Страницапореформенный

Развитие промышленности на Брянщине в пореформенный период

Во второй половине XIX века продолжал активно расти Мальцовский промышленный район. В 1880 году здесь действовало около 17 крупных и до 130 мелких промышленных предприятий. По-прежнему крупнейшим из них была Дятьковская хрустальная фабрика. Её изделия славились по всей России. В каталоге фабрики в конце XIX века было около 6 тысяч изделий! Здесь из­готавливались и дорогие сервизы, и посуда на каждый день. Имена некоторых дятьковских умельцев знали далеко за пределами завода.

Сестра управляющего фабрикой Елизавета Меркурьевна Бём жила в Пе­тербурге. Она рисовала открытки и иллюстрировала детские журналы «Игру­шечка» и «Малютка».

Открытка с автографом Е.М. Бём

Прекрасно    владела    она   и декоративно-прикладным     искус­ством: сохранились её работы из стекла: синие, зеленые, бордовые бокалы, штофы, чаши. С 1893 года, после поездки на хрустальный за­вод,  где трудился  её брат Алек­сандр, Бём увлеклась изготовлени­ем стеклянной посуды. Она делала формы для посуды, ориентируясь на старинные предметы: братины, стопы, чарки, ковши. Придумывала рисунки для эмалей. Художница получила золотую медаль на выставке в Чикаго [1893 г.} за рисунки для вееров и изделия из стекла. По проектам Е.М. Бём выполнены вещи, которые украшают сейчас собрания Эрмитажа, Исторического музея, Петродворца.

Немалое внимание СИ. Мальцов уделял и другим производствам. В 1868 году был пущен в ход Радицкий паровозовагоностроительный завод (ныне за­вод «Ирмаш»), построенный в двух километрах от станции Брянск. В Радице поначалу предполагалось только собирать и красить паровозы, вагоны, сель­скохозяйственные орудия, произведённые в Людинове. Позже, однако, здесь выросло собственное производство, сначала - рельсопрокатное, позже - паро­возе- и вагоностроительное.

Однако, вкладывая большие средства в развитие новых производств и техническое переоснащение, СИ. Мальцов всё сильнее попадал в зависимость от государственных и частных кредитов. Когда же правительство отказалось от подписанного ранее контракта на покупку мальцовских паровозов и ваго­нов, а в 1882 году запретило хождение «мальцовских денег» и потребовало их выкупа (на это ушло около 700 тысяч рублей), ситуация стала критической.

Жена и сыновья СИ. Мальцева, поддержанные царским двором, вос­пользовались его длительной болезнью и в 1884 году отстранили предпри­нимателя от дел. Однако наследники только ускорили банкротство Мальцовского товарищества. Л.Н. Толстой, побывавший в марте 1885 года в Дятькове, в своём письме домой констатировал, что Мальцов «...на­ходится в страшном положении. Дело громадное, требуются сотни тысяч. Рабочих 100000, требующих работы, и денег нет...». Осенью 1885 года было введено казённое управ­ление мальцовскими заводами, но положение не улучшилось.

Лев Кириллович Шешминцев

Предприятия Мальцовского района стали стремительно при­ходить в упадок. Большинство за­водов было закрыто, оставшиеся работали кое-как. Рабочие обнища­ли. Умер СИ. Мальцов в 1893 году, пережив крах дела, которому отдал всю жизнь.

В 1894 году бывшие мальцов-ские предприятия выкупила груп­па московских и петербургских предпринимателей и чиновников, учредивших Акционерное обще­ство Мальцовских заводов. Про­мышленный подъём 1890-х годов благоприятствовал развитию дела. Во многом это произошло благо­даря тому, что акционеры отказались от устаревших технологии, пригласили квалифицированных инженерно-технических работников и развернули дело на широких капиталистических началах.

В 1899 году по предложению главно-управляющего заводами Льва Ки­рилловича Шешминцева близ деревни Боровки (в современном Дятьковском районе) на основе существовавших там богатых залежах мела и глины нача­лось строительство первого на этих территориях цементного завода, давшего уже на следующий год свою продукцию. По инициативе главноуправляюще­го, в 1899 году было создано ещё одно акционерное общество - Мальцовский портланд-цемент.

Одной из причин заката промышленной империи СИ. Мальцева была серьёзная конкуренция со стороны нового предприятия, построенного близ станции Болва по инициативе П.И. Губонина и В.Ф. Голубева. В 1873 году началось строительство заво­да, в 1874 году он выдал первую продукцию и в даль­нейшем продолжал стремительно развиваться. Уже в 1878 году завод занимал около 100 гектаров, был вторым по величине в России (после Путиловского) и производил треть всех стальных рельсов в стране. На нём работало около 4 тысяч человек. Предпри­ятие управлялось Акционерным обществом Брян­ского рельсопрокатного, железоделательного и ме­ханического завода.

Завод первым в России получил право изобра­ жать на своих изделиях государственный герб - признание высочайшего качества.

На «Мальцовских деньгах» надпись: Записка главной Дятьковской конторы. Его превосходительства Сергея Ивановича Мальцева на получение из заводских складов разных припасов на один рублю серебром

Здесь были изготовлены пон­тоны для переправы через Дунай во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, броня для бро­неносца «Чесма», первые пароходы для Днепра, выпускались разноо­бразные мостовые конструкции. Бронёй Брянского завода были покрыты палубы броненосца «Потёмкин».

В 1892 году завод выпустил первые 24 паровоза серии «ОД», и с этого времени они, наряду с ваго­нами, стали основой производства предприятия. Некоторые виды продукции изготавливались толь­ко на Брянском заводе: стальные литые колеса для паровозов, четы­рёхосные большегрузные желез­нодорожные цистерны и т.п. Пред­ставление о размахе производства дают такие цифры: на Брянском заводе пассажирский вагон собирали 14 дней, а товарный - один день; в то же время на Путиловском заводе в Петербурге на это требовалось соответствен­но 28 и четыре дня.

С середины 1880-х годов Акционерное общество Брянского завода ак­тивно действовало на юге России. Здесь на окраине Екатеринослава (ныне Днепропетровск) был построен Александровский завод, ставший к концу века одним из крупнейших в России по производству чугуна, стали и готового же­леза. В собственность акционерного общества перешли несколько железных рудников близ Кривого Рога, марганцевый рудник у Никополя, угольные шах­ты в Донской области.

Одним из основных вкладчиков Акционерного общества Брянского завода, а затем и виднейшим руководителем предприятия, от которого во многом зависело и решение производственно-технических вопросов, и социальное развитие Бежицы, был князь Вячеслав Николаевич Тенишев (1843-1903 гг.). По­лучивший прозвище «русского американца», он, по словам современников, «быстро упрочил за собой репутацию превосходного строителя, прекрасного администратора, замечательного организатора и знатока коммерческого дела и финансового мира». Однако круг интересов князя не ограничивался производством. Любитель музыки и сам хороший музы­кант, он играл заметную роль в организации музы­кальной жизни России в конце XIX века; занимался научными изысканиями в области математики, со­циологии, этнографии, был известным меценатом. В.Н. Тенишев сумел с блеском представить достиже­ния России на Всемирной выставке в Париже (1900 г.), где он был комиссаром русского отдела выставки. Другие брянские предприятия не могли по­хвастаться такими успехами, как завод в Бежице. В 1882 году прекратилась отливка медной артиллерии на Арсенале, а мощности завода не позволяли быстро провести реорганизацию по переходу на произ­водство более совершенных стальных пушек.

Хотя по техническому оборудованию и масштабам производства Брян­ский арсенал занимал третье место среди других подобных предприятий России.

Добрую славу снискали себе орудия Брянского арсенала при обороне Сева­стополя в 1854-1855 годах, в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Брянские пушки установлены как памятник доблести и славы российского оружия на перевале Шипка в Болгарии

Расположен он был крайне неудачно, со всех сторон зажатый частными владениями и рекой Десной, отрезавшей Арсенал от железной дороги. Про­блемой завода стала вода. Неумело прорытая артезианская скважина на тер­ритории предприятия вымыла огромные пустоты под землёй, и в 1896 году в воронку обрушилась кузнечная мастерская, паровой молот и кузнечное обо­рудование, вышла из строя система водоснабжения. В конце XIX века на Арсе­нале трудилось около 600 рабочих и мастеров, действовало шесть мастерских, в которых находилось около 250 станков, снабженных электромоторами.

Как уже было сказано, с 1830-х годов происходило бурное развитие про­мышленности в Клинцах, где работало 13 суконных фабрик. Крупнейшими среди них были предприятия купцов А.В. Степунина и М.Б. Кубарева. Качество сукна было довольно высоким, и оно всё увереннее завоевывало внутренний рынок. Самостоятельной отраслью стало производство шерстяных чулок. В 1860 году работало 10 чулочных фабрик, производивших до 10 тысяч дюжин пар в год.

Из появившихся в пореформенное время предприятий самым крупным была Стодольская суконная фабрика Дмитрия и Василия Барышниковых. Здесь в конце XIX - начале XX веков заметно повысилось качество сукон, зна­чительно возросла производительность труда. На промышленных выставках, в том числе в Москве и Париже, клинцовские промышленники неоднократно получали медали и похвальные отзывы.

Однако семидесятые годы XIX века оказались неудачными для клинцов-ской суконной промышленности: тяжело отразился на суконном производ­стве промышленный кризис. Кроме того, сукна постепенно стали вытеснять­ся модными гладкими камвольными тканями. И ещё одной проблемой стали пожары. В 1872 году сгорели фабрики братьев Кубаревых, в 1875 году - Мизи-ричская фабрика. В результате, к 1893 году только 6 самых крепких предпри­ятий сохранили свои позиции на внутреннем рынке.

В 1862 году Феофилакт Марютин и Максим Волков открыли первую спи­чечную фабрику в деревне Барки, в 8 километрах от Злынки. Неведомое и по­началу рискованное дело оказалось очень выгодным - спички пользовались огромным спросом и продавались по высокой цене. Началось производство с пяти ящиков в день, а в 1866 году их выходило уже около 200. Пример выгод­ного производства для местных купцов оказался заразительным, и к 1880-м годам в окрестностях Новозыбкова действовало уже 12 фабрик. К началу XX века одной из самых старых (работавшей с 1863 года) и самой крупной была злынковская фабрика Ф.И. Осипова.

Владельцы предприятий, как правило, не думали о серьёзной постанов­ке дела. Оборудование фабрик было очень несовершенным, сырьё - самое де­шёвое. Производство «серников» было сезонным - для работы привлекались крестьяне в свободное от полевых работ время. Почти всё местное население клеило на дому спичечные коробки. В 1887 году, когда здесь прошла железная дорога, производство ещё более оживилось. Новозыбковский уезд стал круп­нейшим в России производителем спичек.

Таким образом, во второй половине XIX века Брянский край являлся крупным промышленным районом, где порой прокладывали себе дорогу со­вершенно новые направления производственно-технического развития.

Дятьково. Дом СИ. Мальцева

Князь Вячеслав Николаевич Тенишев