СтраницаПочтовые

Почтовые тракты. Брянская земля.

АЛ. Венецианова. Почтовая станция

Почтовые дороги и тракты, а позднее сеть железных дорог также спо­собствовали развитию торговли, оказывали прямое влияние на благосо­стояние населения.

В XVIII веке существовало разделение почтовых дорог на главные, побочные, проезжие большие. Первые соединяли гу­бернские города со столичными и друг с другом, вторые - уезд­ные города с губернским и друг с другом. На таких дорогах на по­чтовых станциях имелись лошади только для письменной почты, ку­рьеров и эстафет. Проезжие боль­шие почтовых станций не имели и предназначались для прохода войск и для сокращения пути для путешественников.

В начале XIX века Высочай­шим царским повелением все почтовые дороги были разделены на три категории: главные почтовые, губернские почтовые и уездные почтовые. Первые соединяли губернские города с обеими столицами и шли за гра­ницу, вторые соединяли губернские города друг с другом и третьи губерн­ские с их уездами.

С почтовыми трактами совпадали этапные дороги, по которым про­изводилась пересылка арестантов пешим способом. Расстояние между этапами было от 15 до 25 верст. На каждом этапе находилось здание с осо­быми помещениями для арестантов и для конвоя. С развитием сети же­лезных дорог пересылка арестан­тов пешком сокращалась и этапы закрывались.

На почтовых станциях глав­ных дорог содержалось от 12 до 50 лошадей, на губернских - от 8 до 12 и на уездных - от 2 до 6 лошадей. Путешественники оплачивали про­гоны по тракту по 11/2 копейки се­ребром за версту и каждую лошадь.

Орловский. Подорожная

Главные почтовые дороги, которые проходили через территорию Брянского края: из Москвы в Житомир, из Санкт-Петербурга в Георгиевск (тогдашний центр Кавказской губернии) и Екатеринослав (ныне Днепро­петровск), из Орла через Брянск в Рославль, а оттуда на шоссейную дорогу из Варшавы в Москву.

Город Брянск создавал проблемы для путешественников своим кру­тым подъемом и спуском, которые необходимо было преодолевать. К тому же река Десна, на которой была паромная переправа, весной разлива­лась на 3 версты, что создавало дополнительные трудности и замедляло передвижение.

Губернские почтовые дороги пролегали из Вильно в Воронеж, из Чер­нигова в Смоленск, из Орла в Киев (через Севск), из Орла в Могилёв (через Карачев и Брянск).

Уездные почтовые до­роги соединяли Брянск через Трубчевск с Севском. Стародуб и Новое Место были соединены с уездным Глуховом (Чернигов­ская губерния). Из Мглина до­рога шла в Сураж и через Почеп до Брянска. Из Новозыбкова через Клинцы в город Сураж.

Из Городни (Чернигов­ ская губерния) дорога шла через Новое Место в Сураж, а  также через Стародуб и Мглин до Смоленска. На её протяжении было 9 почтовых станций. Дорога из Чер­нигова до Стародуба имела 10 почтовых станций. Из Новгород-Северского пролегала дорога через Погар до Мглина.

Всего по две станции находились на дорогах из посада Чуровичи до города Новозыбкова и из Стародуба в Погар. Через Новозыбков и Мглин направлялись основные транспорты с табаком из южных уездов Чернигов­ской и Полтавской губерний в северные города. С востока сюда доставляли пеньку и конопляное масло, переправляемые затем к пристаням Западной Двины.

Все дороги были разделены на участки, которые ремонтировались обывателями населённых пунктов, через которые они проходили. На по­чтовых станциях везде были помещения для проезжающих и корм для лошадей.

Существовали также просёлочные дороги, которые связывали меж­ду собой селения и выходили на большие тракты и к торговым ярмаркам.

М.Н. Воробьев. Почтовый тракт. Начало XIX века.

Такие дороги ремонтирова­лись владельцами имений, через которые они проходи­ли. Здесь были и постоялые дворы, но обычно с плохими условиями для ночлега, без корма для лошадей.

Дороги эти чаще всего были настолько узки, что не давали возможности разъ­ехаться двум экипажам. Од­нако были и исключения. Например, в имениях Мальцова дороги были широкими, мосты исправны­ми, а по обочинам высаживались деревья.