Страница ПЛОЩАНСКИЙ

 СЕВСКИЙ ПЛОЩАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА. Брянская земля.

На основании Декрета об отделении церкви от государства храмы и другое церковное и монастырское имущество перешло в собственность государства.
Уже в ноябре 1918 г. монахи Площанской пустыни образовали сельскохозяйственную коммуну «Площанское трудовое братство», зарегистрировав еѐ устав в Севском уземотделе. Целью коммуны было «ведение культурного хозяйства». Хорошо налаженное хозяйство монастыря, достаточное количество сельскохозяйственных построек и инвентаря позволило членам коммуны заниматься сельскохозяйственным производством и различными ремеслами: слесарным, столярным, сапожным, портняжным и т.д. Однако, взаимоотношения с местной властью складывались непросто, постоянно возникали конфликты с волкомбедом, который неоднократно пытался безвозмездно воспользоваться имевшимися в коммуне лошадьми и другим имуществом.
В начале 1919 г. коммуна была ликвидирована.

Перешедшие в собственность государства храмы в дальнейшем на основании инструкции СНК от 24 августа 1918 г. местными Советами вновь передавались в бессрочное бесплатное пользование группам верующих по договорам. Согласно этим договорам группы верующих, принявшие имущество, принимали на себя ответственность за целость и сохранность врученного им имущества, обязывались из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию храмов и находящихся в них предметов, нести расходы по ремонту, отоплению и т.д. При сдаче имущества группы обязывались возвратить имущество в том виде, в каком было принято. Кроме имущественных отношений, договор включал в себя пункт, оговаривающий принципы взаимоотношений с Советской властью: не допускать политических собраний, произнесения проповедей и речей, враждебного Советской власти направления и т.д.
При Севской Богородицкой Площанской пустыни также была создана религиозная община из жителей окрестных деревень Крупец, Шемякине, Гута, Городище, Локоть и др., которая и заключила соглашение с Севским уездным Советом 9 июля 1919 г. на прием в бессрочное бесплатное пользование богослужебных зданий с богослужебными предметами по особой описи1.
При заключении соглашения была составлена опись, включающая описание всех монастырских храмов, монастырских построек, описание икон и риз к ним, описание ризницы и т.д2. При составлении еѐ ставилась задача зафиксировать все самое ценное и в ней имеется полный перечень икон монастыря, наиболее ценных и имеющих какие-либо украшения. Опись дает полное представление о том, каким был монастырь в 20-е годы, период, когда монастырь уже утратил свое значение духовного центра, период, предшествовавший изъятию ценностей, закрытию церквей и разграблению имущества.
Главным храмом монастыря был каменный холодный храм во имя иконы Казанской Божьей Матери в двумя приделами - с правой стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая и слева во имя Кипрской иконы Божьей Матери.

Второй храм, каменный, имел три придела: главный - во имя Сошествия Св. Духа на апостолов и придельные: во имя Св. Иоанна Предтечи и «Феодоровской» иконы Божией Матери.
Третий храм - каменный, однопрестольный во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Четвертый храм во имя всех Святых - каменный над входными в монастырь воротами.
Пятый храм во имя Преподобного Сергия Радонежского был деревянным, вне монастырской ограды, при братском кладбище. При церкви деревянная колокольня.
Имелись две часовни: одна над колодцем деревянная с деревянной галереей, иконы в ней были простые на холсте в деревянных рамах, другая каменная, близ монастыря, по дороге, ведущей в село Брасово.
Монастырь был обнесен каменной, выбеленной оградой.

Вопрос о ликвидации Площанского монастыря рассматривался на заседании Севской уездной комиссии по отделению церкви от государства 24 декабря 1920 г., где было решено: «Войти с ходатайством в уисполком о полной ликвидации Площанского монастыря, оставив лишь один собор, который передать в ведение группе верующих соседних селений. Все же помещения и церкви вместе с территорией монастыря передать в распоряжение помещающейся там земледельческой коммуне «Пчела». Нетрудоспособных монахов поместить в приют, а трудоспособных использовать для трудовых целей. Постановление о ликвидации Площанского монастыря было принято Севским уездным исполнительным комитетом 21 января 1921 г., причем подчеркивалось, что закрываются монастыри, но не церкви, которые оставались в распоряжении приходских обществ.

В 1922 г. по церквям и монастырям проводилось изъятие церковных ценностей под знаком использования их для ликвидации голода в Поволжье.
Севская уездная комиссия по изъятию ценностей в Площанском монастыре работала с 30 апреля по 3 мая 1922 г. и составила протокол изъятия с приложением к нему описи изъятого имущества. Всего в описи значится 169 наименований изъятых вещей, среди которых ризы с икой, оклады с богослужебных книг, серебряные лампады, кадила, кресты, из которых были вынуты мощи и т.д. Всего было изъято более 70 кг серебряных и сребропозлащенных вещей, не считая драгоценных камней. В протоколе записано, что «Изъятые ценности все опечатаны в шести ящиках печатями уподкомиссии и лично-условной о. Игумена и сданы старшему команды Катанскому для сдачи ящиками в Севский Уфинотдел, как и риза с иконы Спасителя лишь упакованная, но не опечатанная, как не поместившаяся в ящик по своей величине

17 июня 1924 г. губисполком принял решение об аннулировании договора с религиозными общинами, разъяснении верующим, что для от-правления религиозных потребностей они могут использовать ближайшие приходские церкви, все церкви при монастыре закрыть и передать в распоряжение губоно, для нужд детучреждений. 26 июня 1924 г. вопрос о ликвидации церквей в бывшем Белобережском, Свенском, Одринском и Площанском монастырях Брянской губернии рассматривался Президиумом ВЦИКа, который утвердил постановление президиума губисполкома, но «во изменение п.4 все предметы религиозного культа (освященные) согласно существующих на сей предмет положений должны были быть переданы по описи в ближайшие молитвенные здания того же культа»8.
26 июня 1924 г. Севский уисполком объявил «группе верующих бывшего Площанского монастыря», что согласно постановлению губисполкома от 17 июня 1924 г. договор с ними на пользование церквами бывшего Площанского монастыря аннулирован.

Согласно инструкции наркомфина от 21 августа 1924 г. «О порядке ликвидации предметов религиозного культа» все предметы из драгоценных металлов поступали в Гохран; все предметы исторической или художественной ценности - в Главмузей; освященное имущество (иконы, ризы, хоругви, покровы и т.д.) передавались верующим для переноса в другие молитвенные здания того же культа. Такие предметы ни уничтожению, ни продаже, ни хранению в советских складах не подлежали. Предметы не освященные (мебель, ковры, колокола и пр.) подлежали зачислению в Госфонд и реализации через комиссии10 (т.е. продаже на рынках). Таким образом, имущество делилось на ликвидное, освященное и имеющее художественно-историческое значение. Севская уездная комиссия по закрытию церквей составила описи имущества, попытавшись разделить его по этим трем категориям. В уездную комиссию поступила масса заявлений от священнослужителей и Крупецкого сельсовета и на своем заседании 1 августа 1924 г., комиссия, рассмотрев 18 заявлений граждан, решила:
1. Крупецкому сельсовету выдать колокол, значащийся в описи под № 13 по описи Духовской церкви.
2. Иеромонаху Аполлинарию медное кадило, медный крест и икону под № 65,71 и 67, значащиеся в описи Сергиевской церкви.
3. Иеромонаху Никодиму апостол под №15 и крест напрестольный медный под № 23, икону под № 231, значащиеся по описи Соборного храма.
4. Иеромонаху выданы незанесенные в опись запасные Св.Дары, Св.миро, антиминс с мощами, мощи, вынутые из крестов при изъятии ценностей и находящиеся в крестах…
5. Гр-ну села Шемякина Гута Ивану Чепелеву икону Николая Угодника под № 231 по соб. описи и икону Божией Матери, в описи собора не записанной.
7. Детской колонии взаимообразно пятьдесят аршин холста и во временное пользование стенные часы под № 28, значащиеся по описи Духовской церкви и под № 179, значащиеся по Соборной описи».11
17 ноября 1924 г. зав. Брянским губмузеем С.С.Деев осмотрел имущество Площанского монастыря вместе с зав. Севским музеем С.А.Русановым и представил в комиссию по учету и реализации имущества закрытых монастырей и церквей Брянской губернии список вещей
художественно-исторического значения, подлежащих передаче музеям - Брянскому губернскому и Севскому.

Игумен Площанской пустыни о.Никодим, в миру Никодим Спиридонов, после закрытия монастыря с 1924 г. проживал в селе Игрицком Ко маричского района и служил священником в Знаменской церкви села Игрицкое. Он родился в селе Скородное Новосельского уезда Тульской губернии, происхождением из крестьян. В Севской Площанской пустыни находился с 1894 г., в своих показаниях на следствии говорит о поступлении в монастырь в 13-14 лет. Игуменом Площанской пустыни стал в 1915 г. В 1930 г. Никодим Спиридонов был привлечен к ответственности по ст.58 п.10, 58 п.11 в числе 96 человек по обвинению в создании контрреволюционной организации из бывших монахов, опирающейся на кулацкие элементы. Был осужден к отбытию 10 лет в концентрационных лагерях. Дело по обвинению Никодима Михайловича Спиридонова пересмотрено, и он реабилитирован постановлением Брянской областной прокуратуры 21 сентября 1989 г.

 

Коваленко З.П.
ДОКУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
О СЕВСКОМ ПЛОЩАНСКОМ МОНАСТЫРЕ
В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА