Погребальный обряд и религия. Брянщина.
Умерших сородичей «шнуровики» хоронили по-разному: под курганом или в простой могиле, сжигая тело покойного или же закапывая его. Возможно, обряд зависел от положения умершего в племени.
Самая большая курганная группа «шнуровиков» в Брянском крае - Белынец - раскопана киевским археологом И.И. Артеменко прямо напротив села Вщиж Жуковского района, на низком левом берегу Десны. В могильнике было обнаружено 39 захоронений - три по обряду сожжения (кремации), остальные - по обряду трупоположения (ингумации). Курганы были весьма внушительными сооружениями: они достигали в диаметре от 6 до 20 м, современная их высота - до 4,5 м. Свежие, не оплывшие ещё насыпи были, конечно, ещё выше.
На месте будущего кургана сначала разводили очистительный костер. Затем рыли могильную яму. В ней покойников хоронили в скорченной на боку позе, как у ребенка в утробе женщины, вероятно, символизировавшей возврат в утробу Матери-Земли для перерождения в новой жизни - реинкарнации. Прах (пережженные кости покойника, оставшиеся после кремации - сожжения) в случае кремации просто ссыпали в ямку или в подготовленный горшок - погребальную урну. Посуда в захоронениях свидетельствует о вере в необходимость заупокойного питья и пищи. Возможно, в сосудах были также подношения богам и стражам царства мёртвых (один из таких мифических стражей дошел до нас в сказках в виде Бабы Яги), необходимые для того, чтобы умершего беспрепятственно пропустили в потусторонний мир.
Курган бронзового века. Сверху вниз: вид в древности, вид в современности и скорченное погребение
Над ямами часто сооружали деревянные навесы, дно могил устилали золой, деревом, камышом или берестой. Перекрытие засыпали остатками горевшего вначале обряда очистительного костра. Вокруг накрытой могилы выкапывали ровик, одновременно насыпая с помощью этого грунта курган над нею. Наконец насыпанный «дом мёртвого» - курган -окружали деревянной столбовой оградкой-частоколом. Вокруг могил археологи обнаруживают остатки костров, битую посуду, кости животных, наконечники стрел - остатки поминального пира и заупокойные дары.
Обычай хоронить под курганами «шнуровики», по-видимому, переняли у скотоводов ямной культуры, жителей Приднепровских степей. При кочевом или пастушеском скотоводстве, когда долговременные поселения отсутствуют, найти в бескрайней степи при постоянных кочёвках места захоронений предков можно только по издалека видным курганным насыпям. Однако «шнуровики», в отличие «ямников», были не только скотоводами, но и земледельцами, и вели оседлый образ жизни. Наличие в их погребениях охры и золы - символов огня и жизненной силы, как и предание мертвых тел погребальному костру, говорят, что они поклонялись огню и Солнцу, что было характерной чертой индоевропейцев.
Курганные могильники «шнуровиков» известны на территории Брянска (Куракин бор), Брасовского района [хутор Александровский) и во многих других местах. Грунтовый (бескурганный) могильник со следами кремации был исследован экспедицией А.С. Смирнова у села Партизанское (Святое) на реке Навле. Остатки семи сожжений были ссыпаны на дно овальных ям. Вещи в таких захоронениях беднее, чем в курганных. Не исключено, что без кургана хоронили простолюдинов, не связанных с военной и вождеской элитой. Возможно, что курганов над головой не удостаивались и поглощенные «шнуровиками» представители местных неолитических племён.
Могильники рассказывают нам не только о погребальном обряде, структуре общества и древних верованиях. Они доносят до нас информацию о том, чем болели и сколько жили наши далекие предки. Мы теперь знаем, что средняя продолжительность жизни «среднеднепровцев» составляла всего около 30 лет.