Скорую помощь в Брянске будут оказывать по-новому.
О новых правилах работы «скорой» рассказала заместитель главного врача ГБУЗ «Брянская городская станция скорой медицинской помощи» Надежда АЛАБУШЕВА.
Напомним, приказ Минздрава о новом порядке оказания скорой помощи, вступивший в силу 1 января, подразумевает ряд новшеств, к которым российская «скорая» оказалась не готова. Поэтому пришлось отложить реализацию документа до 1 июля 2014 года.
Надежда Николаевна, приказ вызвал много споров. Как будет действовать новая система, что изменится в работе?
— Действительно, документ сейчас активно обсуждается медобщественностью. При министерстве создана специальная комиссия, которая уже несколько
раз собиралась для проработки принципиальных вопросов.
Там несколько ключевых моментов. Официально закреплено разделение скорой помощи на «экстренную» и «неотложную». Это влияет на очерёдность обслуживания вызовов, но мы уже и сами не первый год так работаем. Кроме того, служба станет более структурированной, сократится чисто специализированных бригад. В Брянске в соответствии с правилами будет сокращена неврологическая бригада. Впрочем, в рядовых случаях с «нервами» должен справиться любой врач скорой помощи.
Очень остро обсуждался вопрос по поводу сокращения кардиологических бригад. Для Брянска это не актуально, у нас такой бригады нет, к сердечникам выезжают анестезиолого-реанимационные бригады и врачи скорой медпомощи.
— В чём принципиальное от личие экстренного вызова от не отложного? Кто и как их будет сортировать?
— Название говорит само за себя. Экстренный вызов связан с непосредственной угрозой жизни. Это, прежде всего, пациенты с нарушением сознания, дыхания,
системы кровообращения, с травмами, ожогами, кровотечениями, роженицы и так далее. Есть определённый перечень симптомов и заболеваний, которые требуют
срочных действий медиков. Кроме того, бригады интенсивной терапии сразу же направляются на случаи утопления, удушения, падения с высоты.
Неотложная помощь требуется при обострениях хронических заболеваний, явно не угрожающих жизни, но требующих медицинского вмешательства. В идеале по новому документу такие вызовы «скорая» должна передавать в поликлинику, чтобы больного в ближайшие часы посетил участковый врач.
Вызовы у нас сортировались и до этого приказа: для того чтобы определить, куда в первую очередь посылать машины. Порядка 80% всех вызовов в Брянске экстренные. И здесь очень многое зависит от диспетчера, его опыта и реакции. Поэтому все диспетчеры у нас с медицинским образованием и огромным опытом работы.
Всё индивидуально
— Получается, что бабушка с букетом хронических заболеваний может дождаться врача только на следующий день? А если ситуация резко изменится до критичной?
— Ситуация и сразу может быть критичной: вдруг эта бабушка неверно оценивает своё состояние? Бывает очень сложно, иногда даже разговаривая с человеком по телефону, понять, экстренный это случай или неотложный. Особенно если дело касается детей, и особенно грудного возраста. Целый ряд заболеваний начинается, как обычное ОРЗ, к примеру опаснейшая ме-нингококковая инфекция может начаться с незначительного повышения температуры. Лучше перестраховаться в таких случаях и посмотреть на месте.
Врач скорой помощи — это врач-универсал, это тяжёлый труд, не многие могут здесь работать. Но ситуация с кадрами у нас сейчас более-менее стабильная. Недостатка в фельдшерах нет, с врачами дело чуть хуже — вместе с совместителями вакансии закрыты лишь на 86%.
Другое дело — «водитель-санитар». Договоры мы уже подготовили, с 1 июля начнём практиковать. Им добавится определённый круг обязанностей, например помочь транспортировать больного, соответственно, вырастет и зарплата.
— Машины скорой помощи новым стандартам соответствуют?
— Вполне. В прошлом году в рамках областной программы мы получили от региональной власти 35 новых «Газелей», в этом году обещают дать ещё пять. Тогда мы полностью обновим автопарк. Машины оборудованы очень хорошо, там есть вся необходимая медтехника: ЭКГ-аппараты, глюкометры, пульсоксиметры, дефибрилляторы, мониторы, чтобы в дороге наблюдать за состоянием больного.
Главное, чтобы всё это исправно служило и не выходило из строя. Дело даже не в оборудовании, а в самих машинах. Увы, средний срок службы «Газели» при круглосуточном режиме работы по нашим дорогам - от 3 до 5 лет. К примеру, те машины, что мы получили в рамках нацпроек-та «Здоровье» в 2006-2009 годах, уже давно пришли в негодность. Иномарки намного надёжнее и долговечнее.
—Изменила ли что-нибудь система оплаты за каждого пациента через Фонд ОМС?
—Кардинально ничего. Чёткая система учёта пациентов у нас была и раньше: на каждого оформлялась карточка, каждую регулярно проверяло руководство станции. Теперь подходим к этому вопросу, быть может, чуть щепетильнее, поскольку документы проверяют ещё и специалисты ОМС и представители страховых компаний. Так что карты наши сотрудники стали значительно лучше писать — за нарушения наказываем рублём.
Зарплата при таком финансировании выросла в среднем по учреждению на 10-15%. Это главный плюс. Основной минус не всех можем «посчитать». Не учитываются, к примеру, больные без медполиса: и новорождённые, и те, кто полис по каким-то причинам не получил или потерял. «Выпадают» иностранцы, сотрудники УВД, ФСБ, таможни у них своя система, свои поликлиники. И если стационары заключают с этими структурами договоры на обслуживание, то мы не имеем права, мы—бесплатная медицинская помощь. Не говоря уже о лицах без определённого места жительства. Таким образом, ежегодно у нас может «пропадать» в среднем до 15% вызовов.
Если вернуться к теме новых условий работы, то я думаю, справимся. Главная цель нововведений — не «перелопатить» работу «неотложки», а оптимизировать и унифицировать её в масштабах страны. Давно следовало разложить по полочкам весь наработанный опыт. Однако каждый регион имеет свою специфику, связанную с технической базой и интеллектуальными ресурсами, так что привести их к единому знаменателю непросто. К тому же медицина, тем более скорая помощь, вряд ли может быть до конца формализована — здесь многое зависит от личности медика.
Елена ГОЛУБЕВА
КСТАТИ
За год брянская станция скорой помощи обслуживает около 180 тью. вызовов. В сутки поступает от 600 до 700 вызовов, из них 80% — по экстренным показаниям.
Первые же упоминания о работе службы в Брянске относятся к началу 20-х годов прошлого столетия: больных обслуживали на дому фельдшеры и врачи при заводских амбулаториях крупных заводов.
До 1948 года на дальние вызовы врач выезжал на лошади, после для этих целей была выделена одна дежурная машина при поликлинике.