Развитие промышленности на Брянщине в пореформенный период
Во второй половине XIX века продолжал активно расти Мальцовский промышленный район. В 1880 году здесь действовало около 17 крупных и до 130 мелких промышленных предприятий. По-прежнему крупнейшим из них была Дятьковская хрустальная фабрика. Её изделия славились по всей России. В каталоге фабрики в конце XIX века было около 6 тысяч изделий! Здесь изготавливались и дорогие сервизы, и посуда на каждый день. Имена некоторых дятьковских умельцев знали далеко за пределами завода.
Сестра управляющего фабрикой Елизавета Меркурьевна Бём жила в Петербурге. Она рисовала открытки и иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» и «Малютка».
Открытка с автографом Е.М. Бём
Прекрасно владела она и декоративно-прикладным искусством: сохранились её работы из стекла: синие, зеленые, бордовые бокалы, штофы, чаши. С 1893 года, после поездки на хрустальный завод, где трудился её брат Александр, Бём увлеклась изготовлением стеклянной посуды. Она делала формы для посуды, ориентируясь на старинные предметы: братины, стопы, чарки, ковши. Придумывала рисунки для эмалей. Художница получила золотую медаль на выставке в Чикаго [1893 г.} за рисунки для вееров и изделия из стекла. По проектам Е.М. Бём выполнены вещи, которые украшают сейчас собрания Эрмитажа, Исторического музея, Петродворца.
Немалое внимание СИ. Мальцов уделял и другим производствам. В 1868 году был пущен в ход Радицкий паровозовагоностроительный завод (ныне завод «Ирмаш»), построенный в двух километрах от станции Брянск. В Радице поначалу предполагалось только собирать и красить паровозы, вагоны, сельскохозяйственные орудия, произведённые в Людинове. Позже, однако, здесь выросло собственное производство, сначала - рельсопрокатное, позже - паровозе- и вагоностроительное.
Однако, вкладывая большие средства в развитие новых производств и техническое переоснащение, СИ. Мальцов всё сильнее попадал в зависимость от государственных и частных кредитов. Когда же правительство отказалось от подписанного ранее контракта на покупку мальцовских паровозов и вагонов, а в 1882 году запретило хождение «мальцовских денег» и потребовало их выкупа (на это ушло около 700 тысяч рублей), ситуация стала критической.
Жена и сыновья СИ. Мальцева, поддержанные царским двором, воспользовались его длительной болезнью и в 1884 году отстранили предпринимателя от дел. Однако наследники только ускорили банкротство Мальцовского товарищества. Л.Н. Толстой, побывавший в марте 1885 года в Дятькове, в своём письме домой констатировал, что Мальцов «...находится в страшном положении. Дело громадное, требуются сотни тысяч. Рабочих 100000, требующих работы, и денег нет...». Осенью 1885 года было введено казённое управление мальцовскими заводами, но положение не улучшилось.
Лев Кириллович Шешминцев
Предприятия Мальцовского района стали стремительно приходить в упадок. Большинство заводов было закрыто, оставшиеся работали кое-как. Рабочие обнищали. Умер СИ. Мальцов в 1893 году, пережив крах дела, которому отдал всю жизнь.
В 1894 году бывшие мальцов-ские предприятия выкупила группа московских и петербургских предпринимателей и чиновников, учредивших Акционерное общество Мальцовских заводов. Промышленный подъём 1890-х годов благоприятствовал развитию дела. Во многом это произошло благодаря тому, что акционеры отказались от устаревших технологии, пригласили квалифицированных инженерно-технических работников и развернули дело на широких капиталистических началах.
В 1899 году по предложению главно-управляющего заводами Льва Кирилловича Шешминцева близ деревни Боровки (в современном Дятьковском районе) на основе существовавших там богатых залежах мела и глины началось строительство первого на этих территориях цементного завода, давшего уже на следующий год свою продукцию. По инициативе главноуправляющего, в 1899 году было создано ещё одно акционерное общество - Мальцовский портланд-цемент.
Одной из причин заката промышленной империи СИ. Мальцева была серьёзная конкуренция со стороны нового предприятия, построенного близ станции Болва по инициативе П.И. Губонина и В.Ф. Голубева. В 1873 году началось строительство завода, в 1874 году он выдал первую продукцию и в дальнейшем продолжал стремительно развиваться. Уже в 1878 году завод занимал около 100 гектаров, был вторым по величине в России (после Путиловского) и производил треть всех стальных рельсов в стране. На нём работало около 4 тысяч человек. Предприятие управлялось Акционерным обществом Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода.
Завод первым в России получил право изобра жать на своих изделиях государственный герб - признание высочайшего качества.
На «Мальцовских деньгах» надпись: Записка главной Дятьковской конторы. Его превосходительства Сергея Ивановича Мальцева на получение из заводских складов разных припасов на один рублю серебром
Здесь были изготовлены понтоны для переправы через Дунай во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, броня для броненосца «Чесма», первые пароходы для Днепра, выпускались разнообразные мостовые конструкции. Бронёй Брянского завода были покрыты палубы броненосца «Потёмкин».
В 1892 году завод выпустил первые 24 паровоза серии «ОД», и с этого времени они, наряду с вагонами, стали основой производства предприятия. Некоторые виды продукции изготавливались только на Брянском заводе: стальные литые колеса для паровозов, четырёхосные большегрузные железнодорожные цистерны и т.п. Представление о размахе производства дают такие цифры: на Брянском заводе пассажирский вагон собирали 14 дней, а товарный - один день; в то же время на Путиловском заводе в Петербурге на это требовалось соответственно 28 и четыре дня.
С середины 1880-х годов Акционерное общество Брянского завода активно действовало на юге России. Здесь на окраине Екатеринослава (ныне Днепропетровск) был построен Александровский завод, ставший к концу века одним из крупнейших в России по производству чугуна, стали и готового железа. В собственность акционерного общества перешли несколько железных рудников близ Кривого Рога, марганцевый рудник у Никополя, угольные шахты в Донской области.
Одним из основных вкладчиков Акционерного общества Брянского завода, а затем и виднейшим руководителем предприятия, от которого во многом зависело и решение производственно-технических вопросов, и социальное развитие Бежицы, был князь Вячеслав Николаевич Тенишев (1843-1903 гг.). Получивший прозвище «русского американца», он, по словам современников, «быстро упрочил за собой репутацию превосходного строителя, прекрасного администратора, замечательного организатора и знатока коммерческого дела и финансового мира». Однако круг интересов князя не ограничивался производством. Любитель музыки и сам хороший музыкант, он играл заметную роль в организации музыкальной жизни России в конце XIX века; занимался научными изысканиями в области математики, социологии, этнографии, был известным меценатом. В.Н. Тенишев сумел с блеском представить достижения России на Всемирной выставке в Париже (1900 г.), где он был комиссаром русского отдела выставки. Другие брянские предприятия не могли похвастаться такими успехами, как завод в Бежице. В 1882 году прекратилась отливка медной артиллерии на Арсенале, а мощности завода не позволяли быстро провести реорганизацию по переходу на производство более совершенных стальных пушек.
Хотя по техническому оборудованию и масштабам производства Брянский арсенал занимал третье место среди других подобных предприятий России.
Добрую славу снискали себе орудия Брянского арсенала при обороне Севастополя в 1854-1855 годах, в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Брянские пушки установлены как памятник доблести и славы российского оружия на перевале Шипка в Болгарии
Расположен он был крайне неудачно, со всех сторон зажатый частными владениями и рекой Десной, отрезавшей Арсенал от железной дороги. Проблемой завода стала вода. Неумело прорытая артезианская скважина на территории предприятия вымыла огромные пустоты под землёй, и в 1896 году в воронку обрушилась кузнечная мастерская, паровой молот и кузнечное оборудование, вышла из строя система водоснабжения. В конце XIX века на Арсенале трудилось около 600 рабочих и мастеров, действовало шесть мастерских, в которых находилось около 250 станков, снабженных электромоторами.
Как уже было сказано, с 1830-х годов происходило бурное развитие промышленности в Клинцах, где работало 13 суконных фабрик. Крупнейшими среди них были предприятия купцов А.В. Степунина и М.Б. Кубарева. Качество сукна было довольно высоким, и оно всё увереннее завоевывало внутренний рынок. Самостоятельной отраслью стало производство шерстяных чулок. В 1860 году работало 10 чулочных фабрик, производивших до 10 тысяч дюжин пар в год.
Из появившихся в пореформенное время предприятий самым крупным была Стодольская суконная фабрика Дмитрия и Василия Барышниковых. Здесь в конце XIX - начале XX веков заметно повысилось качество сукон, значительно возросла производительность труда. На промышленных выставках, в том числе в Москве и Париже, клинцовские промышленники неоднократно получали медали и похвальные отзывы.
Однако семидесятые годы XIX века оказались неудачными для клинцов-ской суконной промышленности: тяжело отразился на суконном производстве промышленный кризис. Кроме того, сукна постепенно стали вытесняться модными гладкими камвольными тканями. И ещё одной проблемой стали пожары. В 1872 году сгорели фабрики братьев Кубаревых, в 1875 году - Мизи-ричская фабрика. В результате, к 1893 году только 6 самых крепких предприятий сохранили свои позиции на внутреннем рынке.
В 1862 году Феофилакт Марютин и Максим Волков открыли первую спичечную фабрику в деревне Барки, в 8 километрах от Злынки. Неведомое и поначалу рискованное дело оказалось очень выгодным - спички пользовались огромным спросом и продавались по высокой цене. Началось производство с пяти ящиков в день, а в 1866 году их выходило уже около 200. Пример выгодного производства для местных купцов оказался заразительным, и к 1880-м годам в окрестностях Новозыбкова действовало уже 12 фабрик. К началу XX века одной из самых старых (работавшей с 1863 года) и самой крупной была злынковская фабрика Ф.И. Осипова.
Владельцы предприятий, как правило, не думали о серьёзной постановке дела. Оборудование фабрик было очень несовершенным, сырьё - самое дешёвое. Производство «серников» было сезонным - для работы привлекались крестьяне в свободное от полевых работ время. Почти всё местное население клеило на дому спичечные коробки. В 1887 году, когда здесь прошла железная дорога, производство ещё более оживилось. Новозыбковский уезд стал крупнейшим в России производителем спичек.
Таким образом, во второй половине XIX века Брянский край являлся крупным промышленным районом, где порой прокладывали себе дорогу совершенно новые направления производственно-технического развития.
Дятьково. Дом СИ. Мальцева