Страницапения

 ЗНАМЕННЫЕ ПЕНИЯ И ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Со времени утверждения на Руси Православия на протяжении веков господствующим было
одноголосное пение – знаменный роспев. Земли Брянской Епархии, после Крещения Руси входили в
состав Черниговской Епархии. В 1356 году Брянск перешел под власть Великого княжества Литов-
ского и Русского. Дальнейший ход истории был различен в восточных (Брянск, Трубчевск, Карачев,
Севск) и западных (Стародуб, Почеп, Мглин) районах современной Брянской области. В 1503 году
Брянск отошел к Москве в русское подданство, в 1625 году вошел в Патриаршую область. Западная
часть оставалась под властью Литвы. В 1385 году Литва соединилась с Польшей, польские короли
содействовали католичеству и подавляли Православие. Освобождение пришло в 1654 году, когда
стародубцы, а за ними жители других городов присягнули русскому царю. В юго-западных частях
Руссой митрополии, попавших под власть литовских и польских государей с течением времени
сформировался региональный вариант знаменного роспева – киевский роспев, который в середине
XVII века проник и в московскую (общерусскую) традицию. В это же время в Русской Православной
Церкви произошла смена стиля церковного пения. Древние литургические формы были заменены
многоголосными образцами, ориентированными на западноевропейскую традицию. Гармонизации, а
также авторские сочинения, не связанные с древней монодийной традицией, – господствуют в Рус-
ской Православной церкви на протяжении XVIII–XX вв. Унисонное пение сохранялось в некоторых
монастырях и у старообрядцев, которые селились, в частности, в освобожденных от литовско-
польского владычества территориях.

Большое значение для возрождения знаменного пения в Брянской Епархии имело управление
ею Епископом Феофилактом (Моисеевым) в 2002-2011 годах, который покровительствовал знамен-
ному пению, поощрял суровое унисонное пение в низком регистре. Владыка приветствовал знамен-
ное пение во всех храмах и монастырях Епархии. По благословению Преосвященного Феофилакта в
2005 году Знаменное пение было включено в программу обучения на регентском отделении Брянско-
го Духовного училища. Вначале обучение было двухгодичным, впоследствии переведено на трехлет-
ний курс. Программа обучения составлена преподавателем предмета – автором настоящей статьи, - и
внедрена в образовательный процесс. В помощь обучению готовится к изданию сборник знаменного
пения, изложенного линейной нотацией. Сборник составлен из песнопений Всенощного бдения и Ли-
тургии, исполняемых в Петро-Павловском женском монастыре, где проходят практику учащиеся ре-
гентского отделения. Настоятели и церковные хоры Епархии, проявляющие любовь к знаменному
пению, используют его в качестве адаптированного доступного источника.
Петро-Павловский женский монастырь, основанный в 1275 г., был возобновлен в Брянске в
2002 г. Хор монастыря старается включать большее число знаменных песнопений, в частности, Ли-
тургия ежедневно поется знаменным роспевом. Основным источником песнопений является сборник
«Литургия Троицкого собора» [3]. Отсутствующие в нем песнопения (задостойники, прокимны) за-
имствуются из других изданий. На Воскресном Всенощном бдении знаменным роспевом поется
большинство неизменяемых песнопений, «Господи, воззвах…», первая стихира и Догматик – столпо-
вым роспевом. В пении гласовых песнопений иногда используется малый знаменный роспев, пред-
ложенный в книге Г. Б. Печенкина «Пение на глас. Самогласны и запевные строки» [4]. Обучение
пению Божественной Литургии в крюковой нотации проходит по сборнику песнопений, составлен-
ному М. М. Макаровской [5]. В основном, пение осуществляется по круглым нотам, киевская и крю-
ковая нотации используются мало.
Из православных церковных хоров также известен знаменным пением хор Севского Кресто-
Воздвиженского женского монастыря. Монастырь был открыт в 2000 году в городе Севске на месте
приходского храма. В 2004 руководитель хора начала включать в Богослужение некоторые песнопе-
ния знаменного роспева. Ее усердия были подкреплены благословением правящего Архиерея, и ис-
пользование роспева начало расширяться. Певчие обмениваются опытом с Площанской пустынью и
Петро-Павловским монастырем.

