Погар Брянская область
Погар (VIII-IX вв., до первой четверти XVII в. - Радогощ) - город Стародубского повета. Магдебургским правом стал пользоваться в начале 1630-х годов. Привилеи, по предположению историков, был дан городу польским королём Владиславом IV по просьбе владельца Погара каштеляна Александра Пясочинского. Символами самоуправления по магдебургскому праву стали печать и герб города. Герб этого периода нам неизвестен, печати того времени не сохранилось.
Однако с Погарским гербом связана такая история.
В конце XVIII в., накануне гербовых реформ Екатерины II, по всем городам была разослана анкета на предмет того, имеются ли у них гербы и каковы они.
Из Погара в 1767 г. были получены такие сведения: "Город Погар имеет у себя жалованную на стародавнее магдебургское право и вольности мещанские грамоту. Погар имеет у себя особый герб Успения Пресвятые Богоматери, о чём доказательство у себя магистрат погарский держит; кем именно тот герб за королей польских пожалован, о том за древность годов знать не почем" .
Что именно было изображено на том гербе, как он выглядел графически? Возможна ли его реконструкция?
В.В. Румянцева считает, что в своём сообщении городские власти привели описание не герба, а печати. Можно только предположить связь религиозного сюжета с тем, что именно в день Успения Богоматери в течение многих лет начиналась самая крупная ежегодная ярмарка Погара (там же).
Сюжет Успения погарцы считали своим гербом. Но возможно ли вообще, чтобы польским королём был пожалован герб Успения? Или это просто местная особо чтимая икона? Нам известны примеры из польской геральдики, когда в гербы выносились религиозные сюжеты, связанные с Девой Марией. Например, герб Суп-расля (Польша) - Благовещение. Из тех, что пожалованы польскими королями русским и белорусским городам: Белый - Богородица (без уточнения, без детализации в описании); Дорогобуж
- Богородица в сиянии ("Благодатное Небо"); Минск - "фигурка внебовзятья панны Марыи" (т.е. Вознесение Богородицы - Дева Мария на облаке в сопровождении ангелов и херувимов).
Гербы Минска {слева вверху), Белого 1585 г. (справа вверху), Дорогобужа (слева внизу, реконструкция А.К. Титова) и герб Супрасля (справа внизу)
Показательно, что на гербе столицы Парагвая города Асунсьон (в переводе с испанского "asuncion"'- "успение") графически изображено не Успение, а именно Вознесение Богородицы. Мы наблюдаем совмещение и замещение этих сюжетов.
Для Запада не характерен иконографический сюжет Успения, который весьма популярен в православии, а в православии крайне редко изображается Вознесение (в качестве исключения - иконы Боровиковского, который сам был воспитан в западнорусских традициях) - данное обстоятельство объясняется догматическим расхождением православия и католицизма. И, вероятнее всего, польским королём был пожалован Погару именно герб Вознесения Богородицы (как и Минску). И если возможно замещение Успения Вознесением (Асунсьон), то в православной среде возможно, соответственно, обратное - замещение польского сюжета Вознесения русским сюжетом Успения. Следовательно, можно предположить, что герб Погара графически был близок к гербу Минска.
Маловероятным представляется, что за герб города жители Погара могли принимать какую-то особо чтимую местную икону (Успения), помещённую, например, над городскими воротами. Известна, к слову сказать, Виленская икона Остробрамская, именно надвратная, т.е. в принципе и в Погаре на воротах икона могла быть. Но, во-первых, такая икона не "жаловалась" королём, и это - главное, а погарцы ссылаются на "стародавние грамоты", во-вторых, уже к концу XVII в. от городских укреплений города практически ничего не осталось.
Почти все гербы русских городов, созданные в XVII в. в традициях польско-литовской геральдики, в дальнейшем не прижились и были напрочь забыты после изгнания поляков.
Герб города Асунсьон (слева). Икона Боровиковского (справа),Успенский собор, г.Тверь; похожие иконы его кисти находились также в с. Новая Романовка Мглинского района и в Могилёве, в кафедральном соборе
Если сравнить гербы брянских городов польского периода с отечественными гербами более позднего времени, то можно заметить одну деталь - наши гербы в религиозном отношении совершенно ненавязчивы, в то время как польские несут в себе совершенно конкретный религиозный смысл. Это становится тем более понятным, если принять во внимание общую политику Польского государства, направленную на укрепление позиций католицизма. Не случайно в привилеях, выданных городам Смоленского воеводства, указывалось, что к городским должностям допускаются лишь католики и униаты, но не православные (а в Смоленске - только католики). Это была своеобразная идеологическая "мина замедленного действия". Если посмотреть в целом на гербы городов, пограничных с Московской Русью, все они несут подчёркнуто христианскую символику. И зачастую символика не просто христианская, но воинствующего толка. Например, в гербе Гомеля и Орши - крест, Велижа и Кри-чева - кресты уже с мечом, Витебска - профиль Иисуса и тоже с мечом, завершает этот ряд герб самого Смоленского воеводства - Архангел Михаил.
Трудно не согласиться с мнением А.К. Титова: "Таким образом, отмечалась не просто граница Речи Посполитой и Москвы, но граница христианского мира, ибо по рассуждению воинствующего католицизма, русские, если не язычники, то хуже язычников..." . Чем кончились подобного рода рассуждения для Польши, хорошо известно: насаждение католицизма лишь обострило у православного народа стремление к независимости.
Гербы Смоленска (слева вверху), Велижа {справа вверху), Кричева {слева внизу), Орши {справа внизу, реконструкция А.К. Титова)
Благодаря стараниям белорусских и смоленских исследователей, мы имеем возможность видеть хотя бы часть первых гербов наших городов. Вызывает сожаление лишь тот факт, что белорусские и литовские авторы изучают геральдику периода Речи Пос-политой отдельно для земель современной Белоруссии и современной Литвы, оставляя в стороне земли, ныне входящие в состав России.
О гербах периода польско-литовской оккупации городов Почепа и Брянска ("лучшего северского города", по мнению самих поляков) историкам ничего неизвестно. В книге А.К. Титова "Геральдика белорусских городов" помещён герб Брянска, утверждённый в 1781 г., но обозначен он в ней как герб, полученный Брянском по магдебургскому праву. Это, конечно, неверная информация.