Погар Брянщина
ПОГАР, ЕГО ПРОШЛОЕ И ПАМЯТНИКИ. От Гринева до Погара — рукой подать. Дорога сносная, но порой встречаются участки без твердого покрытия, пески.
Существует мнение, что Погар — это древний славянский Радогощь на реке Судости, впервые он упоминается в летописи 1165 года («устрете Святослав Ольгович Гюрия у Синина моста у Радогоща»). Как и многие другие упомянутые нами места Брянщины, Радогощь — Погар был дотатарским поселением. Из этого следует, что уже в древние времена эти, по нашим понятиям, дикие и>>непроходимые места были густо заселеньк Почему наши далекие предки жили и вели тяжелую борьбу за свое существование в брянских дебрях, в то время как огромные пространства на юге не заселялись, а по природным условиям жизнь там могла бы быть значительно легче? Почему благодатные южные земли издревле заселялись греческими колонистами и генуэзцами, прибывшими из-за моря, а древние славяне, основав там кратковременное Тмутараканское княжество, все же не прижились там? Трудно понять все это, в истории много странного и непонятного!..
Как утверждают историки, древний Радогощь стал называться Погаром по той причине, что он часто горел; жгли его литовцы, поляки, татары, горел он нередко и сам по себе, ибо был выстроен из дерева. Утверждают также, что князь Пожарский взял это имя потому, что ему достался городок Погар, так часто опустошавшийся пожарами.
Как и почти вое без исключения населенные места этого края, Погар столетиями служил городом-крепостью, он был окружен крепостными валами и стенами с боевыми башнями на них. ^Сохранилась подробная опись крепости за 1733 год, из которой явствует, что в ту пору она уже сильно обветшала и от нее «брали сколько дерева осталось и оным огорожено ратушу Погарскую....
Согласно этой описи.'-д крепости было четверо въездных ворот — Стародубские, Московские, Меские и За-ровские, а также восемь боевых башен.
Погар был торговым и ремесленным городом, С 1666 года он пользовался Магдебургским правом и управлялся магистратом, в ведении которого находились ремесленные цехи — портных, кожевников, кузнецов, ткачей и других. Эти цехи имели собственные общественные дома и составляли церковные братства. При церкви св. Афанасия была школа и «шпиталь», то есть дом для престарелых. Такие церковные школы и «шпитали» были при многих церквах Украины той поры.
От былых укреплений Погара кое-где остались следы рвов и валов. Древних строений не сохранилось, кроме двух церквей: св. Анны и Троицкой. Первая из них датируется XVH, а вторая — XVIII столетием.
Церкви стоят очень близко одна от другой, и это странно. С какой целью так сделано? Вопрос этот проясняется, когда мы узнаем, что церковь Анны — это бывший костел, построенный при польском владычестве в начале XVII века. Для использования в качестве православной церкви здание костела перестроили, но необычные для православного храма формы заметны и сейчас. План церкви компактный, бесстолпный; алтарная часть не выражена, обычного вида церковных куполов нет. Окна расположены высоко и имеют непривычный для церкви вид, В церкви сохранилась старинная культовая утварь, иконы, по-видимому, католического письма.
...Подобного рода пример — православный храм, перестроенный из костела,— мы еще встретим в Трубчевске. Зигзаги истории оставили свои меты и в архитектуре. Погарский костел с изгнанием польских панов не стали разбирать, но для утверждения православия рядом построили Троицкий православный храм. Он принадлежит к довольно распространенному типу одноку-польных бесстолпных церквей четырехлепесткового плана. /Это была архитектура переходного периода, когда вычурное барокко постепенно уступало место спокойным формам классицизма. Такие уравновешенные центрические композиции особенно пришлись по душе украинским строителям, которые всегда любили в зданиях симметрию и порядок>Характерно, что во имя этой симметрии/довольно-част? обходились без строительства колокольни, <ибо ее вертикаль неизбежно нарушала бы столь полюбившееся украинской душе равновесие архитектурных форм.>В таких случаях рядом ставили самые примитивные деревянные звонницы — пару столбов с перекладиной для подвешивания колоколов. Псковичи и новгородцы в свое время изобрели типы звонниц куда более высокого класса!
Каждый стиль в архитектуре по-своему хорош, рискованно говорить о предпочтении одного стиля другому. Были великие мастера барокко, были столь же великие зодчие классицизма. Но подобная скромная, непритязательная архитектура, воспринимаемая с больших свободных пространств, в сельской тиши, в окружении вековых деревьев, кажется нам поистине прекрасной.
Если от Погара проехать всего несколько километров на юг, то в селе Суворово можно осмотреть храм, выполненный в формах классицизма, по уже известному нам компактному крестовому плану.
*******************
На территории Погарского муниципального района расположены следующие музеи: МБУК Музей Погарского района «Радогощ» (историко-краеведческий ), филиал Брянского областного историко-краеведческого музея – Юдиновский историко-краеведческий музей, музей «Палеолит» и картинная галерея, 20 школьных музеев и уголков истории. Исследовательской работой занимаются краеведы: С.Н. Бирюков – мл. научный сотрудник МУК Музея «Радогощ», Л.И. Гришин – зав. филиалом Юдиновского историко-краеведческого музея, Н.Я. Шкурманов – корреспондент районной газеты «Вперед», В.Г.Пискун – пенсионер (бывший фотокорреспондент районной газеты «Вперед»), З.М. Миронова – библиотекарь Городищенского поселения.
На базе МБУК Музея «Радогощ» планируется создать поисковый отряд совместно с казаками Погарской станицы.
В Погарском муниципальном районе находятся около 90 памятников археологии (курганы, могильники, городища , селища). п.г.т Погар расположен на правом возвышенном берегу реки Судость. В его пределах, на мысу, поднимающемуся над рекой на высоту 14-15м, рядом с 4-м и 5-м переулками ул. Пролетарской находится городище «урочище Замок», относящееся к раннему железному веку. По сведению археологов оно было укреплено рвом и валом и считается центром основания города. Многие историки и краеведы соотносят Погар с древним городом «Радогощ» (Радощ), впервые упоминаемым в Ипатьевской летописи под 1155г. В период Литовского (1356-1500гг.) и Московского (1500-1618гг.) правления город неоднократно разорялся и сгорал дотла. По Деулинскому перемирию 1618г. эти земли отошли к Польше и польским князем Пясочинским был построен новый город Погар. В первой половине 17 века польские короли даруют Погару вольности по Магдебургскому праву, которое было подтверждено в 1666 году русским царем Алексеем Михайловичем жалованной грамотой. Город был известным торговым и ремесленным центром на Левобережной Украине. Долгое время был сотенным городом Стародубского полка и имел деревянную крепость.
В настоящее время в Погаре имеется храмовый комплекс, состоящий из двух церквей: летней Троицкой (1783г) и зимней – зачатия Анны (середина 19 века).
В 1913-15гг. была построена «Сигарная фабрика А.Г. Рутенберга», корпуса которой сохранились до сегодняшнего дня. На улице Октябрьской находится старинный каменный амбар конца 19 века – пенькотрепальня А.Ф. Водня. В 1906 году было построено каменное здание больницы (ныне пенсионный фонд). Здание музея «Радогощ» также постройки конца 19 века , в котором располагалась городская управа и полицейский стан. В центре Погара сохранились ряд каменных старинных лавок, здание синагоги и 1-й школы, построенных в конце 19 начале 20 века.
Из природного ландшафта можно выделить прекрасный берег реки Судости, излюбленное место отдыха погарцев – «три сосны», урочище с криницами возле озера «Ямина».
В районе имеется ряд исторических памятников. Наиболее интересным является усадьба графа и сенатора, одного из видных общественных деятелей кон. 18-нач.19в. И.А. Безбородко в с. Гринево. В 1802 году здесь была построена каменная Троицкая церковь. Дворец и церковь расположены на территории парка. Этот комплекс является интереснейшим памятником русской усадебной архитектуры в стиле зрелого классицизма, одним из самых крупных комплексов подобного типа в Брянской области. До наших дней сохранились каменные храмы в с. Дареевск ( Дмитрия Солунского 1 треть 19 в.) и с. Суворово (Рождества Богородицы 1 треть 19 в., ныне отреставрирован), деревянные храмы – в с. Балыкино (Николая Чудотворца ная. 19в.). В храме хранится чудотворная икона – Балыкинская Богоматерь (17 в.), в с. Бобрик – церковь Михаила Архангела (середина 18 в,), с. Заречное – Параскевы Пятницы (2-я половина 18 в.), с. Курово – церковь Николая Чудотворца (сер. 18 в.), церковь Покрова в с. Лобки (сер.19 в.), церковь Рождества Богородицы (Николая Чудотворца) в с. Посудичи (1-я чет. 19 в.), церковь Николая Чудотворца в с. Синин (Синин упомянут в летописи в 1155г.) и церковь Рождества Богородицы в с. Стечна (сер. 19 в.)
На территории Погарского района расположены памятники на братских могилах погибших воинов в годы ВОВ, комплексы на местах массовых расстрелов мирных жителей и партизан (в Погаре в районе бывшего пенькозавода и второй возле Спасо-Преображенского кладбища, в д. Карбовка на месте расстрела мирных жителей сентябре 1942г. На Погарском Всесвятском кладбище захоронен ком. партизанской бригады им. Чапаева В.И. Кошелев и многие участники партизанской бригады. Среди природных достопримичательностей Погарского района можно выделить реки Судость, Вабля, Вара, Бойня и другие. Заповедным и красивым считается с. Марковск, где расположены меловые горы, а также урочища с криницами в Гудовке, Андрейковичах, Чемерисовке, Меловом.
Погарская земля является родиной 5 Героев Советского Союза С.В.Жорова, А.Ф.Халецкого, Ф.Ф. Зеленского, М.А. Лаина, Д.А. Ананченко (посмертно). Такое же звание было присвоено калмыку М.А.Сельгикову, сражавшемуся в составе Погарской партизанской бригады им. Чапаева. Полным кавалером орденов Славы стал П.М. Козин.
Нашими земляками являются: врач с мировым именем П.Ф.Боровский, импресарио- Сол Юрок, более 20 докторов наук, 15 генералов.
Погарцы чтут традиции и обычаи. Возрождены праздники Спаса, Покрова, Ивана Купала, Троицы и др. В районе три фольклорных хора в с. Стечна , Суворово и Вадьковка. 4 коллектива имеют звание «народный».