СтраницаПогребальные

Погребальные памятники и обряды. Брянщина.

Погребальный обряд древнерусского населения на территории Брянской области, так же как и на всей территории Руси, делится на два вида: кремация (трупосожжение) и ингумация (трупоположение) умерших. В соответствии с сущестовавшей у восточных славян языческой погребальной обрядностью северяне, радимичи и кривичи на территории современной Брян­ской области кремировали своих умерших сородичей. Курганы с трупосожжениями являются наиболее ранними и датируются IX-X вв. Обряд сожжения умершего совершался по-разному. Он в IX в. производился в стороне от будущего места сооружения кургана, а сожженные (кальцини­рованные) кости и остатки погребального инвентаря собирали в сосуд-урну и переносили на место, где и сооружали курган (с. Полужье Выгоничского района].

Кветунъский древнерусский курганный некрополь

Этапы раскопки древнерусского кургана с мужским погребением из некрополя Елисеевичи (Брянский район)

Позднее, в X в., происходит переход к кре­мации на месте, когда над сожженными остан­ками насыпали курган, предварительно собрав часть костей в специальный керамический со­суд-урну, а остальные оставались в кострище и сгребались к его центру.

В дальнейшем бывают случаи, когда кости покойного выкладываются вдоль уже слегка заглубленной в землю и не полностью сожжен­ной «домовины» (или колоды - гроба из ствола дерева), напоминая полностью контуры чело­веческой фигуры (Кветунский некрополь).

Чуть позднее покойник клался внутрь еще не до конца сгоревшей «домовины», на­ходящейся на земле, но сгореть ему уже не да­вали - засыпали землей вместе с тлеющими остатками кострища. Затем покойника кладут на символическую подсыпку из золы или на деревянную подстилку, часто ограниченную кольцевой столбовой оградкой. Затем, уже в XI в., в слое золы стали выкапывать могильные ямы (для каждого умершего - отдельную), даже если была захоронена семья под одной курган­ной насыпью. Постепенно исчезают все следы огненного воздействия на место захоронения и наконец исчезают сами курганы как последний элемент языческого погребального обряда.

Причину перехода восточных славян, про­живавших на территории нашего района, от кремации к ингумации исследователи связыва­ют либо с влиянием христианства, либо со сме­ной у них большой патриархальной семьи ма­лой, которая должна была сама хоронить своих умерших. А совершать очень дорогостоящий обряд кремации малые семьи были не в состоя­нии, особенно зимой.

Вещи из серверянского женского погребения (спиральные височные кольца, бубенчики, привески, пуговицы). Кветунь. Трубчевскиймузей.

Привески-турицы и бусы (стеклянные, постовые золото- и серебростеклянные, сердоликовые, хрустальные) из женских погребений радимичей. Брянский краеведческий музей

На обширных просторах бассейнов рек Десны и Ипути с их многочисленными прито­ками в границах Брянской области разброса­ны сотни курганов, оставленных, как правило, сельским населением XI-XII вв. Изучение этих сельских кладбищ, выявившее единообразие погребального обряда и сходство погребально­го инвентаря (вещей), сопровождавшего умер­ших в их «загробный мир», позволило ученым обрисовать границы восточнославянских со­юзов племен, проживавших в нашем регионе. Курганные кладбища расположены на возвы­шениях, чаще на берегах рек, и обычно невели­ки. В курганной группе насчитывается до 30-50 насыпей, а чаще - до 20, что соответствует и небольшим размерам селищ. В местах наиболь-шеи концентрации населения встречаются могильники от 50 до 100, а иногда и более насыпей, а некрополь у с. Кветунь Трубчевского района по данным 1861 г. (их опубликовал известный ученый-этнограф П.Н. Якуш-кин) насчитывал более 3000 насыпей (ныне большин­ство распаханы).

По внешнему виду круглые курганы с трупоположе-ниями ничем не отличаются от курганов с кремацией и часто находятся в одной с ними группе. Они имеют полу­сферическую форму, высоту от 0,3 до 1,5-2 м, диаметры - от 5 до 12-16 м. Вокруг основания насыпи встречаются ровики. Обычно ранние курганы имеют более высокую насыпь, позднее, когда погребения совершаются в мо­гильных ямах, - курганы становятся менее высокими.

В XI-ХП вв. в курганах известны два вида погребаль­ного обряда: погребения на горизонте (на поверхности земли с насыпанием сверху кургана) и погребения в групповых ямах. Ямные погребения более поздние и относятся к XII веку. Женские погребения на горизонте обычно снабжались богатым набором украшений, муж­ские безынвентарны или содержат мало вещей. Частой принадлежностью как женских, так и мужских погребе­ний является глиняный горшок, который ставился в го­ловах или у ног. Иногда в курганах находят остатки по­луистлевших досок гроба или чаще - дубовой колоды и гвозди, которыми прибивались крышки гробов. Вместо гроба использовалась и береста, в которую обертывали покойника. Гробы и колоды изготавливали только из

дуба, березы и сосны, которые считались священными деревьями и, согласно языческим пред­ставлениям, предохраняли от нечистой силы и очищали душу умершего.

Погребальный инвентарь рядовых погребений небогат. В мужских погребениях встреча­ются нож, кресало и кремень для получения огня, оселок для заточки ножа, а также принад­лежности поясного набора: пряжка, поясные кольца, бляшки и т.п. Иногда находят топоры, долота, серпы, косы. Такие погребения крайне редки. Зна­чительная часть мужских погребе­ний совершенно лишена инвентаря.

Семилучевые височные кольца.  Брянский краеведческий музей.

В погребениях встречают и кости животных - следы языческого жертвоприношения в на­сыпях или рядом с погребенным. Они могли оставаться и от той пищи, которая приносилась умершему в могилу. Чаще всего находят кости лошадей, коров, свиней, овец и кур.

В Кветунском некрополе раскопано 242 кургана. По обряду погребения делятся на три основных типа: кремация (6%), ингумация на горизонте (42,8%] и ингумация в ямах (51,2%). Большие курганы с трупосожжениями относятся к X в. Под их насыпями - выровненные пло­щадки, на них - остатки кострищ. Иногда следы кострищ отсутствуют, так как сожжения про­изводились на стороне. Пережженные кости обычно складывали в погребальную урну. Погре­бальные площадки часто окружали кольцами из золы и земли и кольцеобразными ровиками, что связано с языческим культом солнца. Мужские погребения в 44,4% случаев содержали ножи и поясные пряжки. Женские захоронения, совершенные по второму типу обряда, составили 23,3% от общего числа погребений и содержали браслетообразные височные кольца (64,2%), ножи (19%), перстни (7,2%), привески (19,1%), ожерелья из сердолика, бисера, бубенчиков и золотостеклянных бус (35,7%). Захоронения по третьему обряду составляют свыше половины от всех и делятся поровну между мужскими и женскими. Среди последних 55,5% с богатыми ожерельями, 11% - с привесками. В мужских погребениях 8,8% с оружием и 11,8% с орудиями ремесленного производства. Детские захоронения составляют 7% второго и 2% третьего типа, причем захоронения вместе с взрослыми прослежены только при трех мужских захоронениях. Погребения второго и третьего типа подразделяются на две группы: X - первая половина XI в. и вторая половина XI - начало XII вв. Две трети курганов Кветуньского некрополя относится к северянам, а треть - разноэтничные: радимичские, вятичские и дреговичские. В захоронениях знатных и богатых жителей Кветунского комплекса найдены поясные наборы, оружие, ожере­лья из множества бус, привесок и бубенчиков. Серебряные браслеты и кольца, семилучевые и спиралевидные височные кольца, шейные гривны также служили отличительной чертой пле­менной элиты. В захоронениях богатых женщин обнаружены обрывки шерстяных или шелко­вых тканей, в бедных - только льняные.

Реконструкция типичного камерного погребения богатого дружинника-руса.

Кроме погребений в рядовых сельских и городских курганных могильниках в нашем регио­не обнаружены погребения, резко отличные от основной массы, - например у с. Левенка Старо-дубского района. В первом из них в 1874 г. Д.Я. Самоквасов раскопал 6 курганов конца X - начала XI веков с захоронениями по обряду кремации и ингумации на горизонте и в ямах. Наибольший интерес вызвали два кургана с камерными захоронениями княжеских дружинников. Первый из них был высотой 2 м 16 см и 50 м в окружности. На глубине 1 м 44 см от поверхности земли была обнаружена камера 2,88 х 1,08 м, сложенная из дубовых брусьев, а в ней - скелет, завернутый в бересту. Кроме гвоздей в камере были найдены: железный боевой топор с отпечатками ткани на поверхности, железный нож, бронзовые пряжки, кусочек ткани, железное огниво-кресало с кремнем, четыре железных обруча и дужка (ручка) от сгнившего деревянного ведра, а также проволочное серебряное височное кольцо. Во втором кургане в такой же камере скелет был помещен головой на запад. В камере нашли остатки семи сортов шерстяных тканей - остатки одеяния, застегнутого сверху серебряной пряжкой и опоясанного шерстяным поясом; остатки меховой шапки; железный топор-молот с отпечатками ткани на его лезвии и остатками топорища в от­верстии; железный нож с костяной рукояткой, украшенной золотой пластиной; серебряное кольцо; ку­ски деревянного предмета, укра­шенного резьбой и «имевшего форму птицы с длинной шеей и ор­линым клювом»; шнурок, сплетен­ный из человеческих волос длиной 2,16 м; гвозди, сгнившие дубовые брусья и бересту; железные обручи, скрепки и дужку от ведра. Выше по­гребальной камеры - в насыпи кур­гана обнаружен железный наконеч­ник дротика (метательного копья). В этих курганах были похоронены воины-дружинники скандинавско­го происхождения.

Дружинные камерные захоро­нения в Кветуни немногочисленны. Это курганы № 6, №142 и №177. Предметы вооружения и воинского снаряжения зафиксированы в 6 погребениях. Это наступательное оружие: боевые топоры, боевые ножи, наконечники стрел, бронзовая подковообразная фибула (застежка от плаща) и костяные пластины - детали колчана для лука. В период с последней четверти XIX в. до начала XXI в. на территории Брянской области были исследованы два десятка погребений в камерах, 5 из них - женские, остальные - мужские. В камере кургана № 6 Кветунского не­крополя мужчина был захоронен с женщиной и молодой девушкой, рядом с черепом которой обнаружены 12 бусинных височных колец. Из 12 мужских камерных захоронений 5 наверняка принадлежали дружинникам (когда их инвентарь позволяет определить социальное положе­ние погребенного). Например, в 1984 г. под руководством Г.П. Полякова был раскопан курган у д. Антоновки Брянского района, в котором под насыпью было обнаружено мужское захороне­ние в деревянной камере размерами 2,3 х 0,9 м.

Итак, погребальный обряд и инвентарь курганов Брянского региона представляет собой важный источник для изучения многих сторон жизни его населения в Х-ХП веках.