Почтовые тракты. Брянская земля.
Почтовые дороги и тракты, а позднее сеть железных дорог также способствовали развитию торговли, оказывали прямое влияние на благосостояние населения.
В XVIII веке существовало разделение почтовых дорог на главные, побочные, проезжие большие. Первые соединяли губернские города со столичными и друг с другом, вторые - уездные города с губернским и друг с другом. На таких дорогах на почтовых станциях имелись лошади только для письменной почты, курьеров и эстафет. Проезжие большие почтовых станций не имели и предназначались для прохода войск и для сокращения пути для путешественников.
В начале XIX века Высочайшим царским повелением все почтовые дороги были разделены на три категории: главные почтовые, губернские почтовые и уездные почтовые. Первые соединяли губернские города с обеими столицами и шли за границу, вторые соединяли губернские города друг с другом и третьи губернские с их уездами.
С почтовыми трактами совпадали этапные дороги, по которым производилась пересылка арестантов пешим способом. Расстояние между этапами было от 15 до 25 верст. На каждом этапе находилось здание с особыми помещениями для арестантов и для конвоя. С развитием сети железных дорог пересылка арестантов пешком сокращалась и этапы закрывались.
На почтовых станциях главных дорог содержалось от 12 до 50 лошадей, на губернских - от 8 до 12 и на уездных - от 2 до 6 лошадей. Путешественники оплачивали прогоны по тракту по 11/2 копейки серебром за версту и каждую лошадь.
Орловский. Подорожная
Главные почтовые дороги, которые проходили через территорию Брянского края: из Москвы в Житомир, из Санкт-Петербурга в Георгиевск (тогдашний центр Кавказской губернии) и Екатеринослав (ныне Днепропетровск), из Орла через Брянск в Рославль, а оттуда на шоссейную дорогу из Варшавы в Москву.
Город Брянск создавал проблемы для путешественников своим крутым подъемом и спуском, которые необходимо было преодолевать. К тому же река Десна, на которой была паромная переправа, весной разливалась на 3 версты, что создавало дополнительные трудности и замедляло передвижение.
Губернские почтовые дороги пролегали из Вильно в Воронеж, из Чернигова в Смоленск, из Орла в Киев (через Севск), из Орла в Могилёв (через Карачев и Брянск).
Уездные почтовые дороги соединяли Брянск через Трубчевск с Севском. Стародуб и Новое Место были соединены с уездным Глуховом (Черниговская губерния). Из Мглина дорога шла в Сураж и через Почеп до Брянска. Из Новозыбкова через Клинцы в город Сураж.
Из Городни (Чернигов ская губерния) дорога шла через Новое Место в Сураж, а также через Стародуб и Мглин до Смоленска. На её протяжении было 9 почтовых станций. Дорога из Чернигова до Стародуба имела 10 почтовых станций. Из Новгород-Северского пролегала дорога через Погар до Мглина.
Всего по две станции находились на дорогах из посада Чуровичи до города Новозыбкова и из Стародуба в Погар. Через Новозыбков и Мглин направлялись основные транспорты с табаком из южных уездов Черниговской и Полтавской губерний в северные города. С востока сюда доставляли пеньку и конопляное масло, переправляемые затем к пристаням Западной Двины.
Все дороги были разделены на участки, которые ремонтировались обывателями населённых пунктов, через которые они проходили. На почтовых станциях везде были помещения для проезжающих и корм для лошадей.
Существовали также просёлочные дороги, которые связывали между собой селения и выходили на большие тракты и к торговым ярмаркам.
М.Н. Воробьев. Почтовый тракт. Начало XIX века.
Такие дороги ремонтировались владельцами имений, через которые они проходили. Здесь были и постоялые дворы, но обычно с плохими условиями для ночлега, без корма для лошадей.
Дороги эти чаще всего были настолько узки, что не давали возможности разъехаться двум экипажам. Однако были и исключения. Например, в имениях Мальцова дороги были широкими, мосты исправными, а по обочинам высаживались деревья.