СтраницаПИСЬМЕННОСТИ

ПАМЯТНИК БРЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Не так давно, благодаря любезности А. Б. Петрищева, мы познакомились с одним весьма любопытным памятником, касающимся местной бытовой жизни. Это «Книшка отъгаворная Егора Зайцова».

Книжка представляет собою небольшую тетрадь, в осьмую долю листа простой бумаги, нисана она, как значится на заголовке — в 1857м году, и содержит в себе разного рода заговоры, отговоры, рецепты против различных болезней, и проч.

«Мы знали собственника тетрадки, сообщает нам А. Б. Петрищев: это был мастеровой на одном из Мальцовских заводов, старик, довольно крепкий с виду, и как говорят в Брянске — имел в носу (?—был колдун). Ныне он умер».

Титул на тетрадке писан на манер печатного шрифта, и находится под дугообразной узорной заставкой, с середины которой возвышается украшение, по сторонам коего две звездки.

Отговоры и заговоры начинаются с оборота второго листа и идут до фаса 16го. Далее, с оборота сего последнего до л. 42а — разные записи частного характера, сделанные карандашом, и наконец отсюда до л. 44а — еще четыре средства; на л. 45а последняя запись чернилами и криптографией. Прочия страницы с карандашными записями из домашнего обихода.

Все заголовки в Отговорной книжке сделаны навыворот, таким же способом занесено средство «как скот заводить», рядом с чем мы поместили транскрипцию в обыкновенном чтении.

Справедливо мнение, что «простой народ наш по языку и быту своему также важен для нас, как летописи и грамоты»*. Памятник ближайшего к нам времени, Отговорная книжка Зайцова тем именно и драгоценна, что дает нам понятие о живучести изстаринного быта, раскрывая вместе и внутреннюю, духовную сторону человека.

Передаем все содержание тетрадки в ее орфографии, где между прочим сказалось местное произношение.

 

КНИШКА ОТГАВОРНАЯ

 

1. ЫНИВАДАГ ДО ЪРОВАГДО (Одгавор од гадавины).

На мори на кияни на вострави буяни стаять часть ракитавай куст. в том частам ракитавом кусту лижит змей шкурапей. о змей шкурапей собири (bis) своих всех змей змиевича** межных и подрубежных, калодных, паткалодных, махавых и лисавых, змию шкуранею; змию пириярью, литучих и палзучих шиливых, печвых и запечных. а ни сабирешь ты всех змей змиевичах (sic) межных, подрубежных, калодных, паткалодных, мохавых и лисавых, змию шкуранею, змию пириярью, литучих и палзучи(х) шиливых, печных и запечных, то пойду я к Михайли и к Гавриилу. напушу грознава грому, грознаю тучу, громом пабъю, моланьей сажгу. о раб Христов человек ни ходи к самому Христу и к Михайли и к Гавриилу, от Гавриила к гарганки (sic), ни пускай на мине грознава грому, грознаю тучу, ни бе(й) мине громом, ни жги маланьей,  я раб Христов человек, выташи жала русава. Как вода чиста и непорочна, так чтобы раб чисть и непорочен (был) о(т) змиинай лютости и ненависти.

 

2. ЪРОВАГАЗ ИИМЗ (Загавор змии).

Сонце, небо, земля, ключ, запри змию к сырой зимли.

 

3. ЙОНРУДО ИКАБОС (Собаки одурной).

Во имя О(т)ца и Сына и Светаго Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь.. 3жды.

Помени Господи царя Давыда и кротость всю его — 3жды. и укротил царь Давыт серце и укроти лукавы, так укроти Господи всякия скорби и болезни рабу твоему имрак. избави Господи и защити от всех прилох вражицких и от омраку бесовского. о Михаила Архангел вышних сил воеводе, помилуй и защити от всех прилох вражицких и от омраку бесовского. Аминь.

 

4. ЙОНРУДО ИКАБОС ЪТОУМОЛАЗ (Залому (sic) от собаки одурной).

(В) месице марте во светом граде вов Рыме, на той горе Люне стоял сабор, у том сабори мати Марея спала и почивала, видела сибе сон чуден и страшен. кто сон знаит и читаит, из дому в дом перипускаит — на сорак дней прошен имрак знать*** будет. вынимай дурнуя кровь из буйно(й) галаве с ритивова серца, ис кожи, з жил, из-под жил, с кахтей и с нохтей. в том доме три ангела: первой Исак, второй Ияков, третий ангел шестикрылатой, деной помочник, теплой одежник, привиликай сохранитель, сохранить на крутых горах, на темных лисах от ведмы еретницы, калдуна, калдуни, от ничистава духу, от буеного древа. Слава О(т)цу и Сыну и Светому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

5. ЯИНЕЧИЛЗИ ИКДАРОХИЛ (Изличения лихорадки).

По морю кияню плывут 12ть дев волоса растрипамши, сами распаясамши. Ананий, Карпей, Михаил глянули на моря, воскликнули етих дев, стали их спрашавати — что вы есть за девы, о(т) кого посланы, мы есть девы послана от царя Ирода в Светло-Руское царство, тело иссушать, кости умести собирать. Ананий, Карпей, Михаил стали их мучити разнами муками и дали им по 77 ударов. да возмолюца девы Ананию, Карпею, Михаилу, Кто етот список знаит или прочитаит, к тому мы человеку ни прикоснемся во веки веков. Аминь: 3жды.

Брянский Вестник 1895 год