Страницапо-новому

Скорую помощь в Брянске будут оказывать по-новому.

О новых правилах рабо­ты «скорой»  рассказала заместитель главного врача  ГБУЗ «Брянская городская станция ско­рой медицин­ской   помо­щи» Надежда     АЛАБУШЕВА.

Напомним, приказ Минздра­ва о новом порядке оказания скорой помощи, вступивший в силу 1 января, подразумевает ряд новшеств, к которым российс­кая «скорая» оказалась не готова. Поэтому пришлось отложить ре­ализацию документа до 1 июля 2014 года.

Надежда Николаевна, при­каз вызвал много споров. Как будет действовать новая система, что из­менится в работе?

— Действительно, документ сейчас активно обсуждается медобщественностью. При минис­терстве создана специальная ко­миссия, которая уже несколько

раз собиралась для проработки принципиальных вопросов.

Там несколько ключевых мо­ментов. Официально закрепле­но разделение скорой помощи на «экстренную» и «неотложную». Это влияет на очерёдность обслу­живания вызовов, но мы уже и сами не первый год так работаем. Кроме того, служба станет более структурированной, сократится чисто специализированных бри­гад. В Брянске в соответствии с правилами будет сокращена не­врологическая бригада. Впрочем, в рядовых случаях с «нервами» должен справиться любой врач скорой помощи.

Очень остро обсуждался вопрос по поводу сокращения кардиоло­гических бригад. Для Брянска это не актуально, у нас такой брига­ды нет, к сердечникам выезжают анестезиолого-реанимационные бригады и врачи скорой медпо­мощи.

— В чём принципиальное от­ личие экстренного вызова от не­ отложного? Кто и как их будет сортировать?

— Название говорит само за себя. Экстренный вызов связан с непосредственной угрозой жиз­ни. Это, прежде всего, пациенты с нарушением сознания, дыхания,
системы кровообращения, с трав­мами, ожогами, кровотечениями, роженицы и так далее. Есть опре­делённый перечень симптомов и заболеваний, которые требуют
срочных действий медиков. Кроме того, бригады интенсивной терапии сразу же направляются на случаи утопления, удушения, падения с высоты.

Неотложная помощь требуется при обострениях хронических за­болеваний, явно не угрожающих жизни, но требующих медицинс­кого вмешательства. В идеале по новому документу такие вызовы «скорая» должна передавать в поликлинику, чтобы больного в ближайшие часы посетил учас­тковый врач.

Вызовы у нас сортировались и до этого приказа: для того чтобы определить, куда в первую оче­редь посылать машины. Порядка 80% всех вызовов в Брянске экс­тренные. И здесь очень многое за­висит от диспетчера, его опыта и реакции. Поэтому все диспетчеры у нас с медицинским образовани­ем и огромным опытом работы.

Всё индивидуально

—  Получается, что бабушка с букетом хронических заболеваний может дождаться врача только на следующий день? А если ситуация резко изменится до критичной?

—  Ситуация и сразу может быть критичной: вдруг эта ба­бушка неверно оценивает своё состояние? Бывает очень слож­но, иногда даже разговаривая с человеком по телефону, понять, экстренный это случай или не­отложный. Особенно если дело касается детей, и особенно груд­ного возраста. Целый ряд заболе­ваний начинается, как обычное ОРЗ, к примеру опаснейшая ме-нингококковая инфекция может начаться с незначительного по­вышения температуры. Лучше перестраховаться в таких случаях и посмотреть на месте.

Врач скорой помощи — это врач-универсал, это тяжёлый труд, не многие могут здесь рабо­тать. Но ситуация с кадрами у нас сейчас более-менее стабильная. Недостатка в фельдшерах нет, с врачами дело чуть хуже — вместе с совместителями вакансии закры­ты лишь на 86%. 

Другое дело — «водитель-сани­тар». Договоры мы уже подготови­ли, с 1 июля начнём практиковать. Им добавится определённый круг обязанностей, например помочь транспортировать больного, соот­ветственно, вырастет и зарплата.

— Машины скорой помощи но­вым стандартам соответствуют?

— Вполне. В прошлом году в рамках областной программы мы получили от региональной власти 35 новых «Газелей», в этом году обещают дать ещё пять. Тогда мы полностью обновим автопарк. Машины оборудованы очень хорошо, там есть вся необходи­мая медтехника: ЭКГ-аппараты, глюкометры, пульсоксиметры, дефибрилляторы, мониторы, чтобы в дороге наблюдать за со­стоянием больного.

Главное, чтобы всё это ис­правно служило и не выходило из строя. Дело даже не в оборудо­вании, а в самих машинах. Увы, средний срок службы «Газели» при круглосуточном режиме ра­боты по нашим дорогам - от 3 до 5 лет. К примеру, те машины, что мы получили в рамках нацпроек-та «Здоровье» в 2006-2009 годах, уже давно пришли в негодность. Иномарки намного надёжнее и долговечнее.

—Изменила ли что-нибудь сис­тема оплаты за каждого пациента через Фонд ОМС?

—Кардинально ничего. Чёт­кая система учёта пациентов у нас была и раньше: на каждого оформлялась карточка, каждую регулярно проверяло руководство станции. Теперь подходим к это­му вопросу, быть может, чуть ще­петильнее, поскольку документы проверяют ещё и специалисты ОМС и представители страховых компаний. Так что карты наши сотрудники стали значительно лучше писать — за нарушения наказываем рублём.

Зарплата при таком финан­сировании выросла в среднем по учреждению на 10-15%. Это главный плюс. Основной минус не всех можем «посчитать». Не учитываются, к примеру, больные без медполиса: и новорождённые, и те, кто полис по каким-то при­чинам не получил или потерял. «Выпадают» иностранцы, со­трудники УВД, ФСБ, таможни у них своя система, свои по­ликлиники. И если стационары заключают с этими структурами договоры на обслуживание, то мы не имеем права, мы—бесплатная медицинская помощь. Не гово­ря уже о лицах без определённого места жительства. Таким образом, ежегодно у нас может «пропадать» в среднем до 15% вызовов.

Если вернуться к теме новых  условий работы, то я думаю, спра­вимся. Главная цель нововведе­ний — не «перелопатить» работу «неотложки», а оптимизировать и унифицировать её в масштабах страны. Давно следовало разло­жить по полочкам весь нарабо­танный опыт. Однако каждый регион имеет свою специфику, связанную с технической базой и интеллектуальными ресурсами, так что привести их к единому знаменателю непросто. К тому же медицина, тем более скорая помощь, вряд ли может быть до конца формализована — здесь многое зависит от личности ме­дика.

Елена ГОЛУБЕВА

КСТАТИ

За год брянская станция ско­рой помощи обслуживает около 180 тью. вызовов. В сутки посту­пает от 600 до 700 вызовов, из них 80% — по экстренным пока­заниям.

Первые же упоминания о ра­боте службы в Брянске относят­ся к началу 20-х годов прошлого столетия: больных обслуживали на дому фельдшеры и врачи при заводских амбулаториях крупных заводов.

До 1948 года на дальние вы­зовы врач выезжал на лошади, после для этих целей была выде­лена одна дежурная машина при поликлинике.