Страница Почепская

 Почепская культура. Брянщина.

Реконструкция почепской полуземлянки

На брянских землях, встретившись и частично слившись с местны­ми балтами, венеды оставили в истории Подесенья след - памятники типа Почеп, названные по селищу, открытому и раскопанному Ф.М. Заверняевым возле одноименного города. Из пло­дородной лесостепи венеды принесли в брянские леса навыки пашенного земледелия на пой­менных землях. Однако, как и предшественникам-балтам, им приходилось отвоевывать место у леса. Выращивали рожь, ячмень, пшеницу, просо, коноплю. Разводили лошадей, коров, коз, овец и свиней, охотились на лесного зверя. О продаже зерна и пушнины в Римскую империю свидетельствуют редкие находки римских серебряных монет-денариев. О торговых связях сви­детельствуют и найденная на Почепском селище египетская пастовая («паста» - цветное непро­зрачное стекло] голубая вставка в перстень в виде фигурки льва, фрагменты римских краснола-ковых сосудов и амфор.

Селились венеды средь леса, укрепленных поселений практически не строили, обитая в поймах и на низких песчаных берегах рек. Лишь изредка занимали они старые балтские горо­дища. От возведения укреплений отказались, доверив защиту от недругов рекам, болотам и не­проходимым лесам. Поселения располагались «кустами», замкнутой общностью из нескольких деревенек и хуторов, вокруг которой было незаселённое пространство. И такая традиция раз­мещения поселений оставалась у славян неизменной вплоть до VII века. Помощь со стороны не нужна - расчистить от леса пашню можно и силами маленького рода. Чужака надо кормить, азачастую самим не хватает. Всё, что требуется от соседей - чтоб у них были парни, готовые взять замуж девчат из твоего рода, и чтоб были там девчата - жёны уже для парней твоего рода - ведь их детям этот род продолжать.

Исследование ямы-погреба со следами навеса на столбах на поселении почепской культуры (Погарский район)

Венеды свою жизнь устраивали про­сто. Регулярная смена места жительства в лесах к этому располагала. Чаще всего лес­ное поселение представляло собой хутор из нескольких прямоугольных столбовых жи­лищ-полуземлянок, углубленных до метра, окруженный хозяйственными строениями и ямами-погребами для хранения зерна и про­чих припасов. Старые ямы заполняли раз­личным мусором - в первую очередь битой посудой.

Жилище, как установлено археологами, служило шесть-семь лет, редко чуть дольше, поэтому строители не сильно старались: вы­резанный в земле прямоугольник, стены из стоячих брёвен, расколотых вдоль плах и плетня, обмазанного глиной. Сверху дом прикрыт соломой, а то и вовсе дёрном. В центральной части каждого жилища не печь, а простой открытый очаг для обогрева и приготовления пищи, фик­сируемый археологами как пятно прокаленной глины и скопление золы. Таковы дома, напри­мер, на Почепском поселении. Несколько иные постройки выявил археолог А.К. Амбороз на поселении Синёво (Почепский район): наземные «длинные дома» столбовой конструкции, на­поминающие жилища юхновской культуры. Наконец, Ф.М. Заверняев, Е.А. Шинаков и А.А. Чу-бур изучали на почепских поселениях не прямоугольные, а округлые, похожие на милоградские, полуземлянки. Это свидетельства контактов меж разными племенами (а возможно и межпле­менных свадеб и «интернациональных» семей).

Посуда делилась на кухонную и столовую. Кухонные горшки почепского населения были груболепными, округлобокими, с отогнутым венчиком, орнаментированным насечками, ногте­выми защипами и вдавлениями. Столовая посуда всё еще напоминала прежнюю посуду бастар-нов - это были аккуратно сделанные, чернолощеные ребристые миски, реже - горшки, укра­шенные орнаментом, прочерченным еще по сырой глине. Качество столовой и кухонной посуды настолько различно, что можно подумать, будто бы делали её и пользовались ею разные люди. Пряслица для веретена изготавливали тоже из глины и иногда из просверленных черепков ло­щеных мисок. По причине регулярных переселений венеды не стремились, да и не могли жить богато. Жили так, чтоб при нападении врагов или очередном переезде можно было не жалея бросить всё, кроме нескольких ценных инструментов и вещей. А кривых горшков несложно и на новом месте налепить и обжечь.

Венеды. По реконструкции Зинаиды Васиной.

Металлические вещи почепской культуры. Брянский краеведческий музей. На рисунке наконечник стрелы, ножи, фибулы, пинцет, рыболовные крючки.

Редкие железные орудия и оружие представлены серпами, ножами (выделяются ножи с горбатой спинкой], рыболовными крючками, топорами, зубилами для обработки металлов, иглами и шильями, наконечниками. Железа так мало, что у ученых возникает вопрос: были ли на каждом поселении люди, знакомые с кузнечным делом? Скорее всего, один кузнец обслу­живал огромную округу, ходили к нему из окрестных лесов за ножами, острогами и топорами, принося в обмен выращенное зерно, сыр или заморские диковинки. Кузнец слыл колдуном, его почитали и опасались - он работал с огнем а, значит, был, по мнению соплеменников, «накорот­ке» с потусторонними силами. Но именно кузнец делал не только топоры и ножи, но и булавки-фибулы - застежки для плащей и прочей одежды, копируя их с вещей, добравшихся в лесную глушь из Рима и с Балкан. На одном лишь Почепском поселении их найдено свыше десятка. Погребальный обряд у венедов, как и у их предков бастарнов, - исключительно кре­мация, сожжение. По этой причине ученые лишены возможности реконструировать по черепам их облик - вместо скелетов археоло­ги находят только жженые осколки костей и пепел - прах. Прах этот складывался в гор­шок, который ставился в яму и засыпался.