Страницаплан

План всеобщего обучения в Брянской губернии. 1922 год.

План введения всеобщего обучение по Брянской губернии со-
ставлен ГубОНО на 9-ть лет до 1934 года включительно, т. е. до того
года, когда по декрету СНК от 31 августа 1925 г., всеобщее началь-
ное обучение должно занять такое доступное для населения положе-
ние, чтобы его можно было сделать для населения обязательным.
Кроме того в продолжении предстоящих 9 лет, план намечает по-
степенный переход, дела обучения населения в такое состояние, ко-
торое по новейшим данным педагогики и гигиены может быть приз-
нано при наших условиях нормальным и рациональным.
При построении своего плана в таком направлении ГубОНО
должно было разрешить 3 главные задачи:
1) Определить в губернии все количество детей школьного воз-
раста и переростков, которые должны быть привлечены к обучению,
сначала в порядке добровольной доступности, а потом и в порядке
принудительной всеобщей обязательности;
2) Определить число и способ подготовки учителей, которое
необходимо для обучения детей, с нормальной нагрузкой в 40 детей
на каждого; и
3) Выяснить потребное количество школьных помещений, необ-
ходимое в губернии для введения обязательного обучения.
Определение количества детей школьного возраста (8-11 лет)
произведено на основании переписи 1920 года, при чем принималось
в расчет понижение рождаемости детей с 1917 г. по 1921 г., почему
с 1925 г. по 1929 г. число детей школьного возраста постепенпо
уменьшалось, в 1929-30 г.г. соответствующих рождаемости 1921-22 г.
взята стабилизованная цифра школьников и с 1931 по 1934 г. соот-
ветствующих рождаемости 1922-26 г., число школьников ежегодно
увеличивалось.
, Увеличивая ежегодный контингент обучающихся в школах, план
намечает в 27/28 г. охватить обучением 85°/о детей школьного возраста,
что даст полное право считать обучение с этого i ода вполне доступ-
ным, т. к. не охват обучением 15°/о детей школьного возраста в этот
год еще может быть вполне согласован с выраженной населением
полной потребностью в обучении.
С 1930 года план охватывает обучением всех детей школьного
возраста и следовательно с этого года в Бр некой губернии всеоб-
щее обучение можно будет сделать обязательным.
Кроме детей школьного возраста план намечает с 1925-26 года
обслуживание и переростков, число коих в школах в этом году со-
ставляет 31»/о к числу детей школьного возраста. Этот % обслужи-
ваемых школой переростков постепенно понижается, пока не доходит
в 1930 году до о, прекращая в этом году прием переростков в шко-
лу, но открывая с этого года ея двери для детей школьного возраста
на все 100% их числа.
Здесь необходимо отметить механичность изменения ежегодной
цифры детей школьного возраста по губернии, с чем к сожалению
приходится считаться, т. к. до сих пор у нас не производилась еже-
годная регистрация детей школьного возраста, отсутствие чего и обя-
зывает ГубОНО прибегать к чисто теоретическим расчетам и изыс-
каниях в этой области. В дальнейшем же, с приближением к обяза-
тельности всеобщего обучения, когда будет организовано персональ-:
ное наблюдение за посещаемостью школы, такая ежегодная регистра-
ция будет необходима и ГубОНО должен теперь же заняться прора-
боткой вопроса о текущей ежегодной регистрации детей школьного
возраста по отдельным школьным районам.
Разрешение второй задачи—иметь достаточное количество учи-
телей для обучения ГубОНО наметило в плане по двум направлениям:
через вынужденную вначале перегрузку учителя школьниками сверх
нормы, т. е, прикрепление к каждому учителю в 192526 г. в среднем
52 ученика, постепенно снижая эту цифру к 1930-31 г.г. до цифры
нормальной нагрузки в 40 человек на каждого, и через планомерную
подготовку новых учителей в специальных педтехникумах и курсах,
с каковой целью в 1926 /27 учебном году намечается уже открытие
двух одногодичных курсов и 4-го педтехникума, с затратой на это
40.000 рублей.
Количество потребных школ определялось на каждый год на
основании исчисленного количества детей 8-11 лет, с обязательным
приближением нагрузки каждого школьного помещения одним комп-
лектом учащихся в 40 человек. При этом принималась во внимание
продолжительность пребывания детей в школе и делалась соответ-
ствующая поправка на второгодников и переростков.
Посещаемость школы принималась 4-х годичная.
Школьная сеть развертывается в первую очередь за счет уве-
личения числа однокомплектных школ с 530 до 1149 и многокомп-
лектных с 307 до 852. Число развертываемых школ увеличивается в
1926 27—на 15%, в 1927/28—на 10«/о, в 1928/29—ва 8«/о, а в последую-
щие годы до 1933,34 г. включительно, увеличение числа школ идет
равномерно с таким расчетом, чтобы к этому году каждый комплект
учащихся (40 чел.) обслуживался помещением, необходимым для
однокомплектной школы (76,00 куб. саж.).
9-ти летний план является ориентировочным, мягким, предусмат-
ривающим возможность передвижения числа школ и учителей с
одного года на другой и установление твердого количества их на
каждый последующий год, в зависимости от бюджетных возмож-
ностей данного года при непременном условии обязательного дости-
жения 1^0% охвата детей школьного возраста в 1930/31 г. для всех
уездов губернии.
Для отдельных уездов допускается изменение нормы нагрузки
и " о обслуживания переростков по годам; но это изменение не должно
упускать из вида обязательность приближения к нагрузке в 40 уча-
щихся без переростков в 1933/34 г.
На основании 9-ти летнего перспективного ориентировочного
плана всеобщего обучения, составляете/' конкретная сеть школы 1-й
i ту пени с указанием, где именно они будут открыты, по данным
с мест, от волкомиссий, через УОНО,. В основу конкретней сети бу-
ду г использованы: а) сведения о существующей сети школ 1-Й оту-
пени, т. е. о функционирующих школьных районах со всеми входя-
щими в их- состав селениями; б) сведения о проектируемой сети, т. е.
о намечаемых новых школьных районах со всеми селениями, которые
предполагается ввести в их состав; в) сведения о селениях, за даль
ностыо расстояния оставшихся вне школьных районов, с указанием
мероприятий, облегчающих детям из этих селений пользование бли-
жайшей школой.
По Брянской губернии конкретная сеть составляется на три
года, т. е. на тот период, на который возможно предвидеть опреде-
ленную и необходимую потребность в школах, в определенных
пунктах.
Финансовый план.
На основании расчетов 9-ти летнего ориентировочного плана
составляеюя перспективный финансовый план на 5 лет, т г-, но 30 31
год включительно.
Составление финансового плана потребовало от ГубОНО прове
дения работы по установлению числа подлежащих к открытию в это
пятилетие школ, ежегодного, прироста учителей, необходимых для
обслуживания детей охватываемых в эти годы школами, стоимости
постройки одной школы, размера содержания одного комплекта и
расходов по ремонту школы.
Как видно из прилагаемой таблицы постепенного развертывания
ш< льной < ети, в предстоящее п-тил тие необход мо открыть 6^8
школ и пригласить 906 учителей.
Кроме того необходимо ежегодно производить ремонт существую-
щих школ.
Пострийка одн >й однокомплектной школы объемом в 76,00 куб.
саж. Гу ОНО расценена в среднем 5000 руб., содержание одного
 комплекта в 1000 руб. и ремонт школы в 100 руб.
Расценка постр йки школы взята без древесины, которую Губ-
ОНО надеется получить бесплатно, также не включаются расходы на
оборудование школ. Нельзя не признать расценку постройки через-
чур дешевой. По данным на июнь м-ц с /г. стоимость п стройки 1 к.
саж. без древе ины вы ажается в 80 руб. (с древесиной 140 руб), и
следовател! но 7,60 к. с. обойдутся 6/'80 руб. без оборудование. Сни-
жая расценку до 5000 руб. Гу ОНО расчитывает на активное содеи-
< твие при постройках школ местного населения, без п мощи кото
рого таким обрззом о'ойтись невозможно, что следует своевременно
раз'яснять насел нию.
Древесина на постройку школ, конечно может быть отпущена
бесплатно по распределению Губплана, необхо имо только ГубОН1)
заранее своевременно озаботиться представлением сведений о том, в
какой волости и се те предположена постройка школы, скольких комп-
лектов и из какой лесной дачи удобнее получение древесины.
Кроме того не  ходим также ГубОНО срочно заняться реги-
страцией всех национализированных построек по губернии и о при-
годных из них под школы возбудить своевременно запрос перед
соответствующими учреждениями. Такия постройчи есть и они долж-
ны быть взяты на у ет, что может зна ительно сокр-тить расходы
н ч постр йку школ и сделать намеченное планом расширение школь-
ной сети более реальным.
Содержвние одного комплекта школы 1-й ступени ГубОНО
исчиоено в 100 руб., при зарплате учителю в месяц 50 рублей и
технич. исполнителю 12 руб.

Повышенное образование.
Кроме школ 1-й ступени для сельского населения губ Olio
намечается также п повышенное образование.
Прп этом губ. ОНО считает целесообразным открыват там
в первую очеред школы крестьянской молодежи, которые могут дать
детям крестьян, кроме общей грамотности, и общую среднюю закон-
ченную подготовку к рациональной организации и ведению хозяйства
Примерный расход на такую школу губ. ОНО считает 15.000 р.
в год.
Далее губ. ОНО расчитывает до 33 34 года развить сеть школ
семилеток, подготавливающих в техникумы, в такой степени, что
в этот год на каждые 40 комплектов школ 1-й ступени должна при-
ходиться одна семилетка; такая норма установлена СНК.
В настоящее время семилеток в губернии имеется 2S, т. е одна
семилетка на 67 комплектов школ 1-й ступени и следовательно, чтобы
довести число семилеток до нормы (1 на 40), необходимо их увели-
чить с 25 до 42.
Расчет таков: учащихся в школах 1-й ступени в настоят»''
время 67,594, что составляет 1689 нормальных комплектов; на каждые
41» комплектов должна быть одна семилетка—1689:40=42
В 1933 34 г. учащихся в школах 1-й ступени будет примерно
114144, что составляет 2853 комплекта, на которые необходимо иметь
2853:40=71 семрлеток Следовательно за весь 9-ти летний период
осуществления всеобщего обучения необходимо открыть 46 семилеток,
по 6 семилеток ежегодно.
Такое развитие лисла школ семилеток принималось в расчет
без открытия школ крестьянской молодежи При уклоне же к раз-
витию крестьянских школ, должно соответственно уменьшаться раз-
витие семилеток. Разграничение этих школ, кроме различной прин-
ципиальной стороны имеет разницу и материальную. При стоимости
школы крестьян, молодежи 15000 руб. семилетка обходится в 4545 р.,
не принимая во внимание первоначального оборудования.
Таким образом, при приближении к нормальному отношению
школ 1-й ступени к повышенному образованию, необходимо с буду-
щего же года открывать по 6 ти школ повышенного типа.Оемялеткн
на это потребуют ежегодно 27.272 руб. 40 коп, а школы крестьян-
ской молодежи 90.000 руб. В виду тою, что семилетка законченной
практической подготовки не дает и после нея необходимо для прак-
тической деятельности обучаться в техникуме, на что потратить еще
4 года, необходимо признать для крестьян более подходящей школу
крестьянской молодежи, каковой уклон губ. ОНО и следует взять
с предстоящего же 26 27 года, стремясь норму соотношения школ
1-й х-тупени к школам семилеткам применять более в сторону раз-
вития школ крестьянской молодежи.

Зав. соц.-кулът. секцией А. Смеловский.

Электронная библиотека БОНУБ им. Ф.И. Тютчева