Возрождение знаменного роспева в Брянской Епархии Русской Православной Церкви происходит
независимо от местных старообрядческих традиций, где оно имеет свою историю. Здесь знаменный роспев
употреблялся традиционно, поэтому, описывая его картину, мы не говорим о его возрождении.
Зыбкая (будущий Новозыбков), Клинцы, Злынка, Лужки, Елионка, Климово, Чуровичи были ос-
нованы как старообрядческие слободы. В этих поселениях находятся несколько приходов двух старооб-
рядческих разделений, именуемых Русская Древлеправославная Церковь и Белокриницкое согласие.
Новозыбков, третий по величине город Брянской области, основанный в 1701 году, – один из
важнейших центров современного старообрядчества. В городе в 1991 году было открыто Древлепра-
вославное училище, готовившее в том числе уставщиков и регентов.
Спасо-Преображенский собор РДЦ города Новозыбкова построен в 1911 году. В Богослужении,
как и во многих других старообрядческих общинах, используются книги издания Л. Ф. Калашникова.
Текст песнопений у приемлющих священство истинноречный. Поклиросное пение осуществляется по
крюкам. По свидетельству головщика, крюковую азбуку знают не все, обучение певчих происходит в
форме передачи знаний от поколения к поколению. Также по словам головщика, на клиросе имеются
книги беспометной нотации, по которым могут петь некоторые люди преклонного возраста по памяти, не
зная значения знамен. При занятиях с хором внимание уделяется манере голосоведения, пению в резона-
торы, четкому произношению согласных. Во время исполнения за академической манерой пения не сле-
дят, посреди распевания слога вместе берут дыхание и начинают дальше «с подъездом».
Николо-Рождественская церковь, построенная в 1782 г., в 1846 г. перешла во владение старооб-
рядцев белокриницкого согласия (официальное название Русская Православная Старообрядческая Цер-
ковь – РПСЦ). У священнодействующего имеются певческие рукописи XIX в. В Богослужении исполь-
зуются те же сборники Л.Ф. Калашникова, что и в храме РДЦ. Особых законов дирижирования нет, для
руководства хором уставщик использует жесты движения указкой по углам четырехугольника, круго-
образные, волнообразные, в форме выпадов. Во время пения становятся более опытные позади,

Рассмотрим каждую рукопись отдельно.
1. «Рукопись после 1838».
Переплет рукописи не сохранился, видны следы горения, возможно, были утрачены части книги.
Эта книга содержит Обиход и Октоих.
В Обиход входят песнопения:
1. «С нами Бог».
2. «На реце Вавилонстей».
3. «Покаяния отверзи ми двери».
4. «Вместо молитв ради» стихира на Рождество Христово, на Богоявление, на Преображение.
5. «Сретению на 9 песни припев».
6. «В Великий Понедельник. Се Жених».
7. «Во всю Страстную Седмицу. Чертог Твой».
8. «В Великий Четверток и Пяток. Егда славнии ученицы».
9. «В суботу 5-я Недели святаго Поста. Возбранной Воеводе».
10. «В Великую Суботу и на Воздвижение по славословии Трисвятое».
11. «В Суботу Великую. Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного».
12. «В Суботу Великую вечер. Стихеры на «Господи, возвах…» Воскресны. «Днесь ад стоня
вопиет…» (3 стихиры). Слава «Днешнюю тайну великий Моисей…»

Наиболее яркую картину возрождения знаменного пения Православной Церкви в Брянской
Епархии представляет пение в монастырях, как местах более удобных для сугубой молитвы и храни-
телях древнерусских церковных традиций, имеющих творческие и интеллектуальные возможности
для этой деятельности. Также мы обращаем внимание на образовательную программу Брянского Ду-
ховного училища, включающую предмет «Знаменное пение». Многие приходские хоры также ис-
пользуют роспев, но обычно это фрагментарное включение с гармонизациями или подголосками.
Местное старообрядческое пение имеет свою историю. На нашей земле мы имеем возможность по-
знакомиться только с теми образцами русской певческой палеографии, которые были созданы в среде
старообрядчества, по причине более позднего времени их написания в сравнении с несохранившими-
ся православными рукописями. Надеемся, что настоящая работа будет способствовать возрождению
знаменного роспева в Богослужении Брянской Епархии.
 

ПРАКТИКА ЗНАМЕННОГО ПЕНИЯ И ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ НА ТЕРРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
М. Д. Егорьева