Страницапокровительство

РПЦ на Брянской земле под покровительством князей Давыдовичей, Ольговичей и Ростиславовичей

Вторая четверть XII в. - 30-е гг. XIII в. - это время расцвета духовной к; туры на Брянской земле. В это время Черниговским и Северским княжес ми, в состав которых входило три четверти Брянской земли, правили пот ки двух братьев, сыновей князя Святослава Ярославича. Одной четвертые северо-западе владел смоленский князь Ростислав Мстиславович, внук I димира Мономаха, положивший начало династии смоленских князей, и потомки.

Образ Святого благоверного великого князя Киевского и Смоленского Ростислава Мстиславовича

Уставная грамота Ростислава дошла до нас в комплекте с тремя другими 1ными с ней по содержанию и следующими за ней документами. Её со-ждает прежде всего грамота епископа Мануила, подтверждающего кня-ю грамоту. Далее следует княжеская Жалованная грамота - акт, пере-ий кафедральному собору и епископу в дополнение к Уставной грамоте г. земельный участок. Эта запись имеет дату 30 сентября 1150 г. Послед-1стью комплекта является анонимная Уставная запись о размерах посту-их епископу пошлин с поселений городского типа Смоленского княже-1та грамота может быть датирована концом XII - первой половиной XIII вв. четвертой статье Уставной грамоты 1136 г. упомянуты две брянских во-Заруб и Пацынь, которые платили в казну княжества по 30 гривен, а опу - по 3 гривны. Кроме того, Пацынь должна была выплачивать и то­го дань (пошлину, которую платили купцы при продаже товаров), разме-горой не были известны: «а в гостиной дани не ведомо, а что ся сойдет, Святей Богородицы и епископу десятина».

Уставной записи о поступлении Смоленской епископии «погородия», шлин с поселений городского типа указано, что они состояли из двух ча-

урока и почестья. Урок взимался епископом уже без участия княжеской а, в дополнение к десятине от даней. Почестье - это угощение и подар-^занные с выполнением епископом или его представителем публичных >ных и административных) функций в денежной и натуральной формах. ь перечисляет 12 таких поселений, в которых, естественно, существова-1мы, в том числе Пацынь (урок в полторы гривны, а за две лисицы - 22

и Изяславль (гривна). Таким образом, в грамотах Ростислава Мстис-а упоминаются три домонгольских городских центра: Заруб (ныне с. к Рогнеденского р-на); Пацынь (одноименное село того же района) и авль (ныне - с. Всеславль Дубровского р-на) расположенных ныне на кой земле.

Городище Осовик (следы древнерусского города Заруб). Рогнединский район.

14 марта 1167 г. уже Великий князь Киевский Ростислав, сын Мстислава ого и внук Владимира Мономаха, почувствовал приближение смерти, шал своего покладника (постельничего) Ивана Фролковича и боярина а Захарьевича и сказал: «Позовите мне Семъюна-попа, пусть сотворит ву». Ему потребовался духовник - священник Семион - будущий смо-т епископ: Ростислав Мстиславич отходил в мир иной. Летописец подрассказал, как перед смертью молился великий князь, как стихал его и по вискам текли слезы «яко жемчужные зерна светлые...», н скончался по пути из Смоленска в Киев «В селе Рогнедине в Зарубе» -- замке его сестры Рогнеды Мстиславны, которая незадолго перед его ной уговаривала его остаться в Смоленске и лечиться в своем доме. Но й князь до конца оставался верен своему долгу: он отказал сестре и по-зал везти его как можно быстрее в Киев. Князь надеялся успеть приве-1рисяге своим сыновьям население столицы Руси. После его кончины в э (ныне с. Осовик Рогнеденского р-на) его тело по льду Десны и Днепра ти в Киев, но киевляне вновь увидели его уже мертвым. Похороны состо-21 марта «у Святого Федора, в отни (т. е. отцовском) монастыре». Свой 13 о князе Ростиславе летописец завершает такой характеристикой: князь ростом был средним, лицом широкий и борода круглая, широкая, жал о Церкви Святой и, когда оканчивал пение, чин святительский по-и многую милостыню священникам, вдовицам и сиротам давал».

XVI столетии Ростислав Мстиславич был причислен к лику святых, нование памяти святого благоверного князя Ростислава Мстиславича ходит 14 марта по старому и 27 марта по новому стилю, нязь Роман Ростиславич, правивший в Смоленске после своего отца, был телем кротким и богобоязненным. В делах внутреннего управления он да не применял силу, а старался действовать уговорами и убеждения-гдучи человеком образованным, князь заботился о просвещении своих иных. В особенности высокие требования предъявлял он к грамотности нников: «Вельми учен всяких наук и к ученью своих братьев, бояр и мно-эдей понужда, устрояя на то училища и учителей греческих и латинских казной и не хотел иметь священников неученых» - отмечал летописец, [ые средства тратил князь Роман на строительство и украшение храмов ix. Остававшиеся сбережения он тратил на милостыню и другие бого-ые дела, и когда он скончался (1180 г.), оказалось, что его не на что хо-ъ. Как гласит предание, благодарные жители Смоленска и окрестных во-й собрали деньги на достойное погребение любимого князя.

Преемником князя Романа на смоленском престоле стал его брат Да-Ростиславович (1180-1197 гг.). В отличие от своего предшественника он правителем жестким и скорым на расправу. Князь решительно боролся ешними и внутренними врагами. В 1191 г. Давид перенес из Вышгорода юленский монастырь «Ветхие гробницы Святых князей Бориса и Глеба», отмечает летопись, князь Давид стремился устроить на Смядыни «второй 1город», который стал известен во всем Православном мире. Князь Давид 'иславович скончался 23 апреля 1197 г. в день великомученика Георгия в >асте 57 лет. Умирал он как истинный благочестивый христианин. Перед этью он пожелал постричься в монахи и умереть в монастыре Бориса и ia, для украшения которого он много потрудился. Его супруга, последовав меру мужа, также приняла монашеский постриг. В последний день жизни, :твуя приближение смертного часа, князь усиленно молился в монастыр-\ храме и после молитвы отошел ко Господу. Похоронен он был здесь же в яе при огромном стечении народа.

На смоленский престол сел его племянник Мстислав Романович (1197-2), который по отношению к Церкви придерживался традиционной для :емейства линии покровительства. Сменившие его Владимир Рюрикович, ислав Давидович (умер в 1230 г.), Святослав Мстиславич продолжили дело ix предшественников, и христианство проникало в их среду все глубже и 1же.

Впрочем, не только смоленские князья Ростиславичи зарекомендовали [ как покровители и защитники Православия. Их родственники - черни-:кие Рюриковичи ещё ранее прославились на всю Русь на данном поприще.

Черниговская епархия, как принято считать, была основана в 992 году, и ервый епископ, Неофит, был поставлен митрополитом Киевским Леонти-4сточники мало сообщают о ее церковном управлении в годы формирова-Несмотря на то, что сын Крестителя Руси Мстислав Владимирович пра-Черниговом в течение 10 лет (1024-1034 гг.), главная ответственность за зпление епархии легла на плечи его племянника Святослава Ярославича 54-1076 гг.), основателя Черниговской династии князей.

Князь Черниговский Святослав Ярославич с семьей.

Миниатюра из «Изборника» (1073 г.)

Защита Святославом Церкви за пределами Черниговских земель, без мнения, отражает его внутреннюю церковную политику. Под 1071 годом ле писи описывают два случая, когда княжеские наместники вступили в прс воборство с колдунами (волхвами). В одном из них сын Святослава Глеб yi волхва в Новгороде, в другом - его воевода Ян Вышатич казнил двух волхв< Ростовский земле. Помимо искоренения язычества в своих владениях, Свят лав, без сомнения, способствовал миссионерской деятельности, особенно с ди племени вятичей. Миссионерами в основном были черниговские монах Святослав покровительствовал монашеству в Чернигове и Киеве. Е свидетельство того, что по меньшей мере две монашеские общины сущест вали в Чернигове во время княжения Святослава, и что он был патроном обе Он предоставил убежище монаху Антонию из Печерского монастыря Кие пригласив в Елецкий монастырь, который князь основал на Болдиных roj Антоний, говорят, прибыв возлюбил горы, ископал пещеру для себя почт миле от Елецкого монастыря, и вокруг его пещеры вырос новый монасты

Князь Глеб Новгородский и волхв. Картина художника СВ. Иванова

Будучи Черниговским князем, Святослав построил монастырь св. Симео-опыревом конце Киева. После того как Святослав стал киевским кня-073 году, он поддерживал дружеские связи с настоятелем Печерского ыря Феодосием. Он подарил монастырю участок земли и дал золото оительства Успенского собора, главного храма монастыря, шодя величественные храмы в своей епархии, Святослав понимал, а его народа должна быть основана на истинном учении. Для этого он большую коллекцию рукописей и лично заказал несколько компиля-ночавших учения Отцов Церкви и постановления Вселенских Соборов, ахождение его библиотеки неизвестно, но, как и его отец Ярослав Му-оторый хранил свои книги в соборе св. Софии, Святослав, наверное, ил свое собрание книг в соборе св. Спаса, сердце Черниговской епар-;сь они были доступны как служителям церкви, так и боярам, [тослав был ревностным покровителем культа святых Глеба и Бори-итал память двух мучеников еще задолго до конца 1040-х годов, ког-лся его первый сын. Святослав назвал трех своих сыновей именами именами Глеба и Бориса). Выбор Святославом имен и другие свидете позволяют предположить, что он избрал св. Глеба - князя, который i в Муроме перед ним, - покровителем своей семьи. Этим выбором име тослав дал также пример своим потомкам. Князья различных ветвей С лавичей (династии Черниговских, Новгород-Северских, Муромо-Ряза продолжали использовать имена Глеба, Давида, Романа постоянно впл монгольского нашествия. Примечательно, что в течение этих двух стс не отмечено ни одного случая, чтобы Святославич был назван Борисом

Следует отметить, что Святослав помог консолидировать положен! стианства в своих владениях и на Руси в целом, и что он повысил прести ниговской епархии и ее священников. Покровительствуя культу св. Бо Глеба, первых отечественных святых, он помог становлению Церкви.

Собор Живоначальной Троицы в Трубчевске.

/ - Раскопанная часть фундамента древнерусского храма (археологический черт

2 - Так мог выглядеть храм в древнерусское время (Пятницкая церковь в Чернип

построенная по тем же канонам). 3 - современный облик Троицкого собора.

При древних брянских церквях появились и первые учебные заведения, изучали грамоте, счету и Закону Божьему. Образованность, как большую добродетель, духовенство и князья поощряли и прославляли: «Велика ведь польза от учения книжного!».

Литература Древней Руси, несмотря на утраты, поражает нас своим бо->м и разнообразием. Большой ее пласт представлен житиями святых, рассказами о Библейских персонажах.