Перемены в развитии крестьянского хозяйства на Брянщине
Васильев. Деревня.
Основная черта, характеризующая русское крестьянство - тадицион-ность. Из поколения в поколение передавался и воспроизводился накопленный коллективный опыт, не оставляя места для новаций. Поэтому перемены в сельской жизни Брянского края в первой половине XIX века происходили очень медленно и с большими трудностями. Практически не изменились крестьянские орудия труда, методы ведения хозяйства, о которых рассказывалось в первой части учебного пособия по истории Брянского края. Однако жизнь не стояла на месте и постепенно привносила и в сельский уклад новые явления.
В условиях голода предписывалось раздавать хлеб под расписки, что он будет возвращён в будущем без процентов. В Брянске находился деревянный казённый магазин на 4 тысячи человек, в Трубчевске - на 3 тысячи, в Севске - на 1 тысячу. В Брянск и Трубчевск зерно поставлялось из других, более хлебных уездов. Все хлебные склады-магазины были помещены за пределами городов, в безопасных местах от огня и воды.
Трехпольная система земледелия: озимое, яровое и пар [выжигали поле весной и давали отдохнуть год], характерная для Брянского края в XVIII веке, сохранялась и в первой половине XIX столетия. Под зиму (к началу сентября) чаще всего сеяли рожь, которую собственно и принято было называть «хлеб». Обычный урожай её, который из-за погодных условий иногда мог ещё значительно уменьшиться, составлял три зерна на одно посеянное (сам-3). По установленному здесь порядку треть пахотных земель шла под озимые, а остальная часть делилась пополам под яровые и находившуюся под паром.
С. Виноградов. Обед работников.
Горох, чечевица сеялись мало, просо также отличалось непостостоян-ством урожая из-за погодных условий. Зато увеличились площади под посев пшеницы, впрочем, пшеничный хлеб оставался по-прежнему едой лишь весьма обеспеченных людей.
Определённым новшеством стало расширение выращивания картофеля. В начале XIX века его высаживали главным образом в помещичьих усадьбах, с последующим использованием в качестве сырья при винокурении и для производства крахмала. Крестьяне с недоверием относились к этому заграничному овощу. В то время существовало официальное наименование картофеля «земляное яблоко», переиначенное крестьянами в «чертово яблоко».
Однако в северных уездах Черниговской губернии, где были скудные урожаи хлеба, картофель стали засевать не на огородах, а в поле и широко употреблять его в пищу.
К середине столетия небольшие участки с картофелем, таким привычным для нас сегодня, стали появляться не только у зажиточных крестьян, но и у бедняков. Картофель приносил более стабильный урожай в сравнении с рожью и служил важным подспорьем в питании в начале июля, когда зерновые ещё не поспели. Употребляли его исключительно в варёном и запе-чёном виде.
Улучшения очень трудно прививались в крестьянском хозяйстве. Существует точка зрения, что проблема крестьянской бедности заключалась не столько в нехватке земли, сколько в устаревших способах пользования ею. Например, крестьяне в некоторых уездах Брянского края заводили себе дополнительные земельные участки в лесу. Выбирали подходящее место и в июне месяце, когда растения набирали силу, рубили лес. На следующий год, уже теперь в апреле, в сухую погоду сваленные деревья поджигали, затем разгребали золу и начинали пахать землю. Оставшиеся пни и корни деревьев мешали это делать, но их не трогали, обрабатывая только свободную от них почву. Недоступные для сохи места взрыхляли ручной мотыгой. Такая заросшая пустошь называлась «ляда». На этой земле первоначально высевалось просо, а в последующие годы овес, пшеница, а когда почва истощалась - рожь. При росте населения леса в ряде уездов Брянского края, например, в Суражском, превращались в сплошные «ляда».
Выход, казалось бы, был очень простым: крестьянам следовало отказаться от экстенсивных методов и усвоить более интенсивные, ввести посев корнеплодных растений, улучшить качесто посевного зерна, завести лучшие породы скота, содержать и кормить его в более благоприятных условиях и т. д. Однако на самом деле эти проблемы было очень трудно решить. Большинство крестьян имело денежных доходов меньше, чем расходов.
Они платили пастуху и несли деньги свещеннику в церковь, покупали дёготь, соль, оплачивали необходимую им работу кузнеца, а главное - уплачивали казённые подати за ревизские души по 5 рублей ассигнациями в год, отдавали зерно в казённый магазин, несли другие общественные сборы. К этому могли добавляться дрова, лыко, табак и водка. Если же вдруг случится неурожай, а в Брянском крае неурожайные годы были периодическими: 1820,1821, 1833,1834,1839,1840,1841 годы, то приходилось занимать хлеб под высокие проценты, продавать скот и даже одежду. Однако и эти меры не спасали от недоимок (неуплаченных казённых податей). Один неурожайный год требовал многолетних трудов для восстановления потерпевшего нужду хозяйства.
В. Максимов. Аукцион за недоимки
Весной крестьяне приступали к первой полевой работе - пахоте под яровые. Здесь всё также оставалось традиционным: соха с запряженной в неё одной лошадью. На основе опыта начинали вспашку тогда, когда земля уже не резалась пластом, но и не была настолько сухой, что соха осиливала её с трудом. Почва должна была рассыпаться под сошником. В годы с неблагоприятными погодными условиями вспашка откладывалась даже до конца мая.
Лошадь впрягалась в соху без дуги. В уездах, близлежащих к Малороссии, для пахоты использовались волы. В день удавалось вспахать около 0,5 десятины. Количество рабочих лошадей было от 40 до 50 на 100 ревизских душ (крестьян мужского пола). В помещичьем хозяйстве отводилось три дня для вспашки десятины земли одной лошадью. В июне земля вспахивалась под посев гречихи и под озимые посевы, а затем повторно в конце августа, тогда же она засевалась рожью.
Борона являлась сельскохозяйственным орудием для разрыхления, выравнивания и очистки от сорняков почвы после вспахивания. Самая примитивная представляла собой верхушку дерева с торчащими сучьями. Более сложной была «суковатка», состоявшая из нескольких расколотых кусков елового ствола с обрубками сучьев, связанных между собой поперек так, что все сучья торчали в одну сторону. Наиболее распространенной в XIX веке была деревянная или плетённая из березовых прутьев борона в виде рамы-решетки со вставленными дубовыми или железными зубьями.
Многовековой опыт крестьян, основанный на тонких наблюдениях над явлениями живой природы, учитывал природно-климатические условия, особенности почвы, ландшафта. На его основе происходила и организация крестьянского труда. Но не только опыт, но и христианская вера, различные приметы и суеверия, своеобразная «аграрная магия» играли важную роль в традициях крестьянского земледелия.
Например, из поколения в поколение передавалось такое поверье, что если от обедни на Троицын день (Православная церковь отмечает Троицу в воскресенье в пятидесятый день по Пасхе] захватить из церкви пучок травы, раскиданной перед алтарём, да взять его с собой на сенокос, то убережёшься от всякой беды: сено дождём не испортится, ни один вор к твоему стогу даже не подойдёт.
Наряду с искренней верой в Бога сохранялось крестьянское суеверие, уходящее корнями в языческие верования, отдававшее луга-степи под власть Степового, луга-поймы - Водяному, лесные покосы - Лесовику. У каждого из них, по крестьянским представлениям, было своё царство, что следовало учитывать во время сенокоса.
Если пахали и сеяли в основном мужчины, то уборкой зерновых занимались практически полностью женщины. Жали вручную в течение всего светового дня. Выезжали в поле с грудными младенцами, за которыми присматривали старшие дети.
Овин. Молотьба.
Серпы, используемые для жатвы в России, в отличие от Западной Европы имели зубцы на лезвиях. Жатва считалась одной из самых тяжёлых полевых работ, поскольку серпом можно было работать только в наклонном положении.
Сжатый хлеб увязывали в снопы и отправляли в скирдах сушить в овин.
После просушки в овине снопы выкладывали в два ряда колосьями друг к другу. В молотьбе участвовали как мужчины, так и женщины цепами. Число обмолачивавших зерно старались сделать чётным, чтобы бить по колосьям синхронно. Мальчики или девочки, идя вслед, переворачивали снопы, по которым вновь проходились цепами. После этого снопы развязывали и вновь отбивали. В довершение граблями перетряхивали солому и убирали в сторону, а зерно сметали и веяли, подбрасывая при помощи небольшой деревянной лопатки с короткой ручкой.
Богатов Николай. Пасечник.
Несмотря на множество проблем, связанных с малоземельем, в первой половине XIX века овощные культуры стали занимать гораздо более важное место в крестьянском хозяйстве края. При выращивании овощей крестьяне начали соблюдать плодосменность. Там, где росла капуста, на следующий год высаживали свёклу или огурцы, а на месте огурцов - горох. В итоге на то же самое место капуста попадала через пять лет. Были ещё такие «хитрости» ведения хозяйства: грядки с луком, например, по краям засаживали репой, а свёклы - кукурузой и тыквой, чтобы рассадить высокоствольные растения с низкоствольными.
Обработкой огородов занимались исключительно женщины. Мужчины только вспахивали под посадку землю. На огороде в течение лета несколько раз выпалывали сорняки. Уже с начала июня крестьяне начинали пользоваться плодами своих трудов: листьями свёклы, зелёным луком, а затем и овощами. Огород служил для прокорма свиней, телят, а ближе к осени и коров.
Садоводством практически никто из крестьян не занимался. Фруктовые сады были только в помещичьих имениях. Одним из исключений являлись суражские крестьяне, некогда принадлежавшие Киево-Печерской лавре. Они вывезли из Киева некоторые сорта плодовых деревьев и затем разводили их в помещичьих садах.
В первой половине XIX века в лесных Брянском и Трубчевском уездах продолжало существовать бортевое пчеловодство («борть» - дупло дерева), в то время как в других уездах уже было пасечное пчеловодство. Мёд диких пчёл собирался в дуплах деревьев, которые могли быть естественными или специально выдолбленными в соснах на высоте от 4 метров и выше. Право собственности на такие борти (не на деревья, а на выдолбленные в них ульи с роями пчёл) по установившемуся обычаю среди крестьян строго уважалось. За каждым из них закреплялось имя хозяина, обладание ими передавалось по наследству.
Делалась также специальная преграда для медведей, которые тоже занимались «медовым промыслом». Однако с уменьшением лесных угодий лесное ведомство запретило создавать новые дупла, а старые отдавало на три года в аренду. Постепенно бортевое пчеловодство в большинстве уездов Брянского края исчезало, поскольку весной пчелы могли и не заселить оплаченное дупло. В итоге на смену бортевому повсеместно приходило пасечное пчеловодство.
Важнейшей технической сельскохозяйственной культурой являлась конопля, из которой изготавливались парусина, канаты, верёвка, из конопляного семени добывалось масло, которое шло на продажу, а также в массовом количестве употреблялось крестьянским населением в пищу. Жмых (макуха) из выжатых зёрен бедными крестьянами нередко добавлялся в муку, из которой выпекался хлеб, шёл на корм лошадей, телят, птицы, заменяя зерновой хлеб.
Пенька - волокна стеблей конопли - являлась важной статьёй российского экспорта и внутренней торговли. В 1804 году её было вывезено за границу на 13 миллионов рублей. Помимо этого экспортировалось масло, парусное полотно, канаты.
Продажа пеньки оставалась для крестьян Брянского края одной из немногих возможностей получения денежного дохода или погашения долгов. Помещики продавали пеньку купцам прямо в имениях, а крестьяне на рынках в неочищенном виде. На специально созданных трепальнях её очищали, сортировали, увязывали и отправляли к пристаням Западной Двины для последующего сплава в город Ригу.
Пеньку добывали путём отмачивания в специально вырытых для этого в низменных местах прудах, куда собиралась дождевая или из ближнего ручья вода. Главное, чтобы такая вода не содержала в себе окрашивающего вещества.
Стебли связывали в виде плота и погружали под гнётом в воду на время от двух до шести недель. После вымачивания её ставили рядами у заборов и оставляли до весны. В сухую солнечную погоду стебли мяли на бревне с желобом специальным бруском, сделанным наподобие ножа. Древесина пеньки измельчалась, и оставался только конопляный волос. Ценность такого сырца зависила от длины волоса, его прочности, цвета и шелковистости.
Оборудование маслобоен ещё не имело железных винтовых прессов, поэтому выжимали масло из семян деревянными колодами. Затем его сливали в большие дубовые бочки вместимостью по 22-23 пуда. На воз устанавливалась только одна такая ёмкость. Зимой на санях купцы, торговавшие оптом, отправляли масло в Минскую губернию для последующей транспортировки её в Пруссию, а из Тверской губернии - в Петербург. Для закупки масла купцы местные и из портовых городов собирались на Свенской ярмарке. От заключённых здесь контрактов зависела его цена на следующий год.
Ещё одной важной технической культурой являлся лён. Лучший по качеству для прядения выращивался на севере Нечерноземной зоны России, где климатические и почвенные условия благоприятны для развития подходящей структуры стебля растений с большим количеством волокна.
В северных уездах Черниговской губернии лён также выращивался, но в небольших количествах и не для продажи, а для собственных нужд. Производство льна требовало дополнительного ухода. Его несколько раз вручную пропалывали от сорных трав, но даже хорошо выросший он мог иметь некачественные волокна. Обмолачивали его женщины вальками. Стебли выстилались на лугу в зависимости от погоды на срок от 4 до 6 недель.
Мяли лён, используя те же приспособления, что и для пеньки. Доход от льна и льняного семени принадлежал женщинам, которые выполняли связанные с его выращиванием работы, и использовался для покупки нарядов, различных хозяйственных мелочей и украшений: иголок, напёрстков, гребней, веретён и т. д.