Погребальные памятники и обряды. Брянщина.
Погребальный обряд древнерусского населения на территории Брянской области, так же как и на всей территории Руси, делится на два вида: кремация (трупосожжение) и ингумация (трупоположение) умерших. В соответствии с сущестовавшей у восточных славян языческой погребальной обрядностью северяне, радимичи и кривичи на территории современной Брянской области кремировали своих умерших сородичей. Курганы с трупосожжениями являются наиболее ранними и датируются IX-X вв. Обряд сожжения умершего совершался по-разному. Он в IX в. производился в стороне от будущего места сооружения кургана, а сожженные (кальцинированные) кости и остатки погребального инвентаря собирали в сосуд-урну и переносили на место, где и сооружали курган (с. Полужье Выгоничского района].
Кветунъский древнерусский курганный некрополь
Этапы раскопки древнерусского кургана с мужским погребением из некрополя Елисеевичи (Брянский район)
Позднее, в X в., происходит переход к кремации на месте, когда над сожженными останками насыпали курган, предварительно собрав часть костей в специальный керамический сосуд-урну, а остальные оставались в кострище и сгребались к его центру.
В дальнейшем бывают случаи, когда кости покойного выкладываются вдоль уже слегка заглубленной в землю и не полностью сожженной «домовины» (или колоды - гроба из ствола дерева), напоминая полностью контуры человеческой фигуры (Кветунский некрополь).
Чуть позднее покойник клался внутрь еще не до конца сгоревшей «домовины», находящейся на земле, но сгореть ему уже не давали - засыпали землей вместе с тлеющими остатками кострища. Затем покойника кладут на символическую подсыпку из золы или на деревянную подстилку, часто ограниченную кольцевой столбовой оградкой. Затем, уже в XI в., в слое золы стали выкапывать могильные ямы (для каждого умершего - отдельную), даже если была захоронена семья под одной курганной насыпью. Постепенно исчезают все следы огненного воздействия на место захоронения и наконец исчезают сами курганы как последний элемент языческого погребального обряда.
Причину перехода восточных славян, проживавших на территории нашего района, от кремации к ингумации исследователи связывают либо с влиянием христианства, либо со сменой у них большой патриархальной семьи малой, которая должна была сама хоронить своих умерших. А совершать очень дорогостоящий обряд кремации малые семьи были не в состоянии, особенно зимой.
Вещи из серверянского женского погребения (спиральные височные кольца, бубенчики, привески, пуговицы). Кветунь. Трубчевскиймузей.
Привески-турицы и бусы (стеклянные, постовые золото- и серебростеклянные, сердоликовые, хрустальные) из женских погребений радимичей. Брянский краеведческий музей
На обширных просторах бассейнов рек Десны и Ипути с их многочисленными притоками в границах Брянской области разбросаны сотни курганов, оставленных, как правило, сельским населением XI-XII вв. Изучение этих сельских кладбищ, выявившее единообразие погребального обряда и сходство погребального инвентаря (вещей), сопровождавшего умерших в их «загробный мир», позволило ученым обрисовать границы восточнославянских союзов племен, проживавших в нашем регионе. Курганные кладбища расположены на возвышениях, чаще на берегах рек, и обычно невелики. В курганной группе насчитывается до 30-50 насыпей, а чаще - до 20, что соответствует и небольшим размерам селищ. В местах наиболь-шеи концентрации населения встречаются могильники от 50 до 100, а иногда и более насыпей, а некрополь у с. Кветунь Трубчевского района по данным 1861 г. (их опубликовал известный ученый-этнограф П.Н. Якуш-кин) насчитывал более 3000 насыпей (ныне большинство распаханы).
По внешнему виду круглые курганы с трупоположе-ниями ничем не отличаются от курганов с кремацией и часто находятся в одной с ними группе. Они имеют полусферическую форму, высоту от 0,3 до 1,5-2 м, диаметры - от 5 до 12-16 м. Вокруг основания насыпи встречаются ровики. Обычно ранние курганы имеют более высокую насыпь, позднее, когда погребения совершаются в могильных ямах, - курганы становятся менее высокими.
В XI-ХП вв. в курганах известны два вида погребального обряда: погребения на горизонте (на поверхности земли с насыпанием сверху кургана) и погребения в групповых ямах. Ямные погребения более поздние и относятся к XII веку. Женские погребения на горизонте обычно снабжались богатым набором украшений, мужские безынвентарны или содержат мало вещей. Частой принадлежностью как женских, так и мужских погребений является глиняный горшок, который ставился в головах или у ног. Иногда в курганах находят остатки полуистлевших досок гроба или чаще - дубовой колоды и гвозди, которыми прибивались крышки гробов. Вместо гроба использовалась и береста, в которую обертывали покойника. Гробы и колоды изготавливали только из
дуба, березы и сосны, которые считались священными деревьями и, согласно языческим представлениям, предохраняли от нечистой силы и очищали душу умершего.
Погребальный инвентарь рядовых погребений небогат. В мужских погребениях встречаются нож, кресало и кремень для получения огня, оселок для заточки ножа, а также принадлежности поясного набора: пряжка, поясные кольца, бляшки и т.п. Иногда находят топоры, долота, серпы, косы. Такие погребения крайне редки. Значительная часть мужских погребений совершенно лишена инвентаря.
Семилучевые височные кольца. Брянский краеведческий музей.
В погребениях встречают и кости животных - следы языческого жертвоприношения в насыпях или рядом с погребенным. Они могли оставаться и от той пищи, которая приносилась умершему в могилу. Чаще всего находят кости лошадей, коров, свиней, овец и кур.
В Кветунском некрополе раскопано 242 кургана. По обряду погребения делятся на три основных типа: кремация (6%), ингумация на горизонте (42,8%] и ингумация в ямах (51,2%). Большие курганы с трупосожжениями относятся к X в. Под их насыпями - выровненные площадки, на них - остатки кострищ. Иногда следы кострищ отсутствуют, так как сожжения производились на стороне. Пережженные кости обычно складывали в погребальную урну. Погребальные площадки часто окружали кольцами из золы и земли и кольцеобразными ровиками, что связано с языческим культом солнца. Мужские погребения в 44,4% случаев содержали ножи и поясные пряжки. Женские захоронения, совершенные по второму типу обряда, составили 23,3% от общего числа погребений и содержали браслетообразные височные кольца (64,2%), ножи (19%), перстни (7,2%), привески (19,1%), ожерелья из сердолика, бисера, бубенчиков и золотостеклянных бус (35,7%). Захоронения по третьему обряду составляют свыше половины от всех и делятся поровну между мужскими и женскими. Среди последних 55,5% с богатыми ожерельями, 11% - с привесками. В мужских погребениях 8,8% с оружием и 11,8% с орудиями ремесленного производства. Детские захоронения составляют 7% второго и 2% третьего типа, причем захоронения вместе с взрослыми прослежены только при трех мужских захоронениях. Погребения второго и третьего типа подразделяются на две группы: X - первая половина XI в. и вторая половина XI - начало XII вв. Две трети курганов Кветуньского некрополя относится к северянам, а треть - разноэтничные: радимичские, вятичские и дреговичские. В захоронениях знатных и богатых жителей Кветунского комплекса найдены поясные наборы, оружие, ожерелья из множества бус, привесок и бубенчиков. Серебряные браслеты и кольца, семилучевые и спиралевидные височные кольца, шейные гривны также служили отличительной чертой племенной элиты. В захоронениях богатых женщин обнаружены обрывки шерстяных или шелковых тканей, в бедных - только льняные.
Реконструкция типичного камерного погребения богатого дружинника-руса.
Кроме погребений в рядовых сельских и городских курганных могильниках в нашем регионе обнаружены погребения, резко отличные от основной массы, - например у с. Левенка Старо-дубского района. В первом из них в 1874 г. Д.Я. Самоквасов раскопал 6 курганов конца X - начала XI веков с захоронениями по обряду кремации и ингумации на горизонте и в ямах. Наибольший интерес вызвали два кургана с камерными захоронениями княжеских дружинников. Первый из них был высотой 2 м 16 см и 50 м в окружности. На глубине 1 м 44 см от поверхности земли была обнаружена камера 2,88 х 1,08 м, сложенная из дубовых брусьев, а в ней - скелет, завернутый в бересту. Кроме гвоздей в камере были найдены: железный боевой топор с отпечатками ткани на поверхности, железный нож, бронзовые пряжки, кусочек ткани, железное огниво-кресало с кремнем, четыре железных обруча и дужка (ручка) от сгнившего деревянного ведра, а также проволочное серебряное височное кольцо. Во втором кургане в такой же камере скелет был помещен головой на запад. В камере нашли остатки семи сортов шерстяных тканей - остатки одеяния, застегнутого сверху серебряной пряжкой и опоясанного шерстяным поясом; остатки меховой шапки; железный топор-молот с отпечатками ткани на его лезвии и остатками топорища в отверстии; железный нож с костяной рукояткой, украшенной золотой пластиной; серебряное кольцо; куски деревянного предмета, украшенного резьбой и «имевшего форму птицы с длинной шеей и орлиным клювом»; шнурок, сплетенный из человеческих волос длиной 2,16 м; гвозди, сгнившие дубовые брусья и бересту; железные обручи, скрепки и дужку от ведра. Выше погребальной камеры - в насыпи кургана обнаружен железный наконечник дротика (метательного копья). В этих курганах были похоронены воины-дружинники скандинавского происхождения.
Дружинные камерные захоронения в Кветуни немногочисленны. Это курганы № 6, №142 и №177. Предметы вооружения и воинского снаряжения зафиксированы в 6 погребениях. Это наступательное оружие: боевые топоры, боевые ножи, наконечники стрел, бронзовая подковообразная фибула (застежка от плаща) и костяные пластины - детали колчана для лука. В период с последней четверти XIX в. до начала XXI в. на территории Брянской области были исследованы два десятка погребений в камерах, 5 из них - женские, остальные - мужские. В камере кургана № 6 Кветунского некрополя мужчина был захоронен с женщиной и молодой девушкой, рядом с черепом которой обнаружены 12 бусинных височных колец. Из 12 мужских камерных захоронений 5 наверняка принадлежали дружинникам (когда их инвентарь позволяет определить социальное положение погребенного). Например, в 1984 г. под руководством Г.П. Полякова был раскопан курган у д. Антоновки Брянского района, в котором под насыпью было обнаружено мужское захоронение в деревянной камере размерами 2,3 х 0,9 м.
Итак, погребальный обряд и инвентарь курганов Брянского региона представляет собой важный источник для изучения многих сторон жизни его населения в Х-ХП веках.