СтраницаПогар

Погар Брянщина

ПОГАР, ЕГО ПРОШЛОЕ И ПАМЯТНИКИ. От Гринева до Погара — рукой подать. Дорога сносная, но порой встречаются участки без твердого покрытия, пески.

Существует мнение, что Погар — это древний славян­ский Радогощь на реке Судости, впервые он упоминает­ся в летописи 1165 года («устрете Святослав Ольгович Гюрия у Синина моста у Радогоща»). Как и многие дру­гие упомянутые нами места Брянщины, Радогощь — Погар был дотатарским поселением. Из этого следует, что уже в древние времена эти, по нашим понятиям, дикие и>>непроходимые места были густо заселеньк Поче­му наши далекие предки жили и вели тяжелую борьбу за свое существование в брянских дебрях, в то время как огромные пространства на юге не заселялись, а по природным условиям жизнь там могла бы быть значи­тельно легче? Почему благодатные южные земли из­древле заселялись греческими колонистами и генуэзца­ми, прибывшими из-за моря, а древние славяне, основав там кратковременное Тмутараканское княжество, все же не прижились там? Трудно понять все это, в истории много странного и непонятного!..

Как утверждают историки, древний Радогощь стал называться Погаром по той причине, что он часто го­рел; жгли его литовцы, поляки, татары, горел он неред­ко и сам по себе, ибо был выстроен из дерева. Утвер­ждают также, что князь Пожарский взял это имя пото­му, что ему достался городок Погар, так часто опусто­шавшийся пожарами.

Как и почти вое без исключения населенные места этого края, Погар столетиями служил городом-кре­постью, он был окружен крепостными валами и стенами с боевыми башнями на них. ^Сохранилась подробная опись крепости за 1733 год, из которой явствует, что в ту пору она уже сильно обветшала и от нее «брали сколько дерева осталось и оным огорожено ратушу Погарскую....

Согласно этой описи.'-д крепости было четверо въезд­ных ворот — Стародубские, Московские, Меские и За-ровские, а также восемь боевых башен.

Погар был торговым и ремесленным городом, С 1666 го­да он пользовался Магдебургским правом и управлял­ся магистратом, в ведении которого находились ремес­ленные цехи — портных, кожевников, кузнецов, ткачей и других. Эти цехи имели собственные общественные дома и составляли церковные братства. При церкви св.   Афанасия   была   школа  и   «шпиталь»,   то  есть   дом для престарелых. Такие церковные школы и «шпитали» были при многих церквах Украины той поры.

От былых укреплений Погара кое-где остались следы рвов и валов. Древних строений не сохранилось, кроме двух церквей: св. Анны и Троицкой. Первая из них датируется XVH, а вторая — XVIII столетием.

Церкви стоят очень близко  одна от другой, и это странно. С какой целью так сделано? Вопрос этот прояс­няется, когда мы узнаем, что церковь Анны — это быв­ший костел, построенный при польском владычестве в начале XVII века. Для использования в качестве пра­вославной церкви здание костела перестроили, но не­обычные для православного храма формы заметны и сей­час. План церкви компактный, бесстолпный; алтарная часть не выражена, обычного вида церковных куполов нет. Окна расположены высоко и имеют непривычный для церкви вид, В церкви сохранилась старинная культо­вая утварь, иконы, по-видимому, католического письма.

...Подобного рода пример — православный храм, пере­строенный из костела,— мы еще встретим в Трубчевске. Зигзаги истории оставили свои меты и в архитектуре. Погарский костел с изгнанием польских панов не стали разбирать, но для утверждения православия ря­дом построили Троицкий православный храм. Он при­надлежит к довольно распространенному типу одноку-польных бесстолпных церквей четырехлепесткового пла­на. /Это была архитектура переходного периода, когда вычурное барокко постепенно уступало место спокойным формам классицизма. Такие уравновешенные центриче­ские композиции особенно пришлись по душе украин­ским строителям, которые всегда любили в зданиях симметрию и порядок>Характерно, что во имя этой сим­метрии/довольно-част? обходились без строительства колокольни, <ибо ее вертикаль неизбежно нарушала бы столь полюбившееся украинской душе равновесие архи­тектурных форм.>В таких случаях рядом ставили самые примитивные деревянные звонницы — пару столбов с пе­рекладиной для подвешивания колоколов. Псковичи и новгородцы в свое время изобрели типы звонниц куда более высокого класса!

Каждый стиль в архитектуре по-своему хорош, риско­ванно говорить о предпочтении одного стиля другому. Были великие мастера барокко, были столь же великие зодчие классицизма. Но подобная скромная, непритя­зательная архитектура, воспринимаемая с больших свободных пространств, в сельской тиши, в окру­жении вековых деревьев, кажется нам поистине прекрас­ной.

Если от Погара проехать всего несколько километров на юг, то в селе Суворово можно осмотреть храм, выпол­ненный в формах классицизма, по уже известному нам компактному крестовому плану.