Страницаполесский

1887 год Полесский поселок Брянск

Густое чахлое полесье

Стоит среди болот,

А там угрюмо в поднебесье

Уходит сумрак вод.

Так писал о полесье И. Бунин.

Находится полесье на юге Белоруссии, севере Украины и западе России в бас­сейне рек Припяти, среднего Днепра и Десны. Значительная часть Полесской низменности заболочена. Здесь много озер. Около трети ее занято лесами, глав­ным образом сосновыми — сообщает Советский энциклопедический словарь.

В августе 1887 года состоялось официальное открытие участка Полесской же­лезной дороги Гомель-Брянск. Она называлась Полесской, потому что начина­лась от Брест-Литовска. Конечная остановка именовалась Брянск-Полесский.

Со строительством брянского участка Полесской дороги требовалось создать и необходимые службы. В строй вступили паровозное депо, поворотный круг, ме­ханические мастерские, складские помещения, водокачка с водонапорной баш­ней, а также вагонное депо с механическими мастерскими... Паровозное депо считалось «оборотным». Здесь проводили промывку котлов, текущий ремонт. Ос­новной ремонт локомотивов делали в главных гомельских мастерских.

Со строительством железной дороги начал зарождаться возле станции Брянск Полесский поселок. «В 1896 году в этом поселке было уже застроено две улицы, — вспоминал старожил Ф.Е. Сороко. — Первое время их называли Первая и Вторая Полесские. Застраивались третья и четвертая. Названий они еще не имели. Одна из них упиралась в Мальцовский лес. Он тянулся тогда вплоть до Брянска II». Со временем Полесская и Риго-Орловская железные дороги объединились. Не раз ме­нялось и название железной дороги. Там, где была станция Брянск-Полесский и поселок Полесский, ныне находится железнодорожная платформа «Ремонтный» на Брянске I. Название же Полесской железной дороги сохранилось до сих пор в названии улицы Полесской да Полесского переулка в Фокинском районе.

Я. Соколов