СтраницаПогар

Погар Брянская область

Погар (VIII-IX вв., до первой четверти XVII в. - Радогощ) -  город Стародубского повета. Магдебургским правом стал поль­зоваться в начале 1630-х годов. Привилеи, по предположению историков, был дан городу польским королём Владиславом IV по просьбе владельца Погара каштеляна Александра Пясочинского. Символами самоуправления по магдебургскому праву стали печать и герб города. Герб этого периода нам неизвестен, печати того времени не сохранилось.

Однако с Погарским гербом связана такая история.

В конце XVIII в., накануне гербовых реформ Екатерины II, по всем городам была разослана анкета на предмет того, имеются ли у них гербы и каковы они.

Из Погара в 1767 г. были получены такие сведения: "Город Погар имеет у себя жалованную на стародавнее магдебургское пра­во и вольности мещанские грамоту. Погар имеет у себя особый герб Успения Пресвятые Богоматери, о чём доказательство у себя маги­страт погарский держит; кем именно тот герб за королей польских пожалован, о том за древность годов знать не почем" .

Что именно было изображено на том гербе, как он выглядел гра­фически? Возможна ли его реконструкция?

В.В. Румянцева считает, что в своём сообщении городские влас­ти привели описание не герба, а печати. Можно только предполо­жить связь религиозного сюжета с тем, что именно в день Успения Богоматери в течение многих лет начиналась самая крупная еже­годная ярмарка Погара (там же).

Сюжет Успения погарцы считали своим гербом. Но возможно ли вообще, чтобы польским королём был пожалован герб Успе­ния? Или это просто местная особо чтимая икона? Нам известны примеры из польской геральдики, когда в гербы выносились рели­гиозные сюжеты, связанные с Девой Марией. Например, герб Суп-расля (Польша) - Благовещение. Из тех, что пожалованы польс­кими королями русским и белорусским городам: Белый - Бого­родица (без уточнения, без детализации в описании); Дорогобуж

-  Богородица в сиянии ("Благодатное Небо"); Минск - "фигурка внебовзятья панны Марыи" (т.е. Вознесение Богородицы - Дева Мария на облаке в сопровождении ангелов и херувимов).

Гербы Минска {слева вверху), Белого 1585 г. (справа вверху), Дорогобужа (слева внизу, реконструкция А.К. Титова) и герб Супрасля (справа внизу)

Показательно, что на гербе столицы Парагвая города Асунсьон (в переводе с испанского "asuncion"'- "успение") графически изоб­ражено не Успение, а именно Вознесение Богородицы. Мы наблю­даем совмещение и замещение этих сюжетов.

Для Запада не характерен иконографический сюжет Успе­ния, который весьма популярен в православии, а в православии крайне редко изображается Вознесение (в качестве исключения - иконы Боровиковского, который сам был воспитан в западно­русских традициях) - данное обстоятельство объясняется дог­матическим расхождением православия и католицизма. И, веро­ятнее всего, польским королём был пожалован Погару именно герб Вознесения Богородицы (как и Минску). И если возможно замещение Успения Вознесением (Асунсьон), то в православ­ной среде возможно, соответственно, обратное - замещение польского сюжета Вознесения русским сюжетом Успения. Сле­довательно, можно предположить, что герб Погара графически был близок к гербу Минска.

Маловероятным представляется, что за герб города жители Погара могли принимать какую-то особо чтимую местную икону (Успения), помещённую, например, над городскими воротами. Известна, к слову сказать, Виленская икона Остробрамская, имен­но надвратная, т.е. в принципе и в Погаре на воротах икона могла быть. Но, во-первых, такая икона не "жаловалась" королём, и это - главное, а погарцы ссылаются на "стародавние грамоты", во-вто­рых, уже к концу XVII в. от городских укреплений города практи­чески ничего не осталось.

Почти все гербы русских городов, созданные в XVII в. в тради­циях польско-литовской геральдики, в дальнейшем не прижились и были напрочь забыты после изгнания поляков.

Герб города Асунсьон (слева). Икона Боровиковского (справа),Успенский собор, г.Тверь; похожие иконы его кисти находились также в с. Новая Романовка Мглинского района и в Могилёве, в кафедральном соборе

Если сравнить гербы брянских городов польского периода с отечественны­ми гербами более позднего времени, то можно заметить одну деталь - наши гербы в религиозном отношении совершенно ненавязчивы, в то время как польские несут в себе совершенно конкретный религиозный смысл. Это ста­новится тем более понятным, если принять во внимание общую политику Польского государства, направленную на укрепление позиций католицизма. Не случайно в привилеях, выданных городам Смоленского воеводства, указы­валось, что к городским должностям допускаются лишь католики и униаты, но не православные (а в Смоленске - только католики). Это была своеобразная идеологическая "мина замедленного действия". Если посмотреть в целом на гербы городов, пограничных с Московской Русью, все они несут подчёркнуто христианскую символику. И зачастую символика не просто христианская, но воинствующего толка. Например, в гербе Гомеля и Орши - крест, Велижа и Кри-чева - кресты уже с мечом, Витебска - профиль Иисуса и тоже с мечом, завер­шает этот ряд герб самого Смоленского воеводства - Архангел Михаил.

Трудно не согласиться с мнением А.К. Титова: "Таким образом, отмечалась не просто граница Речи Посполитой и Москвы, но граница христианского мира, ибо по рассуждению воинствующего католицизма, русские, если не язычники, то хуже язычников..." . Чем кончились подобного рода рассуждения для Польши, хорошо известно: насаждение католицизма лишь обострило у православного народа стремление к независимости.

Гербы Смоленска (слева вверху), Велижа {справа вверху), Кричева {слева внизу), Орши {справа внизу, реконструкция А.К. Титова)

Благодаря стараниям белорусских и смоленских исследовате­лей, мы имеем возможность видеть хотя бы часть первых гербов наших городов. Вызывает сожаление лишь тот факт, что белорус­ские и литовские авторы изучают геральдику периода Речи Пос-политой отдельно для земель современной Белоруссии и совре­менной Литвы, оставляя в стороне земли, ныне входящие в состав России.

О гербах периода польско-литовской оккупации городов Почепа и Брянс­ка ("лучшего северского города", по мнению самих поляков) историкам ничего неизвестно. В книге А.К. Титова "Геральдика белорусских городов" помещён герб Брянска, утверждённый в 1781 г., но обозначен он в ней как герб, полученный Брянском по магдебургскому праву. Это, конечно, невер­ная информация.