СтраницаПИСКАРЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

ПИСКАРЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Из потомственной семьи бежицких рабочих. Талант юного Николая заметил учитель в школе, и по его рекомендации он в 1904 г. был направлен в Московское Строгановское художественно-промышленное училище. Николай учился у знаменитых художников В.А. Серова, А.В. Васнецова, Н.К. Рериха. Самостоятельно начал работать в издательстве известного книгоиздателя Сытина, а также у Левинсона и Кушнерева. В 1909 г. получил звание скульптора по металлу и поступил на работу в графическую мастерскую. В двадцать лет заболел туберкулезом, но упорно вел борьбу за жизнь. В мае 1921 г. ревком г. Феодосии. Интересны его иллюстрации к «Повестям Белкина» А.С. Пушкина. Высокую оценку получили иллюстрации к труду «Книга о «ипотных» Леонардо да Винчи, «Исповеди» Ж.Ж. Руссо.
 

Николай Иванович Пискарев - известный русский художник – график и акварелист. Иллюстрировал книги А.С. Пушкина, А. Погорельского (А.А. Перовского), С.Т. Аксакова, А.В. Луначарского, А.С. Серафимовича, Ж.-Ж. Руссо, Ч. Диккенса… Но особый талант художника проявился при иллюстрации книг Л.Н. Толстого.

Николай был первым ребенком в большой семье бывшего сына крепостного Ивана Федоровича Пискарева, который в 1886 году переехал из г. Мещевска Калужской губернии в Бежицу. Там он работал на Брянском заводе, которому отдал свыше сорока лет своего труда. Мать художника, Ефросинья Степановна, была дочерью священника Рославльского уезда Смоленской губернии.

Отец и мать были людьми деятельными, много сил отдавали заботам о детях, стремились дать им хорошее образование. В 1904 году Николай окончил частное училище при Брянском заводе и поступил в московское Строгановское художественно–промышленное училище. Через пять лет он получил звание мастера скульптуры по металлу, и в 1909 году поступил в графическую мастерскую. В этом же году начинает свой самостоятельный путь в качестве иллюстратора и графика в издательствах Сытина, Левинсона и Кушнерева.

В 1911–1914 гг. выполнил серию архитектурных пейзажей Москвы и Петрограда в технике цветной линогравюры. С 1913 года работал над дипломным проектом. В 1915 году исполнил рисунки, навеянные первой мировой войной. Участвует в выставке в Москве.

У Н.И. Пискарева прогрессирует легочная болезнь.

В 1916 году он закончил Строгановское училище, получив звание художника 1–й степени. В этом же году призывается в царскую армию, но по болезни признается негодным к воинской службе. Начало работы в разных московских издательствах. Участвует в трех московских выставках.

В 1917 (?) году женится на Людмиле Петровне Всесвятской. В 1918 году выполнил ряд акварелей, гуашей, линогравюр и карандашных рисунков на темы «Феодосия и ее окрестности».

В 1919 г. работает преподавателем  офорта во 2–х Государственных свободных художественных мастерских, а с сентября он в Феодосии, где преподает в реальном училище. Участвует снова в выставке в Москве. В Феодосии он будет принимать участие в комиссии по сохранению галереи Айвазовского. Много пишет пейзажей местной природы. В октябре 1921 года возвращается в Москву, где начинает работать в должности профессора наборно–типографского, а затем книгопечатного отделения графического факультета Высших художественно – технических мастерских (ВХУТЕМАС) (с 1926 г. – институт). В 1922 г. иллюстрирует и оформляет драму А.В. Луначарского «Освобожденный Дон Кихот».

В 1923 году у Н.И. Пискарева из под пера выходит ряд оформительских работ. В этом же году родился его сын Всеволод (погиб во время Великой Отечественной войны).

В 1925 г. по совместительству работает редактором БСЭ; участвует в выставке «Русский книжный знак в гравюре». В 1925–1926 гг. возглавляет Академическую типографию ВХУТЕМАСа.

В 1927 году участвует в 10–ти выставках: в Москве, Ленинграде, Казани, Симферополе, Феодосии; на международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге. В двух случаях ему вручен диплом (в Москве и в Монце–Милане).

В 1929 году Н.И. Пискарев вступил во второй брак, его женой стала скульптор Анна Илларионовна Южакова. В 1928–1929 гг. помимо своих работ, выставленных  в России, художник участвует в выставках в Кёльне (Германия), в Амстердаме (Нидерланды), в Нью–Йорке и Филадельфии (США). В 1930 году Пискарев уволился из ВХУТЕИНА по состоянию здоровья. В 1930 году в семье Пискаревых родился сын Георгий (умер в 1934 г.). В этом году художник приступил к серии иллюстраций по произведениям Л.Н. Толстого («Анна Каренина»). Участвует в выставках в Берлине, Стокгольме, Осло, Данциге. Работает художником–консультантом ИЗОГИЗА, с 1931 по 1934 год – в Госиздате художественной литературы.

Обязательный участник всех ежегодных выставок на Родине и за рубежом.

В 1933 году родился его сын Иван, в 1934-м – дочь Анна.

В 1938 г. Пискарев создал наборный типографский шрифт для художественной литературы, а также изобрел станок пантограф–трансформатор для получения различных видов букв определенной гарнитуры.

В 1943–1945 гг. Н.И. Пискарев занимается активной общественной деятельностью в качестве инспектора по охране памятников архитектуры подмосковного Звенигорода. В послевоенное время организует здесь учебно–экспериментальную мастерскую и ведет обучение учеников цветной печати художественных эстампов. Пишет статьи по искусству книги. Оформляет альбомы: «А.В. Суворов», «Русские рисованные шрифты советских художников» (он же редактор его), «М. И. Кутузов» (не был издан). Оформлял также периодический сборник «Книга».

Умер Николай Иванович Пискарев 12 марта 1959 года в Москве, а похоронен в Звенигороде.

Работы нашего земляка выставлялись на многих выставках и после его смерти. Персональная выставка работ Н.И. Пискарева прошла в 1970 году в г. Вологде. К огромному сожалению выставка работ Н.И. Пискарева на малой родине, в Брянске, до сих пор не проведена.

Автор прекрасной книги о художнике Нина Афанасьевна Горленко пишет: «В 1964 году, на встрече памяти Пискарева в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, художник В.В. Лазурский подчеркнул роль Н.И. Пискарева как художника книги и создателя нового советского шрифта. Он привел высказывание крупнейшего знатока книги ректора Лейпцигского графического института Альберта Капра. В своей статье «Искусство книги» Капр особое внимание уделил мастерству Фаворского, Кравченко и Пискарева. По мнению автора статьи, «Пискарев заслужил признание не только как выдающийся график по дереву, но и как одаренный художник шрифта». И далее автор от себя добавляет: «Широта творческой натуры Пискарева, его любовь не только к изобразительному искусству, но и к архитектуре, музыке, литературе, его знание полиграфии дали ему возможность с глубоким пониманием отнестись к книге как произведению искусства».