Брянская область - программа развития автотранспортных пассажирских предприятий - 2013 год
В начале нынешнего года директором департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области был назначен В. Михалев (седьмой или восьмой руководитель за шесть лет существования этого ведомства). Человек приезжий, он с большой энергией взялся познавать азы пассажирской транспортной системы. Казалось, разберется, наведет порядок и снимет «удавку» с отрасли. Ан нет...
30 апреля состоялась презентация программы развития автотранспортных пассажирских предприятий. В своем выступлении В. Михалев заверил, что «начиная с 1 апреля финансирование автотранспортных предприятий будет осуществляться согласно произведенным расходам на зарплату водителей — 15 тысяч рублей и фактическим расходам на горюче-смазочные материалы». Уже середина августа — а воз и ныне там. Наверное, директор забыл указать, с какого года будет финансирование. Также он забыл рассказать, что доля убыточных предприятий в транспорте и связи по итогам 2012 года составила 55,1 процента. Зато не удержался от того, чтобы в программу «Развития пассажирских автотранспортных предприятий Брянской области» (2013—2015 годы), которая утверждена постановлением правительства Брянской области № 75-п от 29 апреля 2013 года, включить небольшой пунктик: программные мероприятия будут осуществляться за счет финансовых средств автотранспортных пассажирских предприятий, которые должны выделить: в 2013 г.— 57,3 млн. руб.; в 2014 г.— 62 млн. руб.; в 2015 г.— 67,1 млн. руб. Как говорится, приплыли!
Хочется спросить у В. Михалева: а не подготовлен ли документ наспех, без малейшего анализа, без подведения итогов достигнутого по ранее принятой аналогичной программе? Непонятно и то, для кого и для чего приведен набор сомнительных фраз и предложений. Например, в программе говорится: «Бюджет Брянской области осуществляет компенсацию потерь в доходах, возникших в результате регулирования тарифов на перевозку пассажиров. В 2013 году предусмотрен объем ассигнований в размере 116 млн. рублей. Как показал расчет, данных средств недостаточно. Только на заработную плату и ГСМ в 2013 году потребуется около 292 млн. рублей. Учитывая то, что бюджетом области в 2013 году выделяется 116 млн. рублей, потребуются дополнительные средства в объемах: 2013 год - 140,7 млн. руб.; 2014 год — 170 млн. руб.; 2015 год - 202 млн. руб.». То есть денег нет, а программа есть. И ее надо выполнять...
В программе также планируется перевод автотранспортных средств на более дешевое газомоторное топливо. Фантастика! Самая настоящая, так как без необходимых подготовительных мероприятий (специалисты меня поддержат) осуществить это невозможно. Удивляет и то, что не названы ни конкретные даты, ни конкретные практические шаги по достижению результатов. Ни слова о выполнении ранее принятой программы на 2010-2014 годы. Как будто она исчезла. Получается какая- то неразбериха, в результате чего не получаем денег из бюджета. Например, «Брянскавтотрансу» за прошедшие шесть месяцев не только не выделили дополнительные средства, но и, наоборот, уменьшили их на 2 млн. 400 тысяч рублей к уровню 2012 года. Власть отказалась компенсировать фактические потери в доходах от перевозки льготных категорий граждан. В результате мы вынуждены были осуществлять их доставку за свой счет. Другими словами, власть свои обязательства перед ветеранами и другими льготниками переложила на автотранспортные предприятия. Но у них нет лишних денег! В результате работники АТП (из-за дополнительных расходов) недополучают свои «кровные». В то же время чиновники обладминистрации, а теперь правительства, не забывают про свои интересы: в бюджет нынешнего года они заложили рост своей зарплаты на 20-50 процентов.
С уверенностью можно сказать: если не будут приняты энергичные меры — общественного автотранспорта мы больше не увидим. Как сегодня не видим настоящих, отвечающих всем требованиям безопасности автомобильных дорог. Хотя в программе «Развитие транспортной системы на 2010-2015 годы в Брянской области», утвержденной постановлением Правительства РФ № 377 от 20.05.2008 года, четко указано, когда и в каких населенных пунктах будут построены или реконструированы автодороги общего пользования, мосты и транспортные развязки, путепроводы через железнодорожные магистрали, площадки малой авиации, представительные объекты обслуживания (вокзалы, автостанции), в т.ч. автовокзалы в Дятькове, Новозыбкове, Клинцах. Указана и необходимость размещения на территории области (в Брянске, Почепе, Трубчевске, Новозыбкове, Мглине, Карачеве) логистических центров. Предусмотрено сохранение и развитие инфраструктуры воздушного транспорта, в частности развитие малой авиации и сооружение новых воздушных гаваней и вертолетных площадок в Новозыбкове и Севске. Также ставится задача по разработке программы по развитию придорожной инфраструктуры: сети мотелей, кемпингов, автостоянок, автозаправочных станций; оснащения транспортных коммуникаций объектами сервиса для обслуживания участников дорожного движения.
Разве можно безопасно передвигаться по дорогам, если состояние 270 мостов, находящихся на обслуживании организаций и предприятий области, вызывает озабоченность? В удовлетворительном состоянии, как знаем, только около 80 мостов (примерно 30 процентов). Более 20 требуют капитального, а еще 160 — планово-предупредительного ремонта. В области примерно одна тысяча населенных пунктов, в которых проживают 40 тысяч человек, не имеют дорог с твердым покрытием и круглосуточного доступа к социально- культурным объектам. За примером далеко ходить не нужно. Возьмем ноябрьскую 2012 года реконструкцию проспекта Станке Димитрова в Советском районе. Она была проведена отвратительно. Более 70 процентов территориальных дорог требуют усиления дорожной одежды. Свыше 60 процентов сети муниципальных дорог с твердым покрытием находятся в неудовлетворительном состоянии, особенно в сельской местности.
А ведь власть сулила (с 2005 года) развитие транспортной системы, даже был принят ряд целевых программ. Но как они выполнены, кто и где может ознакомиться с анализом результатов работы? Неизвестно. Хотя президент РФ Владимир Путин постоянно нацеливает региональное руководство на то, чтобы оно обеспечило прозрачность всего происходящего. Каждый житель области должен знать, что сделала власть для улучшения благосостояния. В частности, как выполняются мероприятия по развитию сети автомобильных дорог общего пользования.
Хотя в области и создан департамент промышленности, транспорта и связи, для заметного улучшения дел в отраслях этого оказалось недостаточно. Для координации действий органов, оперативно управляющих автомобильными дорогами и контролирующих работу пассажирского транспорта, необходимо срочно рассмотреть вопрос о введении должности заместителя губернатора по транспорту и развитию дорожной сети. Уверен, от этого во многом будет зависеть успех принимаемых программ и практических действий по развитию этих отраслей.
Леонид ФИЛИН, председатель регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина».