Страницаперестройка

Повседневная жизнь, культура и образование в Брянском крае в период «перестройки» и в конце XX века

Пустые прилавки и продажа продуктов по талонам

Первые же шаги нового руководства страны в 1985 году оказались связанными с повседневной жизнью. ЦК КПСС принял 7 мая постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Регламентировались ме­ста и время продажи спиртного, резко сокращалось и количество его произ­водства. Широкое распространение пьянства действительно было серьёзной экономической, социальной и даже медицинской проблемой. Однако попытка решить её запретами и административно-командными методами лишь поро­дила новые проблемы, проявившиеся и в Брянской области.

Очередь за водкой во времена антиалко­гольной кампании

Было демонтировано либо законсервировано большинство спиртза-водов, прекращено производство дешёвых плодово-ягодных вин. Это тут же обернулось большими потерями в областном бюджете. Резкое сокращение производства и продажи спиртных напитков породило дефицит и огромные очереди у торговавших ими магазинов. Выросло, несмотря на уголовное пре­следование, самогоноварение. Не дав существенных результатов и вызвав лишь раздражение в народных мас­сах, спустя три года антиалкоголь­ная кампания была практически свёрнута.

Серьёзно на повседневность воздействовали запущенные М.С. Горбачевым процессы демокра­тизации общественной жизни и «гласности». Это нашло отражение в первую очередь в сфере досуга. Газеты и журналы стали публико­вать острые материалы о социаль­но-экономических и национальных проблемах, касаться «запретных» тем: «белых пятен» истории, судеб репрессированных деятелей. Публикова­лись и ранее запрещённые советской цензурой литературные и философские произведения. Такие издания широко обсуждались.

В Брянске у киосков «Союзпечати» по утрам стали выстраиваться оче­реди. Люди спешили купить свежую столичную прессу. Поднялся рейтинг «толстых» журналов: «Нового мира», «Москвы», «Звезды». Огромной популяр­ностью стал пользоваться ранее официозный журнал «Огонёк», который воз­главил писатель Виталий Коротич. Резко возрос тираж еженедельника «Аргу­менты и факты». Местные же газеты, редко и робко касавшиеся острых тем, теряли читателей, их тиражи падали.

Вновь популярными стали публичные диспуты и лекции. Это означало преодоление апатии и застоя. Характерным явлением духовной жизни кон­ца 1980-х годов стало переосмысление истории советского периода. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикально. Исчез монолит «советской культуры», искусственно скреплённый коммунистической идео­логией. Культурная жизнь стала на­много разнообразнее и сложнее. По многообразию стилей, концепций, пристрастий культура времён пере­стройки очень напоминает русскую культуру начала XX века.

Гласность стала проникать и на телевидение. Активную пози­цию демонстрировали создатели программ «До и после полуночи», «Взгляд». Люди часами не отходи­ли от телевизора во время транс­ляции общественно-политических передач. Телевидение стало и проводником непривычных для официальнои советской пропаганды ценностей. Вызвала шок рекла­ма. Начались первые конкурсы красоты.

Новшеством в быту населе­ния в годы перестройки стала ко­оперативная торговля. Появились первые кооперативные рестораны и кафе. Особое развитие получили мелкие магазины коммерческого характера, где продавались «втри­дорога» часто перекупленные в го­сударственных торговых организа­циях продукты питания и вещи.

А.П. и СП. Ткачёвы. "Судьба ветерана"

Наконец, на обывателя об­рушилась и такая проблема, как денежная реформа. В январе 1991 года решено было в три дня обменять 50 и 100-рублёвые купюры образца 1961 года на новые. Одновременно были введены ограничения на выдачу наличных вкладов в Сбербанке. В стране началась паника - многие имели на руках большие суммы денег крупными купюрами. Весной 1991 года прошло и первое повышение цен на продукты питания. Стоимость многих из них воз­росла вдвое.

Возникло сильное имущественное расслоение общества. Особенно трудно пришлось пенсио­нерам и работникам бюджетной сферы - учё­ным, врачам, учителям.

Культура и искусство освободились от цензурных ограничений, получили возмож­ность доступа к многим запрещенным ранее произведениям. В то же время работники этих сфер на себе ощутили резкое сокращение государственных ассигнований на нужды просвещения, здравоохранения и культуры, что не могло не привести ко многим негативным последствиям. Началась коммерциализация социаль­но-культурной жизни: появилось платное образование, платные медицин­ские услуги, проникла коммерция в музейное и театральное дело.

Криминализация общества сделала популярным такой песенный жанр, как «русский шансон» - достаточно низкопробные произведения, как правило, связанные с бытом и жизнью преступного мира. На телевидении с обильными рекламными перебивками стали показывать разнообразные телесериалы, ра­нее неизвестные советским людям. Домохозяйки очень, к примеру, полюбили один из первых сериалов на российских экранах - «Санта Барбара».

По России и в Брянской области в начале 1990-х годов шло быстрое со­кращение сети учреждений образования, здравоохранения и культуры. Если в 1990 году в регионе работало 905 детских садов и яслей, то к 1998 году их осталось 540, количество общеобразовательных школ сократилось с 960 до 840, больниц и амбулаторий - с 340 до 290, библиотек - с 920 до 790. Не было средств на ремонт, приобретение мебели, оборудования. Книжный фонд би­блиотек сократился с 13 до 11,5 млн. экземпляров. Лечебные учреждения ис­пытывали острую нехватку лекарств. Многие люди месяцами не получали зарплаты и пенсии. Однако и в таких условиях работники социально-культур­ной и образовательной сфер сумели выжить и добиться новых достижений.

В системе образования новшеством стало появление учебных заведений с повышенным уровнем подготовки выпускников: лицеев, гимназий, колледжей. Институты преобразовались в университеты и академии, повысив свой статус.

Именно в 1990-е годы стали традиционными публичные научно-лите­ратурные чтения, посвященные жизни и творчеству Ф.И. Тютчева и Даниила Андреева, фестивали современного искусства имени Н. Рославца и Н. Габо, а также Всероссийский конкурс вокалистов имени А. Вяльцевои. Сохранилась добрая традиция праздников поэзии в родных местах Ф.И. Тютчева и А.К. Тол­стого. Продолжают творческую деятельность и коллективы трёх брянских те­атров. Были созданы академический хор под управлением Марио Бустилло, оркестр народных инструментов под руководством В. Осипова, камерный и эстрадный оркестры. Регулярно проходят краеведческие конференции и слё­ты, а также фестивали исторической реконструкции.

Постепенно в прошлое уходила часть советских праздников - 1 Мая (этот день ещё и на исходе советского времени многие люди старались уже по­свящать не первомайским демонстрациям, а работе на собственном огороде), 7 ноября (Б.Н. Ельцин неудачно пытался объявить его «Днём согласия и при­мирения», но новая традиция так и не привилась). Лишь Новый год, 23 февра­ля и 8 Марта смогли войти в быт новой России из прежних времён.

Зато рост религиозности населения сделал в России и на Брянской зем­ле вновь, как сто лет назад, традиционными такие православно-христианские праздники как Рождество, Пасха. Многие стали вспоминать и куда более древ­ние традиции предков-славян и отмечать, к примеру, праздник Ивана Купалы. Новой традицией, оказавшейся по душе большинству людей, стали в населён­ных пунктах области празднования Дня города.