомбардировщика. У-2 (пе­реименованный после смерти конструктора в По-2), по мне­нию специалистов, был хоро­шо приспособлен для обучения авиаторов. Обладал превосход­ными пилотажными качества­ми (его можно было перевести в штопор только принудитель­но!) и мог садиться (и взлетать) на маленькие, зачастую не под­готовленные площадки. Имен­но на У-2 отрывались от земли и осваивали фигуры высшего пилотажа будущие асы, просла­вившиеся в годы Великой От­ечественной войны: Венедикт Ковалев (повторивший подвиг Николая Гастелло), Илья Катунин, Сергей Азаров, Миха­ил Плоткин, Вадим Ефграфов, Сергей Поляков, Вадим Бузи- нов, Иван Чванов, Борис Хлуда.

Есть среди выпускников клу­ба и те, чьи отвага, мастерство и профессионализм отмечены высокими правительственны­ми наградами в мирное время. Герой Советского Союза Вик­тор Афанасьев поднялся до не­виданных высот. Летчик-космонавт, живая легенда Брянщины, четырежды побывал на около­земной орбите! Юрий Трегу- бенков, окончивший аэроклуб в 1972 году, стал известным лет­чиком-испытателем, освоившим 30 типов самолетов, Героем Рос­сии и руководителем Государ­ственного летно-испытательно- го центра им. Чкалова. Звания Героя Социалистического Тру­да удостоен Анатолий Григорьев. Орденом Мужества (посмертно) награжден еще один выпускник клуба Андрей Азаров — за бое­вые действия в Чечне.

В искусстве полета преуспели многие наши земляки. В 1995-м абсолютным чемпионом Рос­сии по высшему пилотажу стал Алексей Федин, а наша коман­да заняла второе место. В наши  дни славу клуба приумножи­ли два Дмитрия — Калмыков  и Кирюхин. Последний сел за I штурвал поздно — в 35 лет, ког­да многие уже заканчивают ле­тать. А еще он спас клуб, возгла­вив его в смутное время конца 1990-х.

Параллельно с «большой» авиацией развивается и авиа­модельный спорт Леонид Ми­хайлович Костенко, с которым я разговорилась перед торжеством в фойе ДК, занимается модели­рованием с 12 лет. Первый ми­ни-самолет запустил еще в 1956 году! Он специализируется на т.н. резиномоторных моделях (на мой неискушенный взгляд, напоминающих планер). Весят такие «игрушки» вместе с мото­ром всего 220 граммов, размах крыльев 2,3 или 1,8 метра. Но управлять ими сложно. А Павел Михайлович Камозин (чье имя с 1985-го носит клуб) удосто­ен этого звания дважды. В не­полные 18 лет свой путь в небо на аэродроме в Бордовичах на­чал и Герой России Иван Ле­онов — единственный в мире летчик, пилотировавший само­лет одной рукой. После ранения в 1943-м, имевшего трагические последствия, он вновь вернулся в строй, добившись разрешения летать у легендарного Михаила Громова, командовавшего 1-й воздушной армией. Тот сам был смельчаком и уважал людей, не боявшихся рискнуть! К сожале­нию, наш земляк, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, в силу возраста не смог прие­хать на торжество, но передал свои поздравления товарищам- авиаторам.

Ценой своей крови, а зача­стую и жизни герои вернули Родине мирное небо. Они оста­вили нам в наследство не только подвиг, но и своего рода заве­щание — летать выше, дальше и смелее всех, быть готов к защите нашей страны. 5 фету подхватило новое noi ние, которое ставили на кр опытные инструкторы, гро шие асов Геринга, во п с подполковником Тенько и Героем Советского Союза новерченко. На долю выпус ков клуба 1960—1970-х вые счастье осваивать новую ационную технику (самол Ан-2 и Як-40, вертолет Mи командовать подразделен и уже самим обучать Анатолий Выборное, Леонщруба, Юрий Ютанов, Владиг Левкин, Михаил Кузьмин, Владимир Кононович. и Евгений Прокошин (на счету которых по 7 тысяч прыжков) — рекордсменами мира. Абсолют­ная чемпионка РСФСР — Ев­гения Клиценко. Светлана Кленина — трехкратная чемпи­онка мира. Тамара Прокошина — чемпионка по воздушной акро­батике. Всего же за годы работы парашютное звено подготовило 38 мастеров спорта (первыми еще в 1955-м эти звания получили Ершов и Некрасов), двух заслу­женных мастеров и 14 мастеров спорта международного класса.

Клуб трижды участвовал в авиационно-спортивных праздниках в Тушине, в том числе и посвященном 40-ле­тию Победы. За свои заслуги он награжден переходящими красными знаменами обкома ДОСААФ, командующего ВДВ, ЦК ДОСААФ СССР и ЦК про­фсоюзов авиаработников. Эти реликвии внесли на сцену под марш авиаторов. А затем про­шло награждение ветеранов и нынешних сотрудников клу­ба, преданных авиации. Почет­ную грамоту от областной Думы получил зам. начальника ави- ационно-спортивного клуба по летной подготовке Сергей Кли- менченко. Благодарственные письма федерального инспекто­ра в Брянской области переданы руководителю полетов Влади­миру Баранову, летчику Юрию Ивашину и авиатехнику АСК Владимиру Черепухину. Меда­лью «В честь подвига партизан и подпольщиков» награждены врач Ольга Лужецкая, парашю­тисты Евгений Прокошин, Вла­димир Богомазов, заслуженный тренер по парашютному спорту Виктор Ступеньков, летчик-ин­структор, ветеран АСК Влади­мир Кононов. Медалью «70 лет освобождения Брянщины» от­мечены парашютистка Валенти­на Шульга, летчик-инструктор, ветеран клуба Сергей Лапко, руководитель авиамодельно­го клуба «Стерх» Олег Шевчук и начальник АСК Александр Сай.

Нынешнее поколение про­должает традиции покорителей высоты. Клуб входит в тройку лучших в России. Ведется боль­шая работа по привлечению молодежи к занятиям авиаспортом. I По словам руководителя област­ного совета РОСТО (ДОСААФ) Виктора Андреева, с 2011 года благодаря специальной област­ной программе каждый желающий имеет возможность пройти в клубе теоритическую подготовку и совершить три пара­шютных прыжка совершенно бесплатно. Также бесплатно можно пройти первоначальную лстну ю подготовку на самолете Як-52. Только в 2013 году начи­нающие спортсмены выполнили 1100 прыжков и налетали 100 ча­сов на Як-52 и Як-18Т.

Пришли поздравить клуб и совсем юные «орлята» — вос­питанники кадетской школы- интерната авиации имени Героя Советского Союза Ивана Ка­шина, те, кому предстоит брать новые высоты. Трогательно про­звучали из их уст слова призна­тельности старшим поколениям авиаторов и обещание вписать в историю клуба свои дости­жения. Пока они еще довольно скромные: 52 кадета уже полу­чили 1-й разряд по парашютно­му спорту и налетали сообща 48 часов. Но лиха беда начало.

Мы желаем спортсменам ДОСААФ брать любые высо­ты так же легко, как отрывает­ся от земли серебристая сталь­ная птица. И по возможности не форсировать сердца, словно двигатели на взлете!