СтраницаПогребальный

Погребальный обряд и религия. Брянщина.

Умерших сородичей «шнуровики» хорони­ли по-разному: под курганом или в простой могиле, сжигая тело покойного или же за­капывая его. Возможно, обряд зависел от положения умершего в племени.

Самая большая курганная группа «шнуровиков» в Брянском крае - Белынец - раскопана киевским археологом И.И. Артеменко прямо напротив села Вщиж Жу­ковского района, на низком левом берегу Десны. В могильнике было обнаружено 39 захоронений - три по обряду сожжения (кремации), остальные - по обряду трупоположения (ингумации). Курганы были весьма внушительными сооружениями: они достигали в диаметре от 6 до 20 м, современная их высота - до 4,5 м. Свежие, не оплывшие ещё насыпи были, конечно, ещё выше.

На месте будущего кургана сначала разводили очистительный костер. Затем рыли могиль­ную яму. В ней покойников хоронили в скорченной на боку позе, как у ребенка в утробе женщи­ны, вероятно, символизировавшей возврат в утробу Матери-Земли для перерождения в новой жизни - реинкарнации. Прах (пережженные кости покойника, оставшиеся после кремации - со­жжения) в случае кремации просто ссыпали в ямку или в подготовленный горшок - погребаль­ную урну. Посуда в захоронениях свидетельствует о вере в необходимость заупокойного питья и пищи. Возможно, в сосудах были также подношения богам и стражам царства мёртвых (один из таких мифических стражей дошел до нас в сказках в виде Бабы Яги), необходимые для того, чтобы умершего беспрепятственно пропустили в потусторонний мир.

Курган бронзового века. Сверху вниз: вид в древности, вид в современности и скорченное погребение

Над ямами часто сооружали деревян­ные навесы, дно могил устилали золой, деревом, камышом или берестой. Пере­крытие засыпали остатками горевшего вначале обряда очистительного костра. Вокруг накрытой могилы выкапывали ровик, одновременно насыпая с помощью этого грунта курган над нею. Наконец насыпанный «дом мёртвого» - курган -окружали деревянной столбовой оград­кой-частоколом. Вокруг могил археологи обнаруживают остатки костров, битую посуду, кости животных, наконечники стрел - остатки поминального пира и за­упокойные дары.

Обычай хоронить под курганами «шнуровики», по-видимому, переняли у скотоводов ямной культуры, жителей Приднепровских степей. При кочевом или пастушеском скотоводстве, когда долговременные поселения отсутствуют, найти в бескрайней степи при постоян­ных кочёвках места захоронений пред­ков можно только по издалека видным курганным насыпям. Однако «шнурови­ки», в отличие «ямников», были не толь­ко скотоводами, но и земледельцами, и вели оседлый образ жизни. Наличие в их погребениях охры и золы - символов огня и жизненной силы, как и предание мертвых тел по­гребальному костру, говорят, что они поклонялись огню и Солнцу, что было характерной чертой индоевропейцев.

Курганные могильники «шнуровиков» известны на территории Брянска (Куракин бор), Брасовского района [хутор Александровский) и во многих других местах. Грунтовый (бескур­ганный) могильник со следами кремации был исследован экспедицией А.С. Смирнова у села Партизанское (Святое) на реке Навле. Остатки семи сожжений были ссыпаны на дно оваль­ных ям. Вещи в таких захоронениях беднее, чем в курганных. Не исключено, что без кургана хоронили простолюдинов, не связанных с военной и вождеской элитой. Возможно, что курганов над головой не удостаивались и поглощенные «шнуровиками» представители местных неоли­тических племён.

Могильники рассказывают нам не только о погребальном обряде, структуре общества и древних верованиях. Они доносят до нас информацию о том, чем болели и сколько жили наши далекие предки. Мы теперь знаем, что средняя продолжительность жизни «среднеднепровцев» составляла всего около 30 лет.