СтраницаПогар

Погар Брянщина

ПОГАР, ЕГО ПРОШЛОЕ И ПАМЯТНИКИ. От Гринева до Погара — рукой подать. Дорога сносная, но порой встречаются участки без твердого покрытия, пески.

Существует мнение, что Погар — это древний славян­ский Радогощь на реке Судости, впервые он упоминает­ся в летописи 1165 года («устрете Святослав Ольгович Гюрия у Синина моста у Радогоща»). Как и многие дру­гие упомянутые нами места Брянщины, Радогощь — Погар был дотатарским поселением. Из этого следует, что уже в древние времена эти, по нашим понятиям, дикие и>>непроходимые места были густо заселеньк Поче­му наши далекие предки жили и вели тяжелую борьбу за свое существование в брянских дебрях, в то время как огромные пространства на юге не заселялись, а по природным условиям жизнь там могла бы быть значи­тельно легче? Почему благодатные южные земли из­древле заселялись греческими колонистами и генуэзца­ми, прибывшими из-за моря, а древние славяне, основав там кратковременное Тмутараканское княжество, все же не прижились там? Трудно понять все это, в истории много странного и непонятного!..

Как утверждают историки, древний Радогощь стал называться Погаром по той причине, что он часто го­рел; жгли его литовцы, поляки, татары, горел он неред­ко и сам по себе, ибо был выстроен из дерева. Утвер­ждают также, что князь Пожарский взял это имя пото­му, что ему достался городок Погар, так часто опусто­шавшийся пожарами.

Как и почти вое без исключения населенные места этого края, Погар столетиями служил городом-кре­постью, он был окружен крепостными валами и стенами с боевыми башнями на них. ^Сохранилась подробная опись крепости за 1733 год, из которой явствует, что в ту пору она уже сильно обветшала и от нее «брали сколько дерева осталось и оным огорожено ратушу Погарскую....

Согласно этой описи.'-д крепости было четверо въезд­ных ворот — Стародубские, Московские, Меские и За-ровские, а также восемь боевых башен.

Погар был торговым и ремесленным городом, С 1666 го­да он пользовался Магдебургским правом и управлял­ся магистратом, в ведении которого находились ремес­ленные цехи — портных, кожевников, кузнецов, ткачей и других. Эти цехи имели собственные общественные дома и составляли церковные братства. При церкви св.   Афанасия   была   школа  и   «шпиталь»,   то  есть   дом для престарелых. Такие церковные школы и «шпитали» были при многих церквах Украины той поры.

От былых укреплений Погара кое-где остались следы рвов и валов. Древних строений не сохранилось, кроме двух церквей: св. Анны и Троицкой. Первая из них датируется XVH, а вторая — XVIII столетием.

Церкви стоят очень близко  одна от другой, и это странно. С какой целью так сделано? Вопрос этот прояс­няется, когда мы узнаем, что церковь Анны — это быв­ший костел, построенный при польском владычестве в начале XVII века. Для использования в качестве пра­вославной церкви здание костела перестроили, но не­обычные для православного храма формы заметны и сей­час. План церкви компактный, бесстолпный; алтарная часть не выражена, обычного вида церковных куполов нет. Окна расположены высоко и имеют непривычный для церкви вид, В церкви сохранилась старинная культо­вая утварь, иконы, по-видимому, католического письма.

...Подобного рода пример — православный храм, пере­строенный из костела,— мы еще встретим в Трубчевске. Зигзаги истории оставили свои меты и в архитектуре. Погарский костел с изгнанием польских панов не стали разбирать, но для утверждения православия ря­дом построили Троицкий православный храм. Он при­надлежит к довольно распространенному типу одноку-польных бесстолпных церквей четырехлепесткового пла­на. /Это была архитектура переходного периода, когда вычурное барокко постепенно уступало место спокойным формам классицизма. Такие уравновешенные центриче­ские композиции особенно пришлись по душе украин­ским строителям, которые всегда любили в зданиях симметрию и порядок>Характерно, что во имя этой сим­метрии/довольно-част? обходились без строительства колокольни, <ибо ее вертикаль неизбежно нарушала бы столь полюбившееся украинской душе равновесие архи­тектурных форм.>В таких случаях рядом ставили самые примитивные деревянные звонницы — пару столбов с пе­рекладиной для подвешивания колоколов. Псковичи и новгородцы в свое время изобрели типы звонниц куда более высокого класса!

Каждый стиль в архитектуре по-своему хорош, риско­ванно говорить о предпочтении одного стиля другому. Были великие мастера барокко, были столь же великие зодчие классицизма. Но подобная скромная, непритя­зательная архитектура, воспринимаемая с больших свободных пространств, в сельской тиши, в окру­жении вековых деревьев, кажется нам поистине прекрас­ной.

Если от Погара проехать всего несколько километров на юг, то в селе Суворово можно осмотреть храм, выпол­ненный в формах классицизма, по уже известному нам компактному крестовому плану.

*******************

На территории Погарского муниципального района расположены следующие музеи: МБУК Музей Погарского района «Радогощ» (историко-краеведческий ), филиал Брянского областного историко-краеведческого музея – Юдиновский историко-краеведческий музей, музей «Палеолит» и картинная галерея, 20 школьных музеев и уголков истории. Исследовательской работой занимаются краеведы: С.Н. Бирюков – мл. научный сотрудник МУК Музея «Радогощ», Л.И. Гришин –  зав. филиалом Юдиновского историко-краеведческого музея, Н.Я. Шкурманов – корреспондент районной газеты «Вперед», В.Г.Пискун – пенсионер (бывший фотокорреспондент районной газеты «Вперед»), З.М. Миронова – библиотекарь Городищенского поселения.

На базе МБУК Музея «Радогощ» планируется создать поисковый отряд совместно с казаками Погарской станицы.

В Погарском муниципальном районе находятся около 90 памятников археологии (курганы, могильники, городища , селища). п.г.т Погар расположен на правом возвышенном берегу реки Судость. В его пределах, на мысу, поднимающемуся над рекой на высоту 14-15м, рядом с 4-м и 5-м переулками ул. Пролетарской находится городище «урочище Замок», относящееся к раннему железному веку. По сведению археологов оно было укреплено рвом и валом и считается центром основания города. Многие историки и краеведы соотносят Погар с древним городом «Радогощ» (Радощ), впервые упоминаемым в Ипатьевской летописи под 1155г. В период Литовского (1356-1500гг.) и Московского (1500-1618гг.) правления город неоднократно разорялся и сгорал дотла. По Деулинскому перемирию 1618г. эти земли отошли к Польше и польским князем Пясочинским был построен новый город Погар. В первой половине 17 века польские короли даруют Погару вольности по Магдебургскому праву, которое было подтверждено в 1666 году русским царем Алексеем Михайловичем жалованной грамотой. Город был известным торговым и ремесленным центром на Левобережной Украине. Долгое время был сотенным городом Стародубского полка и имел деревянную крепость.

В настоящее время в Погаре имеется храмовый комплекс, состоящий из двух церквей: летней Троицкой (1783г) и зимней – зачатия Анны (середина 19 века).

В 1913-15гг. была построена «Сигарная фабрика А.Г. Рутенберга», корпуса которой сохранились до сегодняшнего дня. На улице Октябрьской находится старинный каменный амбар конца 19 века  –  пенькотрепальня А.Ф. Водня. В 1906 году было построено каменное здание больницы (ныне пенсионный фонд). Здание музея «Радогощ» также постройки конца 19 века , в котором располагалась городская управа и полицейский стан. В центре Погара сохранились ряд каменных старинных лавок, здание синагоги и 1-й школы, построенных в конце 19 начале 20 века.

Из природного ландшафта можно выделить прекрасный берег реки Судости, излюбленное место отдыха погарцев – «три сосны», урочище с криницами возле озера «Ямина».

В районе имеется ряд исторических памятников. Наиболее интересным является усадьба графа и сенатора, одного из видных общественных деятелей кон. 18-нач.19в. И.А. Безбородко в с. Гринево. В 1802 году здесь была построена каменная Троицкая церковь. Дворец и церковь расположены на территории парка. Этот комплекс является интереснейшим памятником русской усадебной архитектуры в стиле зрелого классицизма, одним из самых крупных комплексов подобного типа в Брянской области. До наших дней сохранились каменные храмы в с. Дареевск ( Дмитрия Солунского 1 треть 19 в.) и с. Суворово (Рождества Богородицы 1 треть 19 в., ныне отреставрирован), деревянные храмы – в с. Балыкино (Николая Чудотворца ная. 19в.). В храме хранится чудотворная икона  –  Балыкинская Богоматерь (17 в.), в с. Бобрик  –  церковь Михаила Архангела (середина 18 в,), с. Заречное – Параскевы Пятницы (2-я половина 18 в.), с. Курово – церковь Николая Чудотворца (сер. 18 в.), церковь Покрова в с. Лобки (сер.19 в.), церковь Рождества Богородицы (Николая Чудотворца) в с. Посудичи (1-я чет. 19 в.), церковь Николая Чудотворца в с. Синин (Синин упомянут в летописи в 1155г.) и церковь Рождества Богородицы в с. Стечна (сер. 19 в.)

На территории Погарского района расположены памятники на братских могилах погибших воинов в годы ВОВ, комплексы на местах массовых расстрелов мирных жителей и партизан (в Погаре в районе бывшего пенькозавода и второй возле Спасо-Преображенского кладбища, в д. Карбовка на месте расстрела мирных жителей сентябре 1942г. На Погарском Всесвятском кладбище захоронен ком. партизанской бригады им. Чапаева В.И. Кошелев и многие участники партизанской бригады. Среди природных достопримичательностей Погарского района можно выделить реки Судость, Вабля, Вара, Бойня и другие. Заповедным и красивым считается с. Марковск, где расположены меловые горы, а также урочища с криницами в Гудовке, Андрейковичах, Чемерисовке, Меловом.

Погарская земля является родиной 5 Героев Советского Союза С.В.Жорова, А.Ф.Халецкого, Ф.Ф. Зеленского, М.А. Лаина, Д.А. Ананченко (посмертно). Такое же звание было присвоено калмыку М.А.Сельгикову, сражавшемуся в составе Погарской партизанской бригады им. Чапаева. Полным кавалером орденов Славы стал П.М. Козин.

Нашими земляками являются: врач с мировым именем П.Ф.Боровский, импресарио- Сол Юрок, более 20 докторов наук, 15 генералов.

Погарцы чтут традиции и обычаи. Возрождены праздники Спаса, Покрова, Ивана Купала, Троицы и др. В районе три фольклорных хора в с. Стечна , Суворово и Вадьковка. 4 коллектива имеют звание «народный